Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, так как выполнение функций государства и местного самоуправления по всем направлениям связано с использованием финансов. В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней различны. Это связано с различным финансово-правовым статусом субъектов управления, который состоит из трех блоков: = целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности; = организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность; = компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.). В связи с этим различают: = органы общей компетенции, осуществляющие финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности, = органы специальной компетенции, созданные для реализации государственных функций по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Органы финансового управления можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от объема и характера компетенцииможно выделить органы: А) общейкомпетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ); Б) специальнойкомпетенции,которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление; Органыспециальнойкомпетенции подразделяются на: = отраслевой компетенции- осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления; = внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям); = межотраслевой (функциональной) компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления); = смешанной компетенции,т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности. По порядку разрешения подведомственных вопросоворганы управления могут быть: - единоначальные - в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю; Систему органов общей компетенции представляют Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ. Согласно принципу разделения властей прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти является принятие финансовых законов. Кроме правотворческой функции Федеральное Собрание РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ осуществляет полномочия в сфере финансового контроля. Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Главное контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль. В целях совершенствования аналитического и информационного обеспечения деятельности Президента РФ по экономическим вопросам, включая вопросы общегосударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др., в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое управление Президента РФ. Исполнительные органы государственной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подзаконные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д. В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департамент государственных финансов, Департамент экономики, Департамент финансовых рынков и имущественных отношений, Департамент международного сотрудничества, Департамента регионального развития и др. Кредитная деятельность государства тесно связана с валютным регулированием и валютным контролем, поэтому Департамент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использование государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, организует пробирный надзор. Департамент государственных финансов занимается определением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулированием деятельности кредитных организаций, совершенствованием банковской системы, реструктуризацией кредитных организаций. К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование государственной деятельности в сфере аудита, страхования и бухгалтерского учета. Функции финансовой деятельности выполняют также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства и ведомства). То же относится и к подобным органам, формируемым местным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.). Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Субъектами РФ также создаются подобные органы (министерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе» была образована единая централизованная система органов федерального казначейства, подчиненная Министерству финансов РФ. В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам РФ, городам (кроме городов районного значения), районам и районам в городах. На органы федерального казначейства возложены следующие задачи: 1) организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета; 2) регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов и контроль за этими фондами; 3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; 4) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга России и др. Органы федерального казначейства взаимодействуют с учреждениямиЦентрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам. Представительные органы местного самоуправления вправе создаватьмуниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»). В особую систему выделяются налоговые органы — Министерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ (далее — ФСЭНП). Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В связи с этими задачами налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также осуществляют валютный контроль. Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Федеральная таможенная служба РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность. К числу других государственных финансово-кредитных организаций относятся государственные внебюджетные фонды (система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов). Вопрос 6 Действие бюджетного законодательства во времени и пространстве ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|