Здавалка
Главная | Обратная связь

Литератур поздней римской республики. Эпоха гражданских войн.

Ориентиры меняются, и за образец берется греческая лит-ра эпохи эллинизма. Поэзия малых форм, идиллии, буколика.

Кризис в Риме воспринимается, как мировой кризис. В литературе рассуждают о том, что мир рушится и кто виноват в этом. Винят писатели самих людей, ибо их характер и нрав изменился. Раньше думали о Риме, а теперь они бегут за богатством.

Гражданская война заняла большое место в литературе. Это либо описание основных событий, либо рассуждения о нравах. Разговоры о людях – попытка переосмысления александрийского стиля.

В театре этого периода происходит кризис. Авторов очень много, но интересы переносятся на ателлану и мим в литературной обработке.

Эпоха Поздней Республики начинает развиваться сатира (Гай Лциллий и Марк Варрон).

Появление философского эпоса Лукреция.

Популярность эпиграмм и элегий.

Возникновение движения неотериков, подражавших александрийским поэтам (Катулл).

Появляется перевод Варрана Атацинского «Аргонавтики».

В прозе. Историческая проза развивается, появляются исторические мемуары, монографии, появление научно-популярной истории. Рассвет политического римского красноречия (Цицерон). Первый сборник писем. Начинают развиваться филологические и антикварные сочинения (Луций Элий Стелон) Самый крупный ученый своего времени. Он первым пишет комментарии к древним гимнам. Пишет сочинения, посвященные комедии. Трактаты о формах и стиле римской прозы и поэзии. Создает комментарии к законам 12 таблиц. Его учениками были Марк Туллий Цицерон и Марк Варрон.

Гай Луцилий (2 пол 2 века до н.э.). Первый римский литератор из римских всадников. Не принимал участие в военной деятельности. Писал в жанре сатиры и считается ее основателем. Называет сборник «Сатуры». Сатира целиком национальный жанр, освещающий жизнь римского об-ва. Приписывается 1400 сатир. Первоначальный сборник его сатир был разделен на 30 книг. Есть биографические сатиры, бытовые зарисовки с использование фигур: ораторов, гладиаторов, гетер, скряг и т.д. и т.п. В первой сатире он пародирует римский сенат через собрание богов. Появляется любовная тематика. Рассуждает о типичной женской алчности, что потом станет классическим. Луцилий говорит, что брак это приятное зло. Пишет сатиры и о науках, чаще говорит о медицине. Говорит о том, что нет жизни без греческой философии. Идеал жизни он видит в древнем Риме. Прославляет виртус. Луцилий чистил весь Рим своими сатирами.

Он делает сатиру оружием политической борьбы. Не боится упоминать имена своих героев. Некоторые сатиры он строит в форме диалога между людьми разных профессий, характеров, это всегда 2 крайности. Почти не использует мифологическую тематику. Иронично оценивает свое твор-во. Позже все римские сатирики начинают свои произведения с обращения к Гаю Луцилию.

Считал своей задачей создать в римской литературе произведения, достойные подражания. Именно благодаря нему сформировалась классическая римская сатира Горация….

Марк Теренций Варрон Реатинский (116-27) они изучал греческий язык и литературу, ездил в Грецию для изучения философии. Написал 486 томов или 600, а может быть и 1000. Сохранился только трактат о с/х и о латинском языке. Писал и драму и прозу и стихи. Исторические сочинения: «О жизни римского народа» описание нравов, обычаев и носят бытовой характер. «Древности» биографии знаменитых деятелей, сочинения географического характера, рассказы о бога и культах. Написано под влиянием александрийской поэзии. Трактат о латинском языке из 3 частей. 1 посвящена объяснению учения почему предметам даются их названия. 2 как названия склоняются по падежам. 3 объясняет как соединить слова для четкого выражения мысли. Язык Варрона был небрежен и немного некрасив, но принес пользу грамматике. Сочинение это содержит много цитат архаического римского период. «О происхождении латинской речи», «О грамматике», «О пользе букв» дошли во фрагментах. Варрон закладывает основы грамматики, риторики, астрономии, геометрии, математики. Популярность ему принесли «Портреты» 700 описаний портретов граждан, которые принесли пользу гос-ву начинает он с Гомера и Гесиода, а заканчивает портретами своих современников. Написал ряд произведений о римской драме «Плавтовские исследования». «О ранних поэтах» Гней Невий, Квинт Эний здесь было много цитат. Философские сочинения Варрона. «Логическая история» 76 книг. Дошла во фрагментах. Это серия диалогов на различную тематику, сохранилось 16 заглавий диалогов. 1 заглавие – имя действующего лица диалога; подзаголовок относился к смыслу трактату «Орест или о безумии». Из этого сочинения был составлен сборник сентенций Варрона. «Глупость невежд есть слава знающего», «Все знать невозможно, а знать немного не стоит похвалы». «Де агри культура» о с/х разделен на 3 части: 1 – земледелие, 2- скотоводство, 3 – домоводство. Варрон пишет трактат в форме диалога. Поэтические истории: «Псевдотрагедии» 6 книг«Сатуры», «О природе вещей», «Поэмы»

«Миниповы сатуры» 150 книг. Минип – представитель греческой философии, стоик. Задача трактата – изложить основные положения греческой философии. Нзвание Сатуры Варрон заимствует у Эния. Здесь смешивается и форма диалога, шутки, эпиграммы, мим. По стилю они ближе к сатире. Варрон представляет различные стихотворные размеры.Он включает греческие слова, а иногда и фразы. Варрон часто выступает от имени Минипа. Здесь меньше имен и конкретики, главной темой является общий упадок нравов, безграмотность, падение литературного вкуса, подлоги, погоня за богатством и противопоставление этого образу ранней римской республики. Варрон пытается вернуть устои раннего Рима. Варрон говорит, что старые поколения не узнали бы в современных людях римлян. Тема краха республики, связанная с падением нравов людей тоже очень ярка, но здесь мы не найдем конкретного осмеяния отдельныз личностей. Эта тема подхвачена Вергилием в буколиках. Он впервые упоминает римский триумвират с Цербером. Римский форум он впервые сравнил с рынком, где торгуют избирательными голосами. Говорит о том, что никто не повинуется законы и действует лишь закон «Бери и давай». Варрон обрушивается на излишние проявления роскоши, эта мысль развивается у Корнелия Тацита. Часто Варрон относится к философам иронично, как пустоголовый, спорящих по пустякам.

Всречается сатура посвященная литературной критике. Он не критикует стиль ранней римской лит-ры. Но мы можем увидеть примеры из паллиаты. Мы видим гетер, воинов, паразитов, которые становятся постоянным набором персонажей для сатиры.

Варрон пользовался огромным уважением. Уже при жизни ему был поставлен памятник, установлен в библиотеке Озиния Полиона. Вергилий, Овидий и Тит Ливий говорят о нем с восторгом. Больше всего прославились его портреты.

Римская драма в эпоху поздней республики.

Трагедия катурната и претескты. Претекста развития не получила. Претекста и Персы Эсхила – первые примеры исторической драмы, которая в античность развития не получила.

Начал трагедию Квинт Эний (катурната) он был первым римским самостоятельным драматург. Марк Пакувий (220 - ?) прожил 80-90 лет. Приписывается 12 катунат и 1 предескта. Получил прозвище Ученый. Связано это с: 1 с тем, что он начал переделывать не только Еврипида, но и Эсхила и Софокла; 2 он создает высокий стиль римской трагедии (архаизирует язык, придумывает и новые слова и термины). Первый драматург, пишущий только трагедии. Относились к нему по-разному. Прозвище его звучит слегка иронично. Трагедии его были написаны для римской элиты (образованная публика)

Луций Акций (170-85). Со 140 года в римском театре идет соперничество Марка Пакувия и Луция Акция, после смерти Пакувия Луций остается не превзойден. 45 трагедий, несколько произведений по филологии, по истории римской поэзии, драмы. От Марка Пакувия он взял прием контаминации нескольких греческих драматургов. Соединял трагедии разных драматургов, но на один сюжет. Ввел трагедии фиванского цикла, аргосского и аттического циклов. Эго твор-во – наивысший расцвет катурнаты. Мифологические сюжеты слегка меняли характер и значение. Орестея напоминала современный Рим и свелась к противоборство двух политических группировок (Агамемнон и Эгисф). Луций Акций пытается вернуть простоту стиля в трагедию, делает ее понятной для всех. Эго стиль – стиль современной римской драмы, диалоги приближаются к стилю разговорного языка. Старается передать эмоциональную обстановку. Он был вольноотпущенником, но не боялся выступать против элиты, показывал в мифических героях представителей римской аристократии, не кому не угождал и не боялся. «Пусть ненавидят, лишь бы боялись» - говорил он. Он был близок к Цицерону и принимал участие в политической жизни. Акций выступал за возвращение Цицерона в Рим. Учеников у него не было и после смерти Акция трагедия приходит в упадок. Он был последним писателем трагедии классического образца. Больше великих трагиков не было.

Трагедия декламаци, где почти нет действия, но много рассуждения. Комедия и трагедия меняются

1 век до н.э. палиата теряет свою значимость. Появляется комедия тогата – национальная римская комедия. Закон о том, что нельзя выводить в комедию римских граждан отменен. Популярностью этот жанр популярен недолго, существует она где-то 50 лет. Не сохранилось почти ничего. Луций Аффраний, Тит Квинций Атта, Тит Титиний, их биографий нет. Есть 500 маленьких фрагментов. Действие тогаты происходит не в Риме, а в Италии. Персонажи носят латинские имена и одеты в латинские одежды. Состав персонажей меняется, рабов почти нет и занимают они самое низкое место, они не носят интригу, не умней своих хозяев. Основные персонажи – среднего достатка горожане, представители определенной профессии, часто профессия вынесена в заглавие. Женские персонажи становятся более значимы (свободные римские ли италийские гражданки). Часто женские образы – пародии на разные профессии (юрист, политик, врач). Большое место уделяется теме женского приданного и ее положения в семье.

Два вида тогат: трабея (один из видов парадной римской тоги)посвящена высшим слоям общества и табернария (таверна) пермсонажи – завсегдатаи кабаков, грубая и простонародная тогата.

Вместо тогаты, паллиаты, претексты и катурнаты приходя ателлана и мим.

Ателлана на рубеже 2-1 века приобретает литературную обработки и ставится на городских праздниках. Изначально ставилась после трагедии, но позже приобретает самостоятельное значение. Сохранилось около 300 фрагментов. Новий и Луций Памопоний. Сохранились 4 персонажа, но иногда к ним добавлялись персонажи из паллеита (воины и паразиты). Для ателланы характерна грубость и вульгарность. В ателлану проникаются политические намеки и насмешки, но после преследований авторов, они уходят из ателланы. Теперь насмехаются на эллинофильством. Популярностью пользовались драки, беготня, подтекст. Называлась по маске и профессии «Мак трактирщик», «Маки близнецы», «Пак, провалившийся на выборах».Ателлану очень быстро вытеснил мим.

Мим – небольшая бытовая сценка с политическим намеком (могли принимать участие женщины), актеры могли выступать без масок. Мим во многом схож с ателланой, но меньше вульгарности и постоянных персонажей. Тематика – повседневная жизнь сельского или городского населенеие. Значение придавалось песне, музыки, танцу.

Децем Лаберий (106-43) римский всадник, но скрывал это, потому что писал мим. Шутит против Юлия Цезаря и «пожелал» принять участие в соревнованиях мимов, что исключило его из сословия всадников. Позже жалуется на то, что Цезарь заставил его так опозориться. Позже Цезарь вернул Лаберью перстень всадника.

Публий Сир – вольноотпущенник из Сирии. Победил Лаберия. Мимы построены на импровизации, задавал лишь тему.

В империю самым популярным жанром становится пантомима, которую образованные люди вообще не воспринимали.

Неотерики – «новаторы, модернисты». Впервые использовал Цицерон к группе молодых поэтов, которые хотели изменить мир и поэзию. В поэзии неотериков воплотились элементы александрйского стиля: малоизвестаня мифология, ученость, использование терминов. Проникает поэзия малых форм, эпиграмма, эпилий. В римской литературе появляется любовная тематика.

В эпоху ранней республики женских образов практически нет, лишь упоминания. У неотериков появляется образ возлюбленной, передача чувств. От Каллимаха неотерики переняли лозунг «Лучше меньше, да лучше». Тщательно обрабатывали и подбирали слова. Поэмы пишутся десятелетиями. Из-за этого некоторые произведения становятся слишком заумными и непонятными.

Реформа литературного языка. Язык вычищается от архаизмов, вышедших из употребления терминов (критика Квинта Эния, Гнея Невия). Увеличение кол-ва стихотворных размеров.

Валерий Кальф из Италии прозвище Латинской сирены. Прославился как покровитель и меценат. Приписываются 2 поэмы, которые не сохранились.

В кружок неотериков входило несколько десятков поэтов, но в истории остался только Гай Валерий Катулл.

Катулл (87-57) из Вероны, жил в Риме. Много пишет о себе и своих друзьях, развлечениях. Писал посвящения и обращения друзьям. 16-17 веках немецкие филологи разбили сочинения Катулла на 3 части. 1-60 лирические произведения; 61-68 эпиталамии, эпиллии; 69-116 эпиграммы. Прославился сборником лирических произведений посвященных Лесбии. Это любовная история, которая длилась несколько лет. Клодия Купру – замужняя возлюбленная Катулла. Лесбия – указывает на греческие предпочтения Катулла (поклонник Сапфо с Лесбоса). Использует мотивы и образы Сапфо. Цикл к Лесбии можно разделить на 3 группы стихов: 1 самая романтичная и счастливая (знакомство и начало отношений перевод Сапфо с переделкой, рассуждение о красоте с александрийскими элементами, стихотворение на смерть птички Лесбии, которое стало классическим примером описание смерти маленького существа и горя хозяина, впервые он говорит, что любит Лесбию больше, чем себя, 83, 92 впервые описывает свои чувства к Лесбии и от ее лица пытается объяснить, что она чувствует к нему, делает постоянные и привычные элементы необычными и новыми, разбирает вопрос о том, что есть красота); 2 показывается, что есть и проблемы, ревность и обиды, измены и воссоединение. Имя Лесбии не называется. Эмоциональность поэзии достигает наивысшего расцвета. Противоречивость и сила чувств. Подражает Анакреонту о любви и одновременной ненависти. Он пытается объяснить, что его держит в этой любви, что его держит мучительная страсть, но при этом возникает презрение и ненависть. 3 самая мрачная, речь идет об окончательном разрыве. Много резких высказываний и желчи, говорит о ее недостойном поведении.

Дружеская поэзия основана на поэзии Алкея и Анакреонта. В дружбе предательства быть не может, это преступление. Он очень дорожит друзьями, искренне радуется творческим успехам друзей и даже немного преувеличивает из заслуги. Но часто и пишет и шутки про своих друзей, иронизирует. Появляется имя Сестия, чье имя станет нарицательным. Сестий – богач, друг Катулла, который был щедрым, богатым, устраивает богатые обеды, он принимая приглашение, нужно готовиться к тому, что он будет весь день слушать его бездарные риторские речи.

Есть несколько стихотворений, описывающих природу, здесь он ближе к Феокриту. Описывает имения своих друзей, где все красиво и хорошо.

Тема кризиса римского гос-ва освящена мало. Катулл здесь ничего нового не говорит.

Начиная с Катулла, в Риме появляется любовная поэзия. Оказал влияние на создание нового жанра – римской любовной элегии.

Тит Лукреций Карр. Задачей ставил популяризацию греческой культуру и философию. «О природе вещей» - один из немногих философских эпосов римской литературы. О Лукреции сведений почти нет. (98год рождения, а может 99 – 56, 55) Говорят, что он из Рима, а может, и италик. Кем был социально тоже не известно. Отзывов современников почти нет.

Поэма «О природе вещей» пересказывает учение Эпикура. В основном сосредоточил свое внимание на смертности души, отсутствии загробного мира и естественности смерти. Пытается понятно изложить учение Эпикура об атомах. Главная идея – отсутствие загробного мира и что это пережиток прошлого. Нет нужды бояться мук Аида. Смерть – избавление от земных страданий. Космос и мир созданы не богами, а самостоятельно. С помощью законов природы можно понять все, что у годно. Пытается соединить физику Эпикура с важными для него этическими проблемами. Если нет бессмертия, то нет смысла обессмерчивать свое имя. Тело и душа неразделимы. Самое главное – доверять своим чувствам, которые разум должен правильно истолковать. Разделена на 6 книг. 1,2 посвящены теории уст-ва космоса, здесь он говорит о невмешательстве богов в создание космоса. 3 книга – учение о души. 4 книга – учение о чувствах человека. 5 книга – космогония, в которую он вплетает краткий очерк о развитии культуры и языка. 6 книга – объяснение законами природы суеверий и страхов. Самый главный для Лукреция критерий знания – чувства. Весь мыслительный процесс построен на чувствах. Во всем виноват разум, который неправильно истолковал чувства. Уделяет большое внимание современности. Господствуют з страсти: стремление к власти, наживе, похоти, все они влекут человека на путь к преступлению. Использует рабочую версию (выдвигает несколько предположений), принцип аналогии Лукреция (непонятное объясняет на простых примерах). В разных книгах он пишет по-разному. Где-то все просто и коротко, а где-то сложно и запутано. У современников особой популярностью не пользовался, слава пришла к нему в эпоху золотого века. Вергилий в Буколиках и Георгиках основывается на положениях Лукреция. Но его снова забывают в раннее средневековья, возвращается в Возрождение.

Римское ораторско ис-во, риторика. Тоже основывалась на греческой. Первые речи появились в конце 3- начала 2 века. В Риме участие в Сенате, Народном собрании, судебных заседаниях послужили поводом к развитию римского красноречия. Судебное красноречие было всегда , в позднюю республике появляется политическое красноречие, а в эпоху империи появляется торжественное красноречие. Элементы красноречия включались во многие литературные и исторические произведения. Сохранились фрагменты речей республики и империи в цитатах поздних авторов. Дошло много обзоров, очерков, посвященных римскому красноречию. 7 трактатов Цицерона, Тацета. Сами речи ораторов целиком только Цицерон, но фрагментов было много. Также сохранились биографии римских ораторов. Сохраняется борьбы между эллинофилами и латинской школой красноречия.

Аппий Клавдий сохранилась первая защитная речь против мира Рима и царя Пирра (Эпирр).

Марк Порций Катон 2 век. Сохранилось несколько речей. Самый большой фрагмент – за «Родосцев» написана во время войн Рима с македонским царем Персеем. Родосцы отказались и римляне решили пойти на Родос, чтобы наказать их. Катон говорил о том, что родосцы не помогли не Риму, но они не помогли и македонцам. Он против эллинофильства, но использует приемами греческой софистики. Много синонимов, риторических вопросов, градация (усиление, нагнетание), «Знай дела, слова придут» - пожелание Катона римским ораторам.

Братья Тиберий и Гай Гракхи 2 половина 2 века. Первым реформы проводит Тиберий, за что был убит своими противниками. Использовал принцип депору (уместности) умение говорить сообразно обстановке. Нужные слова для нужной обстановки. От Гая сохранилось порядка 70 фрагментов. Политическое красноречие. Использовал афоризмы, риторические вопрос, субъекцио (беседа вслух с воображаемым противником)

Поздняя риторика прославилась четверкой Великих римских ораторов. Марк Антоний, Луций Лициний Красс, Квинт Гартензий, Марк Туллий Цицерон.

Марк Антоний (143-87) продолжатель дела Катона. Противник греческого, знаток греческой риторики, но скрывал это. Говорил, что главное не стиль и теория, а практика. Его стиль был приближен к разговорному языку, был небрежен к выбору слов и стихотворному ритма. Прославился игрой голоса и жестикуляцией, неожиданными оборотами речи. Брался за безнадежные дела и выигрывал их. Защищает бывшего ветерана, которого обвиняют во взяточничестве. Вообще не говорит о взятках. Речь посвятил восхвалению его военного прошлого, в конце разорвал тунику обвиняемого, показывая его шрамы. Разве такой мог предать римские идеалы? Умело манипулировал эмоциями аудитории.

Луций Лициний Красс (140-91) эллинофил, знаток теории, философии, образован. Стал первым стилистом и выделил теорию риторики. Говорил о том, что надо тщательно выбирать слова, использовал депорум и субъекциум. Предложил использовать шутку и иронию.

Квинт Гартензий (114-50). Больше актер, чем ритор. Представитель азианского красноречия. Имел красивую внешность, подбирал к речи прическу и тогу. Проходил выучку у актеров, обладал прекрасной памятью, мог запомнить речь противника. Отношение к нему было крайне противоречивым.

Марк Туллий Цицерон (106-43) представитель сословия всадников родом из Арпина. Был эллинофилом, учился в греческой школе в Риме. С 80 годов начинает адвокатскую практику, занимается переводами греческих авторов (Ксенофонта). Философию изучал у лучших представителей эпикурейства и стоицизма. Учился актерскому мастерству у Эзопа и Росция также как и Гартензий. Ездир на Родос, где занимался риторикой. Также был известным политиком. Использовал и аттицизм и азианизм в своих речах, благодаря чему выработался его собственный язык красноречия. Целиком дошло 58 речей Цицерона (политические и судебные речи по уголовным и административным делам) датировка от 81-43 годов. Дошел первый сборник писем (397 писем адресованных Титу Аттику) 28 писем брату Квинту и около 400 писем разным лицам всего около 800. Дошло 12 философских сочинений Цицерона (7 трактатов по истории риторике, посвященных римскому красноречию с отсылками к греческому)Фрагменты недописанных речей.

Трактаты по риторике: «О подборе материала, Об ораторе, Подразделения риторики, Брут, Оратор, О лучшем роде оратора, Топика» Написаны в разное время, но составляют единую теорию. Говорит нам о том, какая подготовка необходима для будущего оратора: история права, литература, история. Каждый оратор должен быть знатоком философии (разделы посвященный этике и логике) Логика необходима, чтобы правильно обработать содержание речи, чтобы верно и логично выстроить речь, этика необходима для того, чтобы правильно выбрать тот прием, который вызовет у слушателя необходимую реакцию. Только познав людей можно правильно воздействовать на их души.\

Данные оратора: природный талант, навыки/опыт, знания. На первое место Цицерон ставит знания. Цицерон выделяет обязанности оратора: оратор должен найти, что сказать (тема), найденное надо расположить по порядку, придать словесную форму найденному и расположенному, утвердить все в память (заучить), произнести речь. Кроме этого есть дополнительные задачи: оратор должен расположить к себе аудиторию, изложить ясно и четко сущность дела, установить спорный вопрос, подкрепить свои положения аргументы и доказательствами, опровергнуть доводы противника, самое важное – заключение, где он должен четко и ярко подвести итог своей речи.

Произнося речь говорить надо громко, ясно и красочно, но манера произнесения должна соответствовать содержанию речи. Каждый оратор должен обладать природный даром: быстрота и подвижность ума, находчивость, хорошая память, внешние данные (громкий звучный голос, приятная внешность, крепкое телосложение (Луций Лицилий Красс)). Цицерон пишет о необходимость использования юмора. Рассуждает о том, что такое смех и когда нужно вызывать у аудитории смех. Впервые Цицерон включил в риторику шутку и юмор, как один из приемов оратора. Умение оратора воздействовать на чувства аудитории. Обращаться к чувствам лучше всего во вступлении и заключении. Люди чаще всего руководствуются не законами, а чувствами и эмоциями и оратор должен уметь манипулировать ими. Цицерон выделяет несколько стилей речи: спокойный, тихий или низкий(подходит для убеждения), средний (для наслаждения), высокий или величественный (для волнения аудитории). Самый важный – высокий. Приемы: дефорум (принцип уместности). Главное определить, какой стиль уместен в той или иной речи, в простом деле нужен стиль для убеждения, в сложном деле надо уметь сочетать разные стили в разных частях речи. У Искората Цицерон заимствует ритм и музыкальность речи. Каждое слово должно быть подобрано, каждая фраза должна быть ритмичной, но слова надо брать из обыденной речи. Следует избегать архаизмов и редких слов.

На практике мы видим, что Цицерон часто нарушал свои же собственные правила. Говорит о том, что нельзя начинать с обращения или риторического вопроса, но часто нарушал это правило. Речи произносились и составлялись устно. Речи, которые сейчас считаются лучшими были переделаны позднее, когда были дописаны. Иногда речи писали несколько человек, которые распределяли между собой части. Цицерон писал заключения. Для Цицерона характерен выбор слов, подбор материала. Очень любил использовать диалоги с воображаемым противником. Прославился Цицерон как судебный оратор. Самое главное речи было выиграть процесс. Иногда пишет в защиту и обвинения персонажей по одному и тому же делу. Оратором не движет стремление к правде и истине, главное представить правдоподобное явление и наоборот. Часто использовал прием градации. Часто находит один пункт для построения защиты и строит все на нем, не замечая все остальное. Поэтому множество повторов. Использует шутку и иронию. Использует примеры из биографии, намекая на то, что поступок из прошлого влиял на будущее. Манипулировал доказательствами. У него почти не упоминаются факты. Зато опирается на слухи и сплетни и это является основным аргументом. Четко разделялись основные и дополнительные доказательства. Прямые улики против подзащитного – Цицерон не говорит о них или опирается на косвенные улики, если наоборот косвенные данные против подзащитного – то они выдаются за ложь. Часто факты искажаются.

Сборник писем – самое раннее дошедшее до нас собрание писем. Вошли письма с 68-43 года. Это не литературное письмо, а реальный документ. Опубликованы после смерти Цицерона. Переписка очень разнообразная и по объему и тематике. Короткие записки, письма-рекомендации, подробные отчеты о деятельности магистратов в провинциях, личная переписка. Стиль зависит от того, кому письмо адресовано. Пишет он и политикам и представителям патрицианских и плебейских семей. Тит Пампоний Аттик лучший друг, письма к которому наиболее искренние, письма к нему не имеют запретных тем. Здесь перед нами предстает реальный человек без своих приемов и манипуляций. Здесь Цицерон жалуется на несправедливую судьбу, мы видим его нерешительность, советуется с другом.

Вторая группа писем обращена к семье и близкому кругу, где он менее открыт и правдив. Чаще говорит о внешних проблемах. Отдельным блоком идут письма к брату. Где советует как управлять провинцией. В письмах Квинту Цицерон рассуждает о современной литературе. Поддерживает брата в его литературных начинаниях.

Переписка Цицерона – подлинный неотредактированный документ. Здесь реальные факты, психологический срез эпохи. Нет никакой стилизации. Язык и стиль писем приближен к разговорному, часто шутит. Сам себя он совсем по-другому оценивает, скромничает и иронизирует.

Научные и философские про-ния делят на 3 части: риторические, философские, политические. Сам он их так не делил. Основные: Трактат о гос-ве (дошла треть) написан в форме диалога, участники – представители кружка Сципиона. Здесь он рассматривает формы правления. Особое место уделено Республике. Возвращается к идее Платона об идеальном гос-ве. Говорит о том, что проходящее, но бессмертна посмертная слава. Идеальный правитель – подлинный римский сенатор.

Законы Цицерона – упрощенный пересказ законов Платона. Это диалог Цицерона с братом. У Платона заимствует идею о высшем разуме.

О пределах добра и зла, где он излагает стоицисские принципы.

Тусскуланские беседы тоже в форме диалога, но напоминают отдельные лекции о добре, зле, смерти, страдании. О судьбе, О дружбе, О полезном и прекрасном, О природе богов. Все философские сочинения переплетены с римским бытом.

В эпоху золотого века он становиться обязательным автором для изучения. Его стиль был признан классическим (золотой стиль Цицерона). Сборник писем тоже стал примером для подражания. Философским сочинениям подражали отцы церкви поздней античности. Риторические трактаты стали своеобразным учебником в Средние века. Образование риторов шло по системе трактатов Цицерона.

Историческая проза

Римская историческая проза развилась из хроник и ежегодных летописей. В середине 5 века до н.э. в Риме существовали таблицы понтификов (анналы) ежегодные записи календарного характера. Потом к ним добавились консульские фасты (кон 4 века) каждый год датировался правлениями 2 консулов и событиями за год. В 3 века до н.э. добавились еще и хроники (Патриции составляют истории своего рода) на основе этих хроник во 2 веке был создан труд «Великие анналы» Публий Сцевала. Они не сохранились, но есть цитаты.

Литературная обработка начинается в 3 веке. Гней Невий и Квинт Эний. Первым историком Рима принято считать Квинта Фабия Пиктора – патриций и Сенатор. Обработал в прозе древнюю римскую хронику. На греческом языке им была написана первая история Рима. Пиктор создал школу ранних римских историков. Все они писали историю от Энея, шло по годам и сохраняло вид хроники. Марк Порций Катон был первым автором, который писал на латыни. «Начала» были написаны не в форме летописи. Написан с некой претензией на научность и исследование. Старался проверять материал. Впервые осветил историю Италии. Катон впервые вводил не фиктивные, а свои собственные речи.

В начале поздней республики начинаются 2 направления: научное и художественно-дидактическое. Научное направление – Полибий (201-120) аристократ из ахейского города, был в Риме в час-ве политического заложника. «Всеобщая история» 40 книг, сохранилось 5. Он стал первым обоснователем теории римского господства (романоуентризма). Успех Рима он видел в сочетании монархии, демократии и аристократии. Он дает всемирную историю с точки зрения завоевания Римом гос-в и права Рима на это. Сформулировал 3 принципа историка: тщательное изучение источника, обязательное знакомство с местностью, где происходят события, личный опыт в политических и военных делах. Все это необходимо для правдивого изложения материала. Основатель научно-исторического жанра.

Поссидоний (Грек)2-1 века. История Писсидония – история взаимоотношений Рима и Греции, выступает против Рима. Труд тоже не сохранился целиком.

Историография поздней республики

Гай Юлий Цезарь (101-44) приписывают 2 труда комментарии «Записки о галльской войне», «О гражданской войне».

Записки о галльской воне положили основание историческим мемуарам. Цезарь был отправлен в галлию для завоевания 2 части Галлии. Цезарь провел там 7 лет. Его противники говорят о том, что Цезарь ворует добычу, которая должна идти в Сенат. Цезарь пишет ежедневные отчеты, которые и легли в основу «Записок». Повествование деловое, напоминающее документ, но каждая фраза максимально информативна. Задачей Цезаря было доказать, что война ведется в интересах Рима и Галии, в которую римляне несут цивилизацию. Очень много подробностей, описание боев, множество имен, описание подвигов, изложены нравы и обычаи варваров и история Галии. Речи Цезарь тоже включает в повествование, приписывая их историческим лицам. Характер деловых исторических мемуаров, в которых сочетается объективный и субъективный взгляд на происходящее. Цезарь был поклонником Аттического стиля, был против архаизмов.

Гай Салюстий Крисп (86-35) ему приписывается 3 исторических сочинения «Заговор Катилины», «Война с Югуртой» дошли целиком, а «История» сохранился во фрагментах. Салюстий положил начало исторической монографии. Он был сторонником Цезаря. Подражал стилю записок Цезаря. Здесь мы видим и влияние греческой историографии. Каждое произведение содержит большое философское вступление. Салюстий пытается обрисовать развитие римской истории и основывает на теории Платона об идеальном гос-ве и постепенном его ухудшении. Задачей этих трудов – показать историю на примерах наиболее ярких и памятных событий (те только положительные, но и преступные деяния). Например, заговор Катилины и война с нумедийским царством, возглавляемым царем Югуртой. Он показывает продажность сенаторов, и прочие проблемы об-ва. Для произведений Салюстия присуще спокойное повествование, но со вставками ярких картинок (паника в Риме). Он обратил внимание на значение личности в истории. Уделял большое значение типу х-ра. Салюстий был лучшим мастером исторического портрета. Прекрасно умел акцентировать внимание на важном для него моменте. Он пытался объяснить поступки людей, сравнивая их с действиями другого персонажа в похожей ситуации. Не претендует на научность. Язык Салюстия со множеством архаизмов и риторических высказываний, антитез. Что-то среднее между аттическим и азианским стилем. «История» - пересказ современных автору событий.

Корнелий Непод (109-32) приписывается 2 сочинения «О знаменитых людях», «Хроника». «Хроника» - вариант всемирной истории (греко-римская), изложенная в популяной форме, рассчитана на широкую публику (3 книги), «О знаменитых людях» (16 книг) биографии в популярной форме. Рассказывается об иноземных полководцах и 2 римских историках. Задача – познакомить публику с иноземными нравами и обычаями, несложное историческое описание. Корнелий Непод – первый популяризатор. Минусы: нельзя рассматривать, как серьезный источник. Но изложение яркое, красочное. В широких массах сочинения Непода пользовались популярностью.

К научному направлению ближе всех из этих историков был Цезарь.

Римская классика Золотого века (44 до н.э. – 14 н.э.)

Хронология датируется временем правлением первого императора Октавиана Августа. Устанавливается Прицнципат «первый». Августа воспринимают как спасителя от кризиса. Август официально восстанавливает древнюю римскую республику. На самом же деле он создает раннюю римскую империю.

В литературе преобладают темы о возвращении к старым обычаям, о возрождении Рима; гражданин должен ставить интересы гос-ва превыше собственных, тема войны с точки зрения того, что война – проклятие, о наступлении эпохи мира. За образец римская лит-ра берет греческую классику и Гомера. Эпос – один из наиболее важных жанров. Политическое красноречие уходит в прошлое, зато развивается торжественное. Формируется художественно-дидактическое направление историографии Тит Ливий. Золотой век – наивысший расцвет римской поэзии (Вергилий, Гораций, Овидий). Римская любовная элегия (Тибулл, Проперций). Золотой век – тяжелое время для театра, расцвет пантомимы. Появляются литературные кружки вокруг богатых и знатных людей. Основных было 3: Гай Меценат кружок, куда входили Гораций, Вергилий, Тит Ливий, Проперций, кружок приближенных к Августу, 2 Марк Валерий Мицелла (Овидий) выходили за рамки того, что распространял Август, Гай Озиний Поллион. Поллион образовал первую общественную бибилиотеку. Озиний Поллион основал рецитации (публичные выступления поэтов и риторов с дальнейшим обсуждением).

Римляне пытаются переплюнуть греков с их литературой, в их стиле, но лучше. Тема золотого века (5 веков Гесиода), но теперь говорят о том, что Золотой век вернулся. У римских авторов появляется понятие цикличности. Концепция удревления рода Юлиев (пошли от Энея). Как Эней возродил троянский народ в Риме, так Август (его потомок) возрождает Рим.

Публий Вергилий Марон (70-19). Вергилий, как Гомер для римской литературы. Без Гомера невозможна греческая лит-ра, без Вергилия – римская. Самый прославленный поэт Рима. Вергилий был родм из Севера Италии (Мантенея), отец его содержал оружейную мастерскую. Вергилия отпарвляют учиться в Кремон (центр Северной Италии), потом едем в Милан и уже потом в Рим(50-е годы). Пытался стать адвокатом, но его карьера не удалась. Потом увлекается философией. Увлекался точными науками медициной математикой. Считается, что Вергилий начинал вместе в кружком неотериков. Писал и эпиллии, идиллии, эпиграммы. Первую славу Вергилию принес сборник «Буколики», подражает Феокриту. 7 лет Вергилий пишет «Георгики», за основу взята поэма «Труды и дни», но Вергилий подражает философскому эпосу Лукреция. Больше 10 лет он пишет «Энеиду», первый национальный римский эпос. Формально считается недописанной. Вергилий едет в путешествия, повторяя путь Энея, но умирает в этом походе.

Буколики (41-39). Написаны во время гражданской войны. Буколики – попытка уйти от страшной реальности. Выбирает жанр идиллии. Буколическая поэзия развивается на фоне Аркадии – полумифической страны. Вергилий пытается давать географические описание – смесь описаний Феокрита и Римских ландшафтов. Говоря о персонажах он идеализирует их быт и персонаж и у него идеальны и несколько абстактны, похожи на вымышленных героев. Буколики – 10 стихотворений, поделенные на идиллии и эклоги. Использует прием чередования (нечетные стихи в форме диалога, четные в повествовательной форме). Героями Вергилия являются пастухи и пастушки. Новые темы: золотой век, возвращение к гесиодовской периодизации, но акцент именно на Золотом веке, появляется элемент характерный для Рима (век воинов), римляне дети Марса. Земля и земледелие может принести счастье в Италию.

Георгики пишет 7 лет. Закончена поэма в 29 году до н.э. Поэму он посвятил Меценату и Августу. Поэма о земледелии. Подражает поэме Гесиода «Труды и дни». Жанром является дидактический эпос. Поэма состоит аз хаотичного вида наставлений и описания разных земледельческих работ. 4 части, каждая какой-то части хоз-ва: 1 о земледелии, 2 садоводству и виноградарству, 3 скотоводству, 4 пчеловодству. Описывает занятия, важные для центральной Италии. Композиция. Прием чередования: первые 2 книги посвящены природе неодушевленной, 3, 4 книги одушевленным предметам. 1,3 книга содержат мрачные прогнозы и описания, 2, 4 наоборот рисуют светлые картинки, радостные события, заканчиваются хорошими пожеланиями. Вергилий заимствуют форму Гесиода, но поэма эта наполнена философскими размышлениями, а не наставлениями земледельцу. 3 часть о скотоводстве заканчивается картиной мора скота, но в этой части Вергилий говорит о гражданской войне, где погибло множество римлян. В 4 книге он представляет возрождение Рима, как стой-во нового улья. Он также касается темы золотого века. Он говорит о золотом веке, который приближается. Также вплетает современные события (убийство Цезаря), в 4 книге говорит о создании нового храма. В прологе 3 книге он говорит, что напишет новую поэму, посвященную трудам Августа.

Энеида. Вергилий видел свою задачу в том, чтобы создать поэму подражающую Гомеру. Он делает поэму не исторической, а мифологическую с исторической основой. Множеств упоминаний о современниках Вергилия и реальных исторических лица. За основу Вергилий берет миф об Энее (сформировался в 3 веке до н.э.). Актавиан и Цезарь вели свой род от Юлиев, Асканий Юл был сыном Энея, так что данный миф удачно вписывается в политику Августа. Август как и Эней спасает свой народ и возрождает свое гос-во. Создавая поэму о прошлом Вергилий говорит о будущем, в отличие от архаичной манеры Гомера.

От Вергилия осталось множество комментариев. Сервий пишет о том, что Вергилий сначала набросал план Энеиды (12 книг), отдал на одобрение Августу. Потом начинает медленно работать. Каждая песня может выступать как отдельная поэмка, потому что работал он не последовательно. В 22 году у него было 3 книги, которые Август одобрил. В 19 году практически вся поэма была написана. Сохранились комменты о том, что он хотел переписать некоторые моменты (из-за разрушения светлого образа Августа), даже хотел уничтожить, но друзья смогли сохранить ее. В 19 году Вергилий начинает морское путешествие Энея, совершил половину путешествия и умер. Его прах был захоронен недалеко от Неаполя.

Поэма издана без последней редакции, а издана в том виде, в которой она была у Вернгилия. Поэтому встречаются повторы и несостыковки.

Поэма написана в 12 песнях и ее можно разделить на 2 части: 1-6 книги – история бегства Энея и скитания до того момента как Эней прибывает в Италию, 2 часть – 7-12 – об Энее в Италии, столкновения с другими племенами. 1 часть соотносится с Одисеей, 2 часть – с Илиадой. Здесь он тоже использует чередование: книги с четными номерами напряженные и драматичные, с нечетными номерами более отстраненные, с огромным кол-вом рассуждений и описаний. Вергилий подчеркивает преемственность от Гомера. Здесь и буря у чужих берегов, рассказ на пиру, любовь, задержавшая героя, смерть друга, спуск в Аид, совет богов.

Также Вергилий опирается на греческую лит-ру эпоху эллинизма: Аргонавтика (описание ландшафтов), отношения Дидоны и Эней напоминает чувства Ясона и Медеи. Также на Вергилия влияет драма Евримида (Медея и Федра нашли отношение в Дидоне). Использовал Вергилий и ранние эпосы Гнея Невия и Квинта Эния.

Вергилий создал новый образ эпического героя. Что-то между гомеровским героем и Аполлония Родосского с чертами римского гражданина. Эней ближе к Ясону, чем к Одиссею, но его ведет рок и судьба. Все события совершаются по воле богов. Эней благочестивый, послушный богам. Эней постоянно от чего-то отказывается из-за воли богов. Путь Энея – путь самоотречения (Октавиан Август, который отрекся от личного ради блага гос-ва). Пассивный герой, новое кач-во для римского героя, подчиняется богам и року. Эней – человек долга. Воля богов видна в большей степени в 1 части поэмы. Одиссей точно знает, куда плывет, но боги мешают, Эней же не знает, куда плывет, но его направляют предсказания и предзнаменования.

Сцена схождения в Аид. Одиссей идет, чтобы узнать, дойдет ли до дома, Эней спрашивает куда и зачем плывет. Для Вергилия важно, что именно в Аиде соединяется прошлое настоящее и будущее. Перед Энеем проходит вся череда будущего Рима. Идея державно править народами, нести покорившимся мир. Сцена важна с точки зрения описания Аида, а показать великое будущее Рима.

Стиль и язык Вергилия. Стиль речей героев – подражание стилю Еврепида и авторов эллинизма. Каждая песнь может рассматривать как небольшой эпиллий. Здесь есть вступление, завязка, рассказ и развязка. Связывают их тема судьбы и тема рока.

Еще при жизни Вергилий получил титул первого поэта Рима. Был классиком поэтического ис-ва и риторики. По нему больше всего комментов. Гораций потом писал, что для поэтического сочинения недостаточно быть красивым, должно затрагивать душу. В эпоху серебряного века возникла школа подражания Вергилию. Многие считают его и великим трагиком. Вергилий был популярен и у христианских авторов благодаря своему описанию Аида (Данте). В России Вергилия вытеснил Гомер. Переводиться начинает поздно. Классические переводы начинаются только в 20 веке (Брюсов, Шервинский, Гаспаров).

Квинт Гораций Плавт (65-8) родился 8 декабря 65 года в Веннуссии, отец его был вольноотпущенником, который владел участком земли и его богатство позволило ему отправить сына учиться в Рим, где учился грамматике и философии у Арбелия. Потом едет в Афины для завершения своего образования. В Афинах узнает об убийстве Цезаря и конфликте Брута, Кассия и Марком Антонием, Октавианом Августом. Гораций присоединяется к республиканцам и участвует в сражении при Филиппах (42 год). Республиканцы проигрывают. Гораций выжил, не попал под суд и получил шанс вернуться в Рим. Жил тихо и пытался начать карьеру ритора. Переводил греческие произведения на латынь и оставался приверженцем эллинофильства. В 38 году он выпустил первый сборник стихотворений «Эподы», потом его пригласили в кружок Мецената через Вергилия. От Мецената он получает в подарок имение. Всю свою жизнь Гораций старался держаться дальше от сильных мира сего. Придерживался золотой середины. Отказывается от должности секретаря Августа. Гораций часто посвящает свои стихи Меценату и Августу, но видно, что с Меценатом он был дружен. Отказывается от славы эпического поэта. От Горация дошли все его произведения. Дошли в том порядке, как их расположил Гораций. Все твор-во можно разделить на 2 периода: 1 – «Эподы», 2 книги сатир, 2 период: 4 книги кармин (Оды), «Юбилейный гимн», «Эпистолы».

«Эподы» - 31-30, содержат 17 стихотворений. Греческие ямбы, где гораций основывается на ямбах Архилоха. В отличие от греческих ямбов, Гораций пишет на политические темы. 7, 16 – посвящены теме гражданских войн. Осуждает войну, алчность. Также пишет о золотом веке. Гораций переносит золотой век на острова блаженных. Многие эподы строит на личной инвективе. 10 эпод посвящен поэту Ливию и содержит вариант литературной пародии, пожелание счастливого пути с напутствиями (желает массу бед и скорой смерти).

«Сатиры» 1 книга 32-33 (10 сатир), а 2 книга – примерно 36 (8 сатир). Начиная с Горация все книги сатир в римской литературе начинаются с обращения к Гаю Луцилию. Гораций пишет о поведении человека в быту, в семье. С сатирах много автобиографических моментов, парадирует философию стоиков, высмеивает парадоксы. Именно в сатирах он обращается к правилу «золотой середины». Человек должен довольствоваться малым, наслаждаясь внутренней независимостью. Радоваться немногому, что есть в жизни. Развивает тему погони за наследством. Часто встречаются мифологические образы. 1 книга сатир была написана в подражание. Использует прием диатрибы (жанр импровизационной устной беседы или проповедь на моральную тему, всегда основывалась на примерах реальной жизни). Гораций добавляет римский колорит. Гораци помещает своих героев в небольшие драматические сценки (судебный процесс, путешествие, пир), вводит персонажей из паллиаты, некоторые сатиры носили х-р мимов.

Можно выделить 3 сатиры о лит-ре. 1книга – 4, 10; 2 – 1. Гораций сравнивает свои сатиры и сатиры Луцилия. Пытается определить стиль сатиры, речь должна быть разнообразной. Смеясь говорить правду. Сатиры поставили Горация на один уровень с Вергилием, становится одним из лидеров кружка Мецената.

К 23 году он выпускает 3 книги Од «Кармины» (88 стихотворений), через 10 лет Гораций пишет еще одну книгу Од. Расположены как того хотел Гораций, объединены темой и размером. Написаны они алкеевой строфой, тематика: римское гос-во и его интересы и граждане. Каждая книга смотрится как единое целое, принцип расположение берет у греков. В каждой книге 1 и последняя ода содержат общую тему, (обращение к народу, восхваление Августа) имели одинаковое кол-во строф. Много обращений к славному прошлому. Можно выделить 4 темы: увещевательные оды, рассуждение, (золотая середина, рассуждение о жизни и ее длине, живи сегодняшним днем, тематика гражданских войн, позор войне, осуждение богатства, предложение разделить богатство, рассуждение о смерти, появляется образ Фортуны). Любовная лирика Горация, (близок к Анакреонту, череда легких увлечений, ироничное отношение к серьезным переживаниям, нет индивидуальных черт). Застольная лирика близка к Алкею, много его терминов и образов (множество обращений к друзьям, временам года, скромный Вакху, но все равно присутствует золотая середина). Дружеская лирика (чувствуется искренность в отношениях с друзьями, не боится проявлять чувства). Использует форму обращения, диалог или монолог встречаются редко. Иногда обращается к божеству или неодушевленному предмету, коллективу, иногда это некое «ты».

В 17 году Август поручает ему написать «Юбилейный гимн» по случаю празднования годовщины основания Рима. Сохранился почти целиком, начинается со стандартного обращения к богам. 2 части: 1 – обращение к богам о материальном благополучии Рима (урожай и численность населения), 2 часть – моральное возрождение римлян, милосердие в покоренным врагам.

В 20 году начинает писать «Эпистолы» послания. В 1 книге 20 писем, написанных гегзаметром. Рассуждает на философские темы, говорит о себе. Форма писем в поэзии новый жанр для Рима. Здесь он отражает интеллектуальную жизнь верхушки римского об-ва. Искусство жить состоит в том, чтобы достичь спокойной жизни, нужно освободиться от порочных страстей, жить добрыми и честными устремлениями.

2 книга состояла из 3 писем. Освещают проблему драмы, театра и поэзии. 1 адресовано Августу, содержит размышление о его литературной политике, рассуждение о том, что публика потеряла интерес к серьезной драме. 2 к Луцию Флору и рассуждает о поэтическом дилетантизме. 3 обращение к Луцию Калькурнию Пизону и 2 его сыновьям или трактата «Арс поэтика» рассуждение о проблемах поэзии. 1 часть – о поэзии (Гораций говорит о необходимости гармоничности, целостности, стройности любого поэтического произведение. Отношение к греческим образцам, пишет о том, что расставаться с ними нельзя, но нужно и писать самостоятельно, а не слепо подражать, поддерживает идею тщательной обработки текстов), 2 – о драме (говориться о развитии античной драмы, сравнивает римскую и греческую драму, общие мотивы с поэтикой Аристотеля, говорит о классической трагедии, героях и темах, роли хора, выделяет 5 актов), 3 – о личности поэта (говорит о том, что поэт должен быть мудрецом и учителем жизни, основа и источник для писателя – здравомыслие, рассуждает о том, что талант и наука должны быть в равной степени развиты в поэте. Выделяет 3 задачи поэта: услаждать и радовать слушателя, учить и наставлять, взволновать чувства).

Гораций выступает против архаических форм, говорит о необходимости последовательности и пропорциональности всех части про-ния. Говорит о Гомере, Алкее, Эсхиле, а из римских лучшими считает Лукреции, Катулле, Вергилии. Язык Горация был конкретным, ярким, вещественным. Часто использует мифологические сравнения, но не любит называть их имена. Композиция. Самое эмоциональное у него начало, в конце показывает какую-то спокойную картину. Гораций поэт для элиты римского об-ва. Сохранилось множество комментов к его про-ниям. В Средние века использовались афоризмы из его про-ний, популярной стала Арс поэтика. Его одам подражали.

Римская любовная элегия.

Последователи неотреиков и александрийской поэзии. Сформировалась под влиянием нескольких направлений и создала свои новые формы. Повлияли: Мимнерм (первый, кто посвятил свой сборник своей возлюбленной) весь сборник посвящался любовной тематике, название – псевдоним возлюбленной, которой посвящен сборник. Сапфо, Катулл, александрийская поэзия. Возвращение к любовной тематике, создают новый женский образ, женщина как объект желания, женщина и любовь к ней, как основная тема про-ния. Написаны элегическим дистигом. Тема – любовь как цель в жизни поэта и единственная тематика его твор-ва, все это на фоне редких мифов, географических описаний.

Гай Корнелий Галл (69-26) товарищ Августа, воевал в гражданской войне, был префектом Египта. Говорят, что в Египте он начал поносить Августа, его отстраняют, и он кончает с собой. Написал 4 сборника элегий, самые ранние элегии, посвященные Ликориде. Ничего не сохранилось.

Альбий Тибулл (60-19) принадлежал к кружку Миссалы. Принимал участие в военных походах. Приписывается 2 книги элегий, книга идиллий. 1 книга элегий 28-27 годы. Посвящена Делии (10 элегий). Прослеживается влияние Феокрита. Видит счастье не в городе, а в деревне. Обращается к Делии с просьбами уехать в деревню. Говорит, что готов умереть от любви. Делия послала Тибулла в деревню, сама нашла себе богатого. Появляется образ ложных клятв, сводни, богатый соперник. Образ двери, которая разлучила возлюбленных. Использует и шутливые советы. Советует Делии как ей обмануть богача и сбежать к Тибуллу. В конце обращается к уже брошенному богачу.

Также у него есть темы войны, проклятия тому, кто выдумал оружие. Идеал – жизнь с любимой в деревне.

2 книга посвящена Немезиде (6 элегий) тематика – любовь к Немезиде, описание сельского праздника в часть Амура. Поэт говорит о счастливой любви, опять зовет в деревню, но его снова послали. Опять проклятие сводни, поносит ложные клятвы, женскую алчность, продажность любви. В конце концов Немезида возвращается к нему, но он уже не так счастлив, она хочет богатой жизни, он у ужасе от ее алчности.

В каждом сборнике описание красоты возлюбленной, которое становится классическим (все это списано с Греции и описывается азианским стилем). Сравнивается любовь с болезнью, безумием, войной и рабством. Возлюбленная прекрасна, но алчна и выбирает деньги. Ложные клятвы возлюбленных перед богами. Сводня и проклятия от поэта. Проклятие двери, разделяющих возлюбленных. Тема Золотого века (век денег, где все покупается за золото). Любовь как смысл жизни для поэта и основная тема его твор-ва. Изображение Венеры и Амура. Амур жесток и капризен. Остальные боги не упоминаются, лишь Аполлон, как покровитель поэзии. Описание сельских праздников и жертвоприношений. Тибулл близок к Феокриту и к жанру идиллии. Также встречается тема быстротечности жизни. Быстропроходящая молодость и красота, неизбежность смерти (как Мимнерм). Смерть одна из самых частых тем. Любовь тихая и спокойная, это предвестник не радости, а печали.

Тибулл пользовался популярностью.

Секст Проперций (49 до н.э.-15 н.э.) из Умбрии. Потом перебрался в Рим. Входит в кружок Золотой молодежи, потом в кружок Мецената. Был поклонником александрийского стиля и был близок к Калимаху. Любил описывать разную древность.

Приписывается 4 книги элегий (28-16 г.). 1 книга (22 элегии) самая романтичная. Пишет Цинтии. Принадлежала к вольноотпущенникам, была танцовщицей, пела и была образованна. Поэт долго обивался ее внимания, роман длился 5 лет. Проперций говорит, что увлечение Цинтией это навсегда. Проперций жаждет страстных и сильных эмоций и не понимает спокойной любви. Говорит, что ревность должна быть, ведь без нее нет любви. Тоже описывает красоту возлюбленной, сравнивает ее со спящей Ариадной.

2 книга (34 элегии) тоже посвящены Цинтии. Здесь и измены и переживания, страдания, примирения, ревность. Знаменитый эпизод с дверью он переделывает от лица двери, которой надоели все эти возлюбленные. Проперций советует Цинтии обобрать нового богача и вернуться к нему.

3 книга (24 элегии) темы меняются. Чаще он обращается к антикварной элегии, пишет о возникновении Рима, битве при Акции. Но все еще возвращается к Цинтии, пишет об окончательном разрыве.

4 книга (11элегий). Целиком антикварная элегия. Проперций жаждет славы Катулла????. Пишет о славном прошлом Рима, прославляет Августа. Встречаются редкие мифы, перечни мифологических героев. Использует азианский стиль, смешивая его с учены стилем. Проперций создал антикварную элегию. Проперций был очень популярен, но в Средние век был забыт, вспомнили о нем в Возрождение.

Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 18 н.э.). Родился 20 марта в городке Сульмон, принадлежал к богатому всадническому роду. Получает самое лучшее образование в риторских школах. Едет по городам Греции для заверения образования. Молодость провел в кругу золотой молодежи, обращает на себя внимание Марка Миссалы. Начинает писать любовные элегии. Приобретает огромную популярность. Овидий живет на широкую ногу. Был 3 раза женат. В 8 году Овидий попал под процесс о нарушении нравов. Его изгнали из Рима в город Томы (Канстансы сейчас). Он никак не мог смириться и ужиться в новом городе. В 14 году Август умирает, но Тиберий тоже не вернул Овидий.

Твор-во можно поделить на 3 этапа.

1 Любовная тематика. 3 книги любовных элегий, поэма «Героиды» или «Героини», Арс амтория «Икусство любви», поэма «Средства от любви», трагедия «Медея».

2 Создание больших эпосов. Поэма «Фасты» или Календарь в 6 книгах, Метаморфозы или Превращения в 15 книгах

3 Поэзия эпохи изганиня. 2 сборника элегий «Трисии или Скорбные», «Письма с Понта» 4 книги.

3 книги Аморрес. Здесь есть все традиционные общие места любовной римской элегии. Посвящены Коринне. Никто не знает, была ли она на самом деле. Овидий рассказывает не о личных чувствах к ней, а показывает различные грани любви. В каждой из книг есть элегия введение, в которых рассуждает например о той славе, которую поэт предоставляет возлюбленной в своих стихах или о власти Амура. Много традиционных сравнений любви. Тема Золотого века, говорит о том, что это не период рассвета, век грубости и дикости в Риме. Относительно нового Золотого века говорит, что это век продажности (Юпитер – золотой дождь - Даная)

Героиды – послания. Послания героических героинь своим мужьям и возлюбленным. Письмо выступает как форма лирического монолога. В основном греческие героини. Каждое письмо – отдельная тема (разлука, ревность, одиночество). Часто использует иронию для смягчения трагизма.

Искусство любви. Поэма написана как пародия на дидактическую поэму (3 книги). Это советы и наставления по поводу любви. 1 книга советов мужчинам, 2 – советы женщинам. Во вступлении он говорит, что советы для жительниц Италии и вольноотпущенниц. Также парадирует жанр элегии. Подводит итог своему твор-ву в этом жанре и вообще итог жанру. Также пытается и ответить на серьезные вопросы, куда уходит любовь, и прочие философские нюни.

Лекарство от любви. Тоже пишется в дидактическом ключе. Советует как избавиться от надоевшего возлюбленного.

2 этап.

Пишет поэмы, связанные с мифологией и антикваром.

«Фасты» в кач-ве композиции – Римский календарь, каждая глава – название месяца. Пытается понять, что обозначают названия, описание празднеств.

«Метаморфозы», написана гегзаметром. Само большое по кол-ву сюжетов (более 200) дошедшее собрание мифов, объединенных темой превращения. НА 90% написаны на основе греческой мифологии. Начинает с создания мира из хаоса и доводит свою поэму до смерти Цезаря, который превратился в яркую комету. Потом пишет приложение о переселении душ. Берет и очень редкие сюжеты, которые стали очень популярен (Галатея и скульптор).

Превращения можно разделить на 2 группы: 1 превращения богов, 2 превращение людей при помощи богов: а) в благодарность люди превращаются в дерево, цветок, созвездие; б) зависть, злоба, ревность богов: в животное или камень.

Большая часть сюжетов связана с любовной тематикой.

Когда Овидий едет в ссылку, корабль попадает в бурю, но они выживают. Это было знаком к тому, что надо жить дольше.

Скорбные элегии Письма с Понта – послания Овидия родственникам и друзьям о том, чтобы его вернули. Он только вспоминает о прошлом, почти не говорит о том, где живет сейчас. В скорбных элегиях есть адресаты, а письмах с Понта нет. Много автобиографического, много обращений к друзьям. Тема тоски, тема одиночества, это становится основным для Овидия. Попытка забыться трудом, постоянные просьбы о милости, обращения друзьям.

Овидий в каждый жанр вносит что-то новое. Создает дидактическую поэму пародию, первый крупный мифологический сборник, первые элегии одиночества и тоски. Завершает тройку величайших поэтов Рима.

Тит Ливий (59-17 н.э.) из Патарии из рода всадников. Получил философско-риторическое образование. В 30-е годы приезжает Рим, входит в кружок Мецената.Историю пишет как гос-венный заказ Августа. История от основания города (Рима), сам Ливий называл свой труд «Анналы». В 142 книгах, целиком дошло 35. Сохранились краткие эпитомы (перечень содержания книг). «История» сделала Тита Ливия популярным. Свою задачу он видит в том, чтобы научить что плохо, а что хорошо. Учит на ярких примерах. Поэтому художественно-дидактическое направление. На первом плане художественность изображения. Задача впечатлить, а не понять и объяснить. Любимые темы – батальные сцены (захват и осада городов) дает по схеме сначала, затем, наконец. Переход Ганибала через Альпы стала хрестоматийной, мор в Сиракузах. Тит Ливий использует элементы астрологии, как объяснения тех или иных событий (сны, предчувствия). Речи Тита Ливия постоянно встречаются в «Истории». Создается объективность, вырисовываются портреты персонажа. Они и к месту и не к места. Тит Ливий стал первым, кто воплотив в «Истории» черты дидактически-художественного направления.

Серебряный век римской литры 1 до н.э. – 1 н.э.

Рим крупнейшая Средиземноморская держава. Власть императора укрепляется за счет борьбы с сенатом. Провинциалы выходят на первый план.

Литература делится на 2 группы: официальная литература (официальных кругов), оппозиционная лит-ра.

Намек на оппозицию появляется еще при Августе в любовной элегии. В серебряный век к этому добавляется основа стоицизма (Сенека, Лукан, Ювенал, Тацит), заимствуют учение о добродетели о высшем благе, пассивное сопротивление власти императора. В сатире и научной лит-ре это ярко выражено. Наивысший расцвет сатиры , она видна во многих жанрах, политические, философские, риторические, сатирический роман, эпиграммы Марциалла.

В научной лит-ре. Создаются крупные компиляции в римском естествознании. «Естественная история» Плиния старшего, энциклопедия Цельса, Естественные вопросы Сенеки.

Научно-астрономические поэмы, научно философские труды «Фарсалия».

Ориентируются на поэтов и прозаиков Золотого века (эпоха Августа) Рима, принижая свои заслуги.

Серебряный век делится на две части: направление новаторов (формально подражают Золотому веку, но пытаются сделать что-то свое) и эпигонов, неоклассицисты (предлагают вернуться к образцам Золотого века и подражать им).

Первая половина 1 века н.э. – новаторы.

Лукан «Фарсалия» против Вергилия, Персий, Сенека. Пытались создать новый стиль в красноречии и риторике – ближе азианский. Короткие фразы, антитезы, пышные выражения, пафос и сложность композиции. Был слишком эмоциональным и потерял свою привлекательность.

2 пол. 1 века – господство эпигонов.

Идеолог Марк Фабий Квинтилиан. Критиковал новый стиль и предложил к классическим образцам Золотого века. В этот период последний расцвет сатиры и расцвет мифологического эпоса.

Меняется отношение к (рецетациям) выступлениям поэтов, риторов, историков с обсуждением, туда примыкают богатые вольноотпущенники, которые не могут нормально обсуждать высокие темы, выступающие тоже меняются, приходят неталантливые поэты. Теперь можно было купить и стихи и похвалы за них, рецетации превращаются в цирк.

Официальная лит-ра. Дидактические поэмы о астрологии и астрономии – это смесь научного с гаданиями, предсказаниями. Герамнник племянник Тиберия, был военным и политиком. Написал вольный перевод греческой поэмы Ората «Небесные явления», добавил к греческой основе современные достижения науки. Это подробное описание звезд и созвездий, связанных с жизнью и земледельческой тематикой. Подробно описывает на влияние звезд планет и созвездий на погоду, необходимые для мореплавания и земледелия. Дает представление о Земле, вокруг которой все вращается. Историю созвездий в основном связывает с римскими мифами. Написана александрийским стилем, сочетается с практическими советами по земледелию. Начинает с торжественного обращения к Тиберию, оно становится обязательным.

Марк Манилий пишет вторую поэму. «Астрономия» - это соединение астрономии и астрологии, которой уделено много внимания. Состоит и 5 книг, предназначена не для толпы, а для избранных аристократов. Начинается с посвящения Тиберию. 1 книга – Астрономия в популярном изложении. Последние достижения в популярной форме. 2-3 книги посвящены астрологии на жизнь людей, городов и гос-в. Пытается показать между отдельными событиями и движениями небесных светил. Завершается 3 книга учением о составлении гороскопов. 4-5 книга, в которой он ругает тех, кто не признает астрологию. Мир создан высшим ра





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.