Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности и виды патентных исследований

Тема: Патентные исследования

Особенности и виды патентных исследований.

Патентно-информационный поиск.

Оформление отчета о патентных исследованиях.

 

Особенности и виды патентных исследований

 

В деятельности любого субъекта хозяйствования основу бизнеса составляет производство конкурентоспособной про­дукции. Для этого необходимо располагать информацией о конкурентоспособных образцах продукции и технологиях, пользующихся предпочтительным спросом со стороны раз­личных категорий потребителей.

Управление качеством и конкурентоспособностью продук­ции на различных этапах ее жизненного цикла основывается па эффективном использовании различных источников патент­ной информации о новейших достижениях в тех или иных отраслях науки и техники. Одновременно необходим глубокий анализ складывающейся на рынке конъюнктуры, и здесь так­же не обойтись без патентных исследований. Наконец, специалист-изобретатель, придумавший нечто новое в виде изобретения (полезной модели или промышленного образца, другого объекта промышленной собственности) также должен пройти этапы патентных исследований для установления критериев новизны, патентной чистоты и промышленной приме­нимости, прежде чем убедиться в значимости своего изобрете­ния и возможности его патентования.

Патентные исследования в нашей стране проводятся на Основе Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1180-99 «Патентные исследования. Содержание и поря­док проведения по единой методике».

Как определено в стандарте, «патентные исследования – это исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и другой ин­формации».

Патентные исследования проводятся на всех этапах жизнен­ного цикла промышленной продукции (от составления техни­ческого задания на ее выпуск, при проведении НИОКР, при организации массового производства, в процессе коммерческой реализации - до снятия с производства) на основе анализа источников патентной информации с привлечением других видов научно-технической и рекламно-экономической информации.

 

Цели патентных исследований следующие:

- установление требований потребителей к конкретной про­дукции;

- отбор коммерчески значимых (наиболее эффективных) научно-техническихдостижений, связанных с совершенство­ванием продукции;

- оценка технического уровня продукции на различныхэтапах ее жизненного цикла;

- определение патентоспособности объектов промышлен­ной собственности в процессе создания новой продукции и целесообразности патентования их в других странах при ори­ентации на экспорт;

- определение условий реализации промышленной продук­ции на рынке других стран без нарушения прав третьих лиц, вла­деющих действующими на территории этих стран патентами;

- анализ тенденций развития и условий конкуренции на рынке продукции конкретного вида (выявление потенциаль­ных конкурентов, анализ направлений их деятельности, выбор рыночной ниши и т.п.);

- стоимостная оценка объектов промышленной собствен­ности (при продаже или покупке лицензии, постановке объек­тов промышленной собственности на баланс предприятия в качестве нематериальных активов и включении их в уставный капитал предприятий) и т.д.

 

При проведении патентных исследований выделяют следу­ющие этапы:

 

—разработку задания на проведение патентных иссле­дований;

—разработку регламента поиска информации;

—поиск и отбор патентной, научно-технической и конъ­юнктурно-коммерческой информации;

—обработку, систематизацию и анализ отобранной инфор­мации;

—обобщение результатов, отчет о патентных исследованиях.

 

Патентные исследования выполняются на основании зада­ния. В нем определяются задачи, содержание работ и ответ­ственные исполнители по каждому их виду, сроки выполнения и формы отчетных документов.

 

Регламент поиска представляет собой программу, опреде­ляющую область проведения поиска по фондам патентной и другой научно-технической информации.

Для определения области поиска требуется:

сформулировать предел поиска; выбрать источники информации (включая базу данных на машинных носителях); определить ретроспек­тиву поиска и страны; выбрать классификационные рубрики Международной патентной классификации и других для фор­мулирования предмета поиска в терминах соответствующих рубрик. Таким предметом могут быть устройство, способ, ве­щество, дизайн, маркировка. Выделенные предметы поиска и носятся в соответствующую графу таблицы «Регламент по­иска». Аналогично в нее заносятся данные по другим позици­ям поиска.

В качестве стран поиска выбираются страны, занимающие ведущее положение в мире по данной отрасли техники. Глуби­на (ретроспективность) поиска информации зависит от целей патентных исследований на различных этапах жизненного цикла объекта.

Для исследований по определению требований к объекту техники, анализу тенденций развития, оценке технического уровня и коммерческой значимости научно-технических достижений поиск проводят на глубину до 15 лет; для определе­ния новизны объекта промышленной собственности - на глубину от 15 до 50 лет. При экспертизе объекта на патентную чистоту глубина поиска определяется сроком действия патента в стране поиска.

При проведении патентных исследований анализируют полные описания изобретений, отбирая необходимые сведения и дополняя их информацией из других источников научно-технической информации. Формируется своеобразное досье на каждый исследуемый объект промышленной собственности, включаемый в аналитическую базу данных, которое пе­риодически дополняется.

Применяют различные способы систематизации информа­ции об изобретениях в зависимости от целей патентных иссле­дований. Наиболее распространенным является метод распре­деления изобретений по годам приоритета или годам выдачи охранных документов.

В зависимости от вышеизложенных целей патентных ис­следований используются конкретные патентные и непатент­ные методы и способы поиска информации.

При исследовании соответствия качества конкретной про­дукции требованиям потребителей изучают требования по­требителей к продукции аналогичного назначения. Основным непатентным методом выявления требований к промышлен­ной продукции является анкетирование ведущих организаций, производящих аналогичную продукцию.

Эффективным способом выявления недостатков объектов промышленной собственности аналогичного назначения явля­ется изучение источников патентной информации, относящих­ся к изобретениям в данной области техники. Он позволяет выявить потребности в новых изделиях, которые рядовой по­требитель этой продукции еще не ощущает.

Применение этого способа эффективно тем, что в описании изобретений имеется раздел, содержащий анализ недостатков существующих технических решений. Необходимым условием максимального удовлетворения экспортной продукции требо­ваниям потребителей на зарубежном рынке является предвари­тельное изучение номенклатуры изделий аналогичного назна­чения, которые пользуются спросом на конкретном рынке.

При исследовании соответствия технического уровня про­дукции последним достижениям науки и техники на основа­нии анализа патентной информации основным критерием эф­фективности (коммерческой значимости) является показатель технического уровня объектов промышленной собственности, определяемый путем сравнения совокупности его технико-экономических параметров с соответствующими параметрами объектов-аналогов (или перспективного образца).

К этим критериям относятся эстетические и эргономические показатели объекта техники, т.е. его внешний вид. В связи этим требуется тщательная дизайнерская проработка продук­ции при создании промышленных образцов для обеспечения конкурентоспособности изделий различных отраслей народного хозяйства (легкой промышленности, автомобилестроения, манко- и приборостроения, обрабатывающей промышленности. Значение патентных исследований в этом направлении
чрезвычайно важно.

Одной из наиболее значимых целей патентных исследова­нии является оценка технического уровня продукции на различных этапах ее жизненного цикла. Она является важнейшей составной частью патентных исследований, связанных с анализом продукции в процессе ее создания, производства и коммерческой реализации. Оценка проводится посредством сопоставления совокупности значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции и эталонных (базовых) образцов.

Итоги проверки на патентную чистоту отражают в отчете о патентных исследованиях и патентном формуляре.

Значима роль патентных исследований при изучении фак­торов, определяющих конкурентоспособность промышленной продукции как товара на рынке.

Конкурентоспособность - способность объекта техники в определенный период обеспечить коммерческий или иной успех на конкретном рынке в условиях конкуренции или про­тиводействия ; обеспечивается за счет вышеназванных и других групп факторов, определяющих ее.

Патентные исследования являются действенным инстру­ментом изучения тенденций развития рынка продукции анало­гичного назначения путем анализа динамики изобретательской активности в данной отрасли техники, основанной на постро­ении относящихся к данной продукции динамических рядов патентования изобретения в стране намечаемого экспорта. Та­кой анализ дополняют информацией о капиталовложениях в отрасли промышленности, являющиеся основными потреби­телями данного вида продукции.

При изучении условий конкуренции на конкретном рынке главной задачей является выявление фирм-конкурентов на рынке конкретной страны. Патентные исследования проводят путем анализа библиографических частей рефератов или опи­саний изобретений к патентам, выданным в той или иной стра­не, где приводятся сведения о фирмах-патентовладельцах и количестве принадлежащих им патентов. Изучают тенденции в разработке новых изделий конкурирующими фирмами путем анализа всех изобретений этих фирм. Для этого изучают опи­сания изобретений к патентам, выданным фирмам в различ­ных странах.

Конечным результатом исследований является выбор такого сегмента рынка, который еще не занят конкурирующими фирмами. Это может быть достигнуто путем создания изделия, которое будет иметь потребительские качества, не достиг­нутые в изделиях фирм-конкурентов.

В изучении деятельности фирм-конкурентов также важен анализ ассортимента их продукции. Для его установления в процессе патентных исследований необходимо провести фир­менный патентный поиск по патентным бюллетеням ведущих стран с использованием годовых именных указателей.

Выявленные в процессе поиска охранные документы (патенты, свидетельства и др.) по каждой стране систематизиру­ют по видам продукции. Анализ ассортимента продукции фирм-конкурентов позволяет определить собственную ассортиментную политику.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.