Зарубежные исследования супервизии: имена и модели
В практике психологии и психотерапии в Соединенных Штатах Америки прочно утвердился институт супервизии, выполняющий роль контроля качества реализации услуг в рамках помогающих профессий. В силу неоднозначности своей дефиниции суперви- зия зачастую может рассматриваться как синоним таких понятий, как обучение, консультирование или терапия. Исследователи J. Bernard и R. Goodyear отмечают, что оба процесса имеют такие общие характеристики, как направленность на овладение новыми знаниями и практическим опытом, а также их оценочный характер. Основным же отличием супервизии от обучения является то, что обучение базируется на учебном плане, а супервизия - на конкретной проблемной ситуации и потребностях супервизируемого и его клиента. Общим для терапии и супервизии является наличие проблем психологического содержания. Среди моделей супервизии, основанных на моделях групповой психотерапевтической работы, выделяются психодинамическая модель, клиент-центрированная, когнитивно-би- хевиоральная, системная и конструктивистская. Психодинамическая модель супервизии базируется на подходе 3. Фрейда, который считается родоначальником не только психоанализа, но и супервизии в психотерапии, он впервые использовал обсуждение единичных случаев с коллегами с целью повышения эффективности терапии. Одно из первых обозначений супер- визии в психоанализе принадлежит исследователям R. Ekstein и R. Wallarsteian, которые под супервизией понимали обучение или изучение процесса взаимодействия между пациентом, терапевтом и супервизором, где супервизор играет роль связующего звена между сторонами. Целью супервизии в рамках психодинамического подхода является обучение пониманию динамики конструктивного разрешения конфликтов между супервизором и супервизируемым в целях повышения эффективности работы с клиентом. Супервизия, в рамках клиент-центрированной терапии, основана на работах С. Rogers, который одним из первых предложил записывать на электронные носители интервью терапевтов. По словам С. Rogers, основная цель су- первизии заключается в оказании помощи терапевту в повышении уверенности в своих действиях, понимании себя и специфики терапевтического процесса. Специфическими особенностями супервизии, основанной на когнитивно-бихевиоральной терапии, являются взаимодействие, построенное на четкой структуре каждой встречи, проведение диагностики и сравнительной оценки деятельности супервизируемого. Данная модель супервизии имеет следующие особенности: а) модель опытного терапевта основана скорее на овладении умениями и навыками в области психотерапии, нежели на профессиональной импровизации; в соответствии с этим целью супервизии выступает обучение терапевтическому поведению; б) роль терапевта состоит в выполнении определенных задач, где решение каждой требует наличия соответствующих знаний и умений; супервизия в данном случае позволяет помочь в успешном овладении определенными навыками; в) специфика работы супервизора определяется теорией, на которой основывается его взаимодействие с клиентом; г) потенциал супервизируемого рассматривается как потенциал к обучению. Супервизия, основанная на системном подходе. Рассмотрение данной модели супервизии в рамках американской практики основывается на сопоставлении суперви- зии и системного подхода в семейной терапии, а именно на идее их изоморфизма. Системность проявляется в специфичности и уникальности взаимодействия терапевта, клиента и супервизора, считается, что это не только взаимодействие трех вышеназванных сторон, но и тех, кто имеет влияние и значение для каждого из присутствующих. Конструктивистский подход в супервизии обозначается также как постмодернистский или постпозитивистский. «Конструктивисты признают существование субъективной реальности, субъективного опыта человека, нежели объективной их представленности в реальном мире». Одним из первых конструктивистов в психотерапии выступил G. Kelly. В рамках конструктивистской модели выделяется нарративный подход и подход, направленный на принятие решений. В современной американской психологической и психотерапевтической практике также существует множество моделей, которые были разработаны специально для практики супервизорства. Вот некоторые из них. Комплексная развивающая модель (автор C. Stolten- berg) является наиболее распространенной в практике. По своему содержанию она носит описательный (в отношении процесса, который проводит терапевт) и рекомендательный характер (отношение супервизора). Модель представляет развитие терапевта как прохождение им четырех стадий (уровней) профессионального развития. Каждый уровень характеризуется изменениями, которые происходят в трех главных структурах (осознание себя и других, мотивация, которая отражает заинтересованность консультанта, включенность в работу и автономия или независимость консультанта в принятии решений в профессиональной деятельности). Для каждого из четырех уровней Stoltenberg разработал критерии развития трех представленных выше структур . Модель, разработанная исследователями M. Ron- nestad и T. Skovholt. Данные исследователи исходят из позиции, что большинство моделей супервизии раскрывают лишь два основных этапа: это обучение на старших курсах и на стадии интернатуры, при этом профессиональное развитие на данных стадиях не заканчивается, а только начинается. Модель супервизии, разработанная исследователями С. Longanbill и U. Delworth, представляет три стадии развития терапевта (стагнации, затруднения, интеграции), каждая из которых характеризуется спецификой отношений к миру, к себе и супервизору. Кроме того, ими также разработаны показатели, которые являются универсальными для каждой из трех стадий (среди них взаимоотношения с супервизором, компетентность, осознание своего эмоционального состояния, автономность, профессиональная этика, мотивация, идентичность, направленность. В настоящее время в психологической и психотерапевтической практике также существуют модели супервизии, основанные на реализации супервизором социальных ролей. Так, в дифференциальной модели супер- визии, разработанной J. Bernard, предлагается рассматривать процесс супервизии как реализацию супервизором трех социальных ролей (преподаватель, терапевт, консультант) с соответствующими им целями. Наиболее оптимальным в данном случае является варьирование социальных ролей в зависимости от целей, которые необходимо достигнуть. Модель, разработанная P. Hawkins и R. Shohet, основывается на известном в американской психотерапии выражении «good enough» супервизор, где роль супервизора заключается не только в оказании поддержки, но и принятии на себя ответственности за деятельность и состояние супервизируемого и психоэмоциональное состояние его клиента. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|