Здавалка
Главная | Обратная связь

Искусственные материалы



 

Волокна, не принадлежащие к миру природы, делятся на искусственные и синтетические. Искусственные волокна получают из продуктов химической переработки природных полимеров (например, белков, нуклеиновых кислот, каучука). Синтетические же волокна получают из полимеров, не имеющихся в природе, то есть, синтезированных химическим путем.

Синтетические волокна начали вырабатывать лишь в 20-м веке. Производство синтетических волокон заключается в том, что раствор или расплав каких-либо полимеров продавливается через мельчайшие отверстия в среду, вызывающую быстрое затвердевание образовавшихся тонких волокон.

Синтетические волокна быстро завоевали популярность во всем мире благодаря быстроте и дешевизне своего изготовления, а также тому, что они позволяют сберегать природные ресурсы.

 

Термины, которые надо знать

“Синтез” – соединение различных элементов в единое целое. Химический синтез представляет собой целенаправленное получение различных продуктов с помощью химических реакций.

 

Вискоза

 

Ткани из вискозы обычно причисляют к натуральным. Однако они, по сути дела, таковыми не являются. Вискоза - это волокно, полученное искусственным путем из целлюлозы. А вот целлюлоза является главной составной частью клеточных стенок растений, значит, имеет натуральное происхождение. Целлюлоза содержится, в частности, в стволовой древесине, а также в коробочках хлопчатника и в лубяных волокнах. Производство вискозы считается выгодным благодаря доступности исходного сырья.

К несомненным достоинствам вискозного волокна относится то, что оно прекрасно впитывает влагу, легко окрашивается и хорошо утюжится. Вискоза очень хороша для изготовления летних вещей.

Недостатком вискозы является то, что она довольно быстро изнашивается, мнется, и, кроме того, легко рвется в мокром состоянии (что особенно неудобно при стирке). В настоящее время эти недостатки частично устраняются путем изготовления так называемой модифицированной вискозы.

 

Термин, который надо знать

“Ткачество” – выработка ткани на ткацком станке, ручном или механическом. Ручной ткацкий станок является одним из древнейших изобретений человека. Подобные станки, например, можно до сих пор увидеть в отдаленных деревнях России. Механический ткацкий станок изобретен во второй половине 18-го века.

 

Ацетат

 

Ацетат – это искусственное волокно, формуемое из целлюлозы. Ацетат не является синтетикой, так как он вырабатывается хотя и искусственным путем, но из натурального сырья.

Достоинствами ацетатного волокна являются, прежде всего, его эластичность и мягкость. Оно мало мнется и хорошо пропускает ультрафиолетовые лучи. Недостатками ацетата являются следующие свойства: он непрочен, быстро изнашивается, неустойчив к воздействиям высокой температуры (например, довольно сильно деформируется в горячей воде и при глажении). Кроме того, ацетат достаточно сильно электризуется.

Ацетат применяется главным образом в производстве белья, преимущественно, женского. В настоящее время для улучшения качества изделий ацетат чаще всего смешивают с синтетическими или натуральными волокнами.

 

Термин, который надо знать

“Деформация” – происходящее в результате внешних воздействий изменение взаимного расположения точек объекта, при котором меняется расстояние между ними. Деформация называется упругой, если она исчезает после прекращения внешнего воздействия, и пластической, если она полностью не исчезает.

 

Полиэстер

 

Полиэстер является на сегодняшний день одним из самых распространенных синтетических волокон. К его достоинствам относится, во-первых, очень большая прочность (он фактически не изнашивается). Во-вторых, полиэстер практически не мнется (или моментально восстанавливается после смятия). Он не теряет своих качеств на свету или под воздействием разнообразных погодных явлений, он также стоек к органическим растворителям.

Недостатками полиэстера являются: недостаточная воздухопроницаемость, довольно сильная электризуемость и некоторая жесткость. В настоящее время эти недочеты частично устраняются модифицированием. Надо отметить, что синтетические волокна нового поколения обладают лучшими гигиеническими качествами, чем прежде. Они более мягкие на ощупь, лучше пропускают воздух и меньше электризуются.

Тем не менее, вещи из полиэстера не слишком хорошо подходят для жаркой погоды. Их не стоит брать с собой на теплые курорты, они там, скорее всего, не пригодятся. Летом вещи из полиэстера стоит носить только в том случае, если они имеют разрезы, декольте и т.п., т.е. хорошо пропускают воздух.

Полиэстер, как и большинство синтетических тканей, нельзя утюжить сильно нагретым утюгом. Впрочем, вещи, сшитые из полиэстера, практически не требуют утюжки. Достаточно после стирки их расправить, хорошо стряхнуть и высушить (лучше всего, на плечиках).

 

Термины, которые надо знать

“Основа” – нити, идущие параллельно друг другу вдоль ткани. В процессе ткачества нити основы переплетаются с нитями утка, расположенными перпендикулярно к ним.

“Уток” – поперечные нити ткани, переплетающиеся в процессе ткачества с нитями основы.

 

Акрил

 

Акрил (полиакрилнитрил) – синтетическое волокно, по многим свойствам близкое к шерсти. На этикетках вещей акрил иногда обозначается аббревиатурой PAN (по первым буквам слова “поли-акрил-нитрил”).

Акрил устойчив к действию света и разнообразных погодных условий. Он стойко переносит воздействия кислот, слабых щелочей и других органических растворителей. Проще говоря, он хорошо переносит химическую чистку.

Достоинствами акрила являются его легкость, мягкость, а также визуальное сходство с шерстью. Его недостатки: во-первых, он довольно сильно электризуется, во-вторых, нередко растягивается при стирке, и, в-третьих, имеет обыкновение покрываться “катышками”. Акрил нельзя подвергать действию высоких температур. Его надо стирать в воде комнатной температуры и гладить слабо нагретым утюгом. Вещи из акрила лучше не стирать, а отдавать в химическую чистку, тогда они прослужат дольше.

Из акрила изготавливают преимущественно верхний и бельевой трикотаж, а также шарфы, ковры и ткани. Акрил из-за соображений практичности часто смешивают с натуральными или другими синтетическими волокнами.

 

На заметку

Подчас при покупке джемпера, свитера или жакета, несмотря на данные, указанные на этикетке, бывает трудно точно определить, связана ли вещь из акрила или из натуральной шерсти. Помочь в этом может следующий прием: чтобы определить, шерсть это или акрил, надо (прошу прощения!) понюхать вещь, которую вы собираетесь приобретать. Натуральная, природная шерсть всегда имеет более или менее уловимый “животный” запах, присущий натуральному волокну. Акрил же такого запаха не имеет.

 

Полиамид

 

Полиамид является синтетическим волокном. Раньше его называли капроном, нейлоном или перлоном.

Полиамид необыкновенно прочен и эластичен. Он весьма устойчив к действию разнообразных химикатов, поэтому его часто используют для изготовления одежды, предназначенной для работы в агрессивной среде.

Существенными недостатками полиамида являются следующие: он почти не впитывает влагу, сильно электризуется, теряет свою прочность на ярком свету или при сильной жаре. Полиамид, как и все синтетические материалы, нельзя подвергать действию высоких температур.

В настоящее время полиамид в чистом виде практически не используется для изготовления тканей. Его почти всегда смешивают в тех или иных пропорциях с другими волокнами для достижения лучших потребительских свойств.

 

Из недавней истории

В начале пятидесятых годов 20-го века появились и сразу стали необычайно модными капроновые чулки. До этого времени женщины носили фильдекосовые или платированные чулки (колготок в то время еще не было). Капроновые чулки были прозрачными, тугими, и красиво облегали ногу, они моментально стали предметом мечтаний каждой молодой женщины. В магазинах их поначалу не было, их привозили из-за границы.

Женщины чрезвычайно берегли эти чулки, и, если на них спускались петли, они сдавали их в ремонт в специальные ателье. Мало того, в магазинах продавались специальные устройства для поднятия спущенных петель, и это давало возможность многим умелицам иметь приработок, беря у знакомых заказы на ремонт чулок.

 

Полиуретан

 

Полиуретан (спандекс, лайкра) – синтетическое волокно, по своим механическим свойствам сходное с резиновыми нитями.

Полиуретан более чем другие синтетические волокна устойчив к кожному жиру и поту, а также к органическим растворителям. К числу недостатков полиуретана относится то, что он практически не впитывает воду и очень плохо пропускает воздух. Кроме того, полиуретан теряет свою прочность на ярком свету и при воздействии высоких температур. Поэтому вещи с большим содержанием спандекса или лайкры не годятся для жаркой и солнечной летней погоды.

Полиуретан применяется в основном в производстве чулочно-носочных и корсетных изделий (колготок, трусиков-поясов, граций, бюстгальтеров и пр.), а также спортивной одежды. Кроме того, полиуретановые волокна (поскольку они обладают сходством с резиновыми нитями) нередко добавляются в трикотажные полотна для придания им большей эластичности.

 

Термин, который надо знать

“Эластичность” – способность материала испытывать упругие (исчезающие после прекращения внешнего воздействия) деформации. Одним из самых эластичных материалов является резина.

 

Ассортимент тканей

 

Тонкие ткани

 

К основным видам тонких тканей, используемых в настоящее время, относятся батист, маркизет, вуаль, шифон, жоржет, крепдешин и органза. Некоторые из этих тканей сейчас производят не только из натуральных, но и из искусственных волокон. Например, крепдешин, жоржет и шифон делают сейчас не только из натурального шелка, но гораздо чаще из полиэстера, сохраняя характер поверхности и внешний вид, присущий этим тканям.

 

Батист

 

Очень тонкая, полупрозрачная льняная (реже хлопчатобумажная) ткань полотняного переплетения. Ее родиной, как, впрочем, и большинства легких тканей, является Индия. Батист ложится воздушными, мягкими складками. В настоящее время он используется преимущественно для изготовления блуз, а также нарядной и летней одежды.

Батист великолепно стирается и утюжится. Он, как и все натуральные ткани мнется, но складки, образующиеся при этом, выглядят естественными и не портят вид вещи. Наиболее наряден белый батист.

Для того чтобы образно представить себе, как выглядит батист, достаточно вспомнить эпоху мушкетеров. В то время мужчины носили белоснежные батистовые сорочки, богато украшенные кружевами. Можно также вспомнить легкие, воздушные платья женщин чеховского времени, сшитые из белого батиста и украшенные многочисленными рюшами и оборками.

 

Термин, который надо знать

“Кумач” – ткань, преимущественно хлопчатобумажная, окрашенная в ярко-красный, пунцовый цвет. Интересно, что название “кумач”, кажущееся исконно русским, ведет свое происхождение из тюркской группы языков.

 

Маркизет

 

Маркизет - это легкая, тонкая, почти прозрачная, преимущественно хлопчатобумажная ткань из очень тонкой, крученой пряжи. К сожалению, в настоящее время отечественная промышленность выпускает довольно мало маркизета.

Маркизет прекрасно драпируется, он хорошо пропускает воздух, легко стирается и утюжится. Эта ткань великолепно подходит для пошива блуз и летних вещей. Чтобы визуально представить себе маркизет, достаточно вспомнить необычайно женственные платья 30-х годов с удлиненными расклешенными юбками, рукавами-буфф и воротниками, завязывающимися бантом.

 

Термин, который надо знать

“Веретено” – приспособление для ручного или машинного прядения. В ручном прядении веретено представляет собою вертикальный вращающийся стержень для наматывания пряжи, ровницы или нити. В машинном прядении на веретено надевается шпулька, катушка и т.п.

 

Вуаль

 

Вуаль – это редкотканая, почти прозрачная, преимущественно хлопчатобумажная (реже шелковая или шерстяная) ткань. Вуаль имеет полотняное переплетение, по своему виду она напоминает густую марлю. Название этой ткани произошло от большого покрывала, являвшегося частью женского костюма, и предназначенного для того, чтобы закрывать лицо и тело женщины. Подобная вуаль в странах Востока называется “чадра” или “паранджа”.

Вещи из вуали надо стирать осторожно, не подвергая их большой механической нагрузке (из-за редкого переплетения). Вуаль прекрасно утюжится, отлично пропускает воздух, для лета она незаменима.

 

Ситец

 

Ситец представляет собой тонкую, легкую хлопчатобумажную ткань полотняного переплетения, чаще всего с пестрым набивным рисунком. Ситец с яркими цветочными узорами испокон века применялся для шитья русской народной одежды: сарафанов, рубах, мужских косовороток и т.п.

Недостатками ситца являются его невысокая прочность, а также не слишком большая стойкость окраски (ситцевые вещи нередко линяют и выгорают на солнце). В настоящее время эти недостатки ситца частично устраняются путем аппретирования.

Основными достоинствами этой ткани являются ее легкость, воздухопроницаемость, а также относительная дешевизна. Ситец прекрасно стирается, он быстро сохнет и легко утюжится. Ситцевые вещи незаменимы для лета, особенно для детской одежды.

Пример удачного использования ситца: открытое платье-сарафан, сшитое из белого ситца с узором в крупный красный горошек.

 

Термин, который надо знать

“Аппретирование” – окончательная обработка материала, а именно - пропитка текстильных материалов или нанесение на них различных веществ, называемых аппретами (крахмал, клей, синтетические смолы и т.п.). Аппреты придают тканям блеск, большую жесткость, несминаемость, безусадочность, огнестойкость и другие необходимые свойства.

 

Шифон

 

Тонкая прозрачная хлопчатобумажная или шелковая ткань полотняного переплетения с повышенной плотностью. Благодаря этому ткань имеет больший вес, а это, в свою очередь, позволяет ей образовывать красивые, пластичные складки. Шифон был чрезвычайно популярен в эпоху модерна. Утонченные, изысканные дамы того времени носили шифоновые блузы с очень пышными, присобранными рукавами, застегивающимися на высокие узкие манжеты с мелкими обтяжными пуговками.

В настоящее время шифон делается преимущественно из синтетического волокна. Эта ткань не мнется, она великолепно подходит для изготовления элегантных, нарядных блуз, украшенных многочисленными воланами и рюшами. Красиво смотрятся также свободные юбки или брюки со множеством складок, выполненные из узорчатого шифона, на тонкой подкладке.

 

Жоржет

 

Жоржет (его еще называют “креп-жоржет”) представляет собой тонкий, полупрозрачный шелковый креп с матовой, слегка зернистой на ощупь фактурой. Жоржет эластичен, он красиво драпируется, образуя изящные, мягкие фалды. Эта ткань выглядит благородно и элегантно, в последние годы она чрезвычайно популярна. Из нее шьются не только блузы, юбки и платья, но и костюмы, и даже летние пальто.

Пример эффектного использования жоржета: модное в эпоху НЭПа маленькое черное платье с драпировкой и глубоким вырезом на спине, изысканно украшенное черным стеклярусом.

 

Термин, который надо знать

“Креп” – шелковая, хлопчатобумажная или шерстяная ткань с чуть шероховатой поверхностью, образующейся благодаря волнообразно прогнутым волокнам.

 

Крепдешин

 

Тонкий шелк с матовой, зернистой, чуть шероховатой поверхностью. Крепдешин внешне похож на жоржет, но, в отличие от него, он непрозрачен. Крепдешин прекрасно драпируется, образуя пластичные мягкие фалды. Эта ткань выглядит необычайно благородно, она придает вещам особую женственность. Фактура крепдешина в настоящее время чрезвычайно популярна. Эта ткань великолепно подходит для блуз, нарядной и летней одежды.

Пример эффектного использования этой ткани: вечерний брючный костюм из темно-синего крепдешина, отделанный атласом тон в тон.

 

Термин, который надо знать

“Файдешин”, “фай” – тонкая, но плотная шелковая ткань с очень мелкими поперечными рубчиками, которые образуются в результате того, что уточная нить имеет большую толщину и плотность, нежели нить основы.

 

Кружевное полотно

 

Кружевное полотно представляет собой сложный узор (чаще всего растительного орнамента), вытканный на прозрачной сетчатой основе. В наше время кружево вырабатывают преимущественно машинным способом из хлопчатобумажного, а чаще синтетического или смешанного волокна, имитирующего шелковую пряжу.

Кружевное полотно применяют, в основном, для изготовления нарядного дамского белья, а также для создания моделей выходной одежды (блуз, платьев, свадебных туалетов и пр.). Кроме того, кружево часто применяют и в качестве отделки.

Кружево является чрезвычайно эффектным материалом. Его несомненным достоинством является то, что оно, пожалуй, больше, чем любая другая ткань, подчеркивает женственность, придает облику особое очарование и соблазнительность. Тяжелое выпуклое кружево (“алансон”) применяется для создания облегающих моделей, подчеркивающих фигуру, а тонкое, воздушное (“шантильи”) – для платьев с оборками, широкой юбкой и пышными рукавами.

К недостаткам кружева можно отнести следующие. Во-первых, его надо крайне осторожно утюжить, чтобы не повредить сетчатую основу (синтетическое кружево вообще нельзя утюжить горячим утюгом). Во-вторых, кружево имеет тенденцию образовывать “зацепки”, вытягивающиеся из нитей узора, поэтому вещи из него требуют аккуратной эксплуатации.

Пример использования этого материала: жилет длиной до щиколоток, сшитый из черного гипюра, надетый поверх брюк и топа из эластичного атласа.

 

Немного истории

Искусство плетения кружев получило свое основное развитие в 17-м веке. В то время увлечение кружевами было повсеместным, они применялись не только в светской, но и в церковной одежде. Основными центрами по производству кружев были тогда Венеция и Брюссель. В 19-м веке появилось машинное производство кружев. С этого периода кружево, бывшее до этого времени предметом роскоши, превратилось в обычное дополнение одежды, прежде всего, белья.

 

Органза

 

Органза – это тонкая, жесткая, прозрачная шелковая ткань, выработанная мелкоузорчатым переплетением. Органза имеет матовую фактуру, внешне она чем-то напоминает тончайший, прозрачный, слегка поблескивающий слой льда. Впрочем, органза бывает не только белой, но и других цветов.

Органзу чаще всего применяют для изготовления воротников, манжет и другой отделки. Эта ткань из-за своей прозрачности и жесткости используется исключительно для нарядной, выходной одежды.

В качестве примера эффектного использования этой ткани можно преложить следующий: строгое черное платье, украшенное отделкой из органзы – воротником и большими “мужскими” манжетами с запонками.

 

Кринолин пятидесятых годов

В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов 20-го века в моду вошли молодежные платья с очень пышными, торчащими юбками. Для подобного платья, кстати, невероятно женственного, требовалась многослойная нижняя юбка с воланами. Существовали разные варианты таких юбок. Обычно женщины шили их из бязи или батиста и сильно крахмалили. Предметом же гордости счастливиц являлись шикарные нижние юбки из нейлона или органзы, привезенные из-за границы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.