Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникативный этап. Контакт оратора и аудитории. Проблема ораторского страха

1. Значение коммуникативного этапа.

2. Корректировка продукта подготовительного этапа.

3. Управление поведением аудитории. Виды внимания.

4. Приемы поддержания внимания слушателей.

5. Управление собственным поведением. Качества личности оратора, которые оценивают слушатели. Ораторский страх.

6. Правила эффективной коммуникации на разных этапахобщения.

- 1 -

На коммуникативном этапе предполагается система действий субъекта по налаживанию контакта с аудиторией на всех этапах коммуникации как необходимое условие эффективной реализации мыслеречевой деятельности. Контакт – это общение без помех, т.е. высший уровень общения, который характеризуется взаимодействием двух поведений (субъекта и аудитории). Процесс взаимодействия – это интеллектуальное и эмоциональное сопереживание участников общения.

Для установления и сохранения контакта необходима следующая система действий:

- корректировка продукта подготовительного этапа по ходу общения;

- управление поведением аудитории;

- управление собственным поведением.

Если все рассмотренные ранее законы направлены на подготовку главным образом содержательной стороны коммуникации, то закон ЭК включает в себя помимо этого еще и деятельностную сторону коммуникации: фиксация говорящим не только того, что он говорит, но и того, что он и другие делают.

- 2 -

Корректировка продукта подготовительного этапа зависит от состава аудитории, т.к. прогнозируемый портрет аудитории может полностью или частично не совпадать с ее реальным образом. На корректировку продукта влияет и поведение аудитории, ведь невозможно заранее прогнозировать общий психологический настрой аудитории, сиюминутные реакции. По ходу общения может быть изменена стратегия (уточняется целевая установка, круг обсуждаемых проблем, тезис), тактика (дополняются и заменяются средства аргументации и активизации мыслительной и чувственно-эмоциональной деятельности аудитории), речевая среда (отбираются наиболее эффективные речевые средства воздействия на аудиторию).

- 3 -

Управление поведением аудитории предполагает умение систематизировать информацию, идущую от аудитории через глаза, мимику, жесты, позы, вопросы, реплики, записи и реагировать на них. Названное действие дает возможность субъекту поддерживать обратную связь на протяжении всего процесса коммуникации, а также позволяет в определенный момент внести необходимые изменения в логику изложения.

Одна из важнейших проблем для любого оратора – это поддержание внимания слушателей. Внимание – это направленность познавательных психических процессов на какой-то объект действительности с одновременным отвлечением от других объектов. Если слушатели внимательны к словам оратора, их мышление и память сосредоточены на сказанном. В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает, когда:

1. человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным;

2. в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;

3. действует сильный, меняющий свою интенсивность и контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, т.к. оно возникает само и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание. Произвольное, или волевое, внимание возникает при выполнении обязательной, но не интересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя характеризуется относительной устойчивостью и зависит от сложности вопроса и физического состояния слушателей.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример – ораторов древности слушали по 5-6 часов подряд).

«Секрет» успешных вариантов начала выступления состоит как раз в том, что они вызывают непроизвольное внимание слушателей. Необходимо иметь в виду, что существуют периоды внимания: эти периоды равны 10-15 минутам. По истечении такого периода внимание падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего 15-минутного периода внимание падает уже существенно. Таким образом, внимание слушателей падает к 15-й, 30-й, 45-й минуте. В эти моменты следует дать возможность слушателям немного отдохнуть. Через 45 минут желательно сделать перерыв. Учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление – это такое, которое укладывается в минимальный «период внимания», т.е. в 10-15 минут. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, т.к. оно целиком будет обеспечено вниманием аудитории. Исследователи внимания участников конференций, совещаний, симпозиумов пришли к выводам, что пленарный доклад внимательно слушают только 10% присутствующих, да и то только первые пятнадцать минут. 20% думает о своем, около 50% дремлет. Было установлено, что комфорт на конференции обратно противоположен вниманию к выступлению. Отсюда вывод: пленарные заседания в большой аудитории имеют невысокую эффективность. Внимание аудитории легче поддерживать, если она невелика и если слушатели не могут расположиться в ней с полным комфортом.

Существуют специальные приемы, позволяющие поддерживать внимание аудитории на достаточно высоком уровне. Назовем наиболее распространенные.

1. Диалогизация выступления. Выступление можно построить по вопросно-ответной схеме: оратора сам задает вопрос и сам на него отвечает. Этот прием часто использовался в практике древних ораторов, используется и нашими современниками.

2. Вопросы к аудитории. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, независимо от их сложности по содержанию, они требовали односложного ответа. Если слушатели не дали ответ сразу, оратор отвечает сам.

3. Организация дискуссии. Обеспечивает активизацию внимания аудитории прием «провокации»: оратор высказывает что-либо спорное и вызывает активное несогласие аудитории, а потом разъясняет свою позицию.

4. Обращение к отдельным слушателям. Например, оратор спрашивает: «Вы, я вижу, придерживаетесь иной точки зрения?» Такое обращение активизирует всю аудиторию.

5. Авансирование. Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: «но об этом несколько позже…», «Об этом я подробнее расскажу потом…»

6. Акцентировка оратором отдельных слов, фраз, мыслей. Акцентировка может осуществляться разными способами. Она может быть только звуковой: пауза, изменение темпа, ритма, интонации, логическое ударение. Отсутствие звуковой акцентировки резко снижает активность аудитории, понижает уровень внимания. При монотонном, бесстрастном изложении показатели понимания значительно ухудшаются, создается эффект «насыщения» - информация перестает восприниматься. Актеры, митинговые ораторы часто используют такой прием звуковой акцентировки, как «вокальная спираль» – постепенное увеличение громкости и страстности к концу выступления. Акцентировка достигается и правильной расстановкой пауз. Необходимо несколько фраз, предшествующих важной мысли, произнести чуть быстрее, а затем сделать паузу. Паузами предваряются цитаты, которые читаются чуть медленнее, чем остальной текст. Активизируют внимание и неожиданные паузы, которыми, однако, не следует злоупотреблять. Другой способ акцентировки – акцентировка лексическими средствами. Оратор употребляет специальные слова: прошу обратить внимание, что особо важно, что интересно, нужно подчеркнуть и т.д.

7. Физическое привлечение внимания: демонстрация предмета, макета, наглядности.

8. Отрыв от конспекта. Оратор, читающий текст с листа, отрываясь от конспекта, начинает говорить своими словами, что значительно активизирует слушателей.

9. Усиление эмоциональности.

10. Использование юмора.

11. Спуск в зал, приближение к слушателям.

- 4 -

Управление собственным поведением предполагает умение субъекта согласовать свои мимику, жесты, телодвижения с замыслом. Все движения должны не мешать, а работать на главную мысль. Кроме того, субъект должен владеть своим психическим состоянием: управлять эмоциями, не раздражаться, не повышать голоса, не придираться к словам, не обижаться, стараться быть сдержанным, доброжелательным, внимательным.

Сведения, которые сообщает оратор в процессе публичного выступления, слушатели не отделяют от личности самого оратора. Запоминается личность, а вместе с тем и идеи этой личности. Перечислим и проанализируем свойства личности, влияющие на эффективность ораторской речи. Аристотель называл 3: «разум, добродетель и благорасположение». Современный исследователь А.К. Михальская указывает 7: обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность.

Обаяние – это умение быть естественным, быть собой, проявлять свою индивидуальность. Речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Индивидуальность оратора должна быть очевидна для аудитории, ее надо культивировать.

Артистизм – это умение, соблюдая чувство меры, общаться с окружающими активно и с игровой установкой, играя, однако, не какую-то роль, а самого себя. Психологи установили, что популярность у публики создается проявлением двух тенденций: 1) стремлением к индивидуализации; 2) некоторым конформизмом, выражающимся в умении и стремлении не выходить за пределы экспрессивности в поведении. Безусловно, важны и зрительно воспринимаемые элементы речи: внешность, манеры, поза, жесты, мимика.

Уверенность выражается в умении играть роль «главного», вести за собой слушателей, без сомнений и колебаний управлять аудиторией. Но уверенно и спокойно управлять аудиторией могут далеко не все. Чувство беспокойства знакомо и профессионалу, и новичку. Ораторский страх связан с тем, что оратор всегда находится в ситуации оценки, имеет риск быть отрицательно оцененным, не принятым слушателями. В ходе непосредственного общения может наблюдаться такое психологическое общение, как шок, для которого характерны такие проявления, как нервозность, чрезмерное напряжение, заторможенность реакций, забывчивость и т.д.

Причины шока:

- в самом говорящем: недостаточность подготовки, слабое владение приемами установления и сохранения контакта;

- в поведении аудитории: некорректность и нетактичность, грубые реплики, вопросы, смех, перебивание;

- во внешней среде: шум, частые хождения, присутствие посторонних людей, людей, критически оценивающих действия говорящего или вызывающих у него антипатию.

Важные, критические ситуации, в частности, ситуация публичного выступления, может вызвать у человека целый комплекс психических и физических реакций, называемый стрессом. Это важнейший адаптивный механизм, суть которого - быстрая активизация всего механизма, мобилизация всех его сил для выхода из опасного положения, спасения. Если при физической опасности человек может спасаться бегством, использованием своих двигательных возможностей, то в ситуации публичного говорения, особенно если существует иерархия отношений говорящего и слушающий, стрессовая ситуация осложняется тем, что уйти от нее нельзя. Рассмотрим механизм стресса.

органы чувств

(зрение, слух)

 

центральная нервная система

 

надпочечники (вырабатывают гомон адреналин)

 

мышечное возбуждение общее усиление обмена веществ
напряжение групп мышц (шеи, плеч, рук, челюстной мускулатуры попеременное сокращение противоположных групп мышц (дрожь) учащенное дыхание и сердцебиение, потение, прилив крови к голове, рукам, ногам
       

 

Выброс энергии сдерживается усилием воли: оратор вынужден стоять и внешне не показывать признаков волнения. Однако некоторые внешние проявления бывают заметны:

1. дрожь рук, желание ухватиться за что-нибудь;

2. затруднение речи, нечеткость дикции, что является следствием сокращения шейно-плечевой мускулатуры;

3. выступление капелек пота;

4. учащение дыхания, что нарушает ритм речи;

5. рассредоточенность внимания, забывание:

6. бессознательные движения (манеризмы): покачивание, манипуляции с мелкими предметами и т.п.

Существует система средств, направленных на борьбу со стрессом., включая приемы самовнушения и двигательные упражнения. Следует усвоить, что говорящий оценивает свое волнение гораздо сильнее, нежели это заметно окружающим. Зачастую сильно взволнованный человек внешне выглядит вполне уверенным. Для преодоления волнения важна установка на благоприятный исход, а главное – достаточный уровень подготовки к выступлению.

Дружелюбие – одно из основных условий действенности речи. Никто не захочет слушать человека умного и искреннего, но настроенного враждебно к своему адресату. Даже если слушатель заведомо несимпатичен, следует постараться разглядеть в нем хотя бы одну черту, которая вам импонирует. Начинать речь следует с дружеского вступления.

Искренность оценивается слушателями безошибочно и немедленно. Неискренность проявляется в поведении (интонация, взгляд, мимика и т.д.), в бездоказательности суждений, необоснованности выводов, плохой подготовке к выступлению. Такая речь говорит о некомпетентности, что само по себе показывает на неискренность, ведь желание победить кого-то в вопросе, в котором сам мало разбираешься, есть попытка обмануть слушателя.

Объективность предполагает стремление полно и доказательно показать превосходство взглядов оратора над другими взглядами. Следует учесть возможные возражения и самим ответить на них, не дожидаясь, пока они возникнут. Доказывая свое мнение, нельзя делать вид, что других точек зрения не существует.

Увлеченность проявляется в том, что оратор насколько возможно избегает говорить о предмете, ему совершенно безразличном. Живая неподдельная заинтересованность оратора передается слушателям, способствует концентрации внимания.

Важнейшую роль в выступлении перед аудиторией играет соблюдение оратором регламента выступления. Соблюдение регламента – это уважение к аудитории, это демонстрация оратором своей хорошей подготовки и уверенности в себе и это, наконец, важнейшее средство, обеспечивающее запоминаемость и убедительность сообщаемой оратором информации. Как уложиться в регламент? Есть некоторые принципы, которым надо следовать:

1. не опаздывать, начинать выступление вовремя;

2. идти навстречу аудитории, если поступают просьбы закончить пораньше;

3. не увеличивать темп речи, чтобы успеть, т.к. это нарушает понимание и раздражает слушателей;

4. отвечая на вопрос, не превращать ответ во вторую лекцию;

5. стараться закончить немного раньше намеченного срока.

- 5 -

Данная система действий опирается на технологию налаживания контакта на всех этапах непосредственного общения субъекта и аудитории:

а) докоммуникативный этап (создание предпосылок к установлению контакта):

- чувственно-визуальные средства помогают выстроить первое впечатление об аудитории;

- мыслительные средства предназначены для оперативной ориентации субъекта в ситуации с целью ответа на вопросы: надо ли корректировать продукт подготовительного этапа? что корректировать (стратегию, тактику, речь)?

- вербальные средства направлены на ориентацию в ситуации с помощью вопросов: кто вы? с какой целью пришли? отчего подавленное настроение? Это «разведывательные» вопросы, которые задаются как бы между прочим, без привлечения внимания;

б) этап выступления имеет своей задачей установление контакта, для чего необходимо использовать соответствующую систему средств:

- средства включения аудитории в общение (улыбка, приветствие, первая фраза);

- чувственно-визуальные средства анализа ситуации общения (выражение лица, глаза, жесты, реплики, вопросы);

- средства включения аудитории в проблему (проблемный вопрос, яркий пример, уместная цитата, четко сформулированная задача общения и т.д.);

в) этап основной части имеет задачу сохранения контакта путем организации процесса усвоения аудиторией проблемы, что возможно осуществить с помощью определенной системы средств:

- формальные средства усвоения (активные формы: игры, практикумы), вводящие субъекта в деятельностный режим, обеспечивающий прочное усвоение материала,

- содержательные средства усвоения (приемы активизации мыслительной и чувственно-эмоциональной деятельности аудитории);

- г) этап заключения предполагает заключение контакта, основывающееся на умении субъекта вызывать у аудитории потребность в дальнейшем общении с помощью соответствующей системы средств:

- вербальных (подведение итогов общения, построение вывода, заключения, что желательно оформить в виде тезиса – лаконично выраженной главной мысли общения);

- мыслительных (внутренний аналитический процесс: что получилось, что не получилось, что можно скорректировать).





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.