Здавалка
Главная | Обратная связь

Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства



Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, так как выполнение функций государ­ства и местного самоуправления по всем направлениям связано с использованием финан­сов.

В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их фи­нансовой деятельности и степень участия в ней различны. Это связано с различным финансово-правовым статусом субъектов управления, который состоит из трех блоков:

= целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

= организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

= компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

В связи с этим различают:

= органы общей компетенции, осуществляющие финан­совые полномочия в качестве одного из направлений своей де­ятельности,

= органы специальной компетенции, созданные для реализации государственных функций по образованию, распре­делению и использованию фондов денежных средств.

Органы финансового управления можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема и характера компетенцииможно выделить органы:

А) общейкомпетенции, которые осуществляют управление боль­шинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);

Б) специальнойкомпетенции,которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление;

Органыспециальнойкомпетенции подразделяются на:

= отраслевой компетенции- осуществляют руководство отдель­ными сферами или отраслями управления;

= внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);

= межотраслевой (функциональной) компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства от­раслей и сфер управления);

= смешанной компетенции,т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

По порядку разрешения подведомственных вопросоворганы управления могут быть:

- единоначальные - в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган ру­ководителю;
- коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, феде­ральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства). В коллегиальных органах реше­ния принимаются большинством их членов в сочетании с персональ­ной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

Систему органов общей компетенции представляют Феде­ральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Согласно принципу разделения властей прерогативой зако­нодательных (представительных) органов государственной вла­сти является принятие финансовых законов. Кроме правотвор­ческой функции Федеральное Собрание РФ и законодатель­ных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ осуществляет полномочия в сфере финансового контроля.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в соответ­ствии с которой строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государ­ственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организа­ции расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной систе­мы, через Главное контрольное управление Президента РФ осу­ществляет финансовый контроль.

В целях совершенствования аналитического и информаци­онного обеспечения деятельности Президента РФ по экономи­ческим вопросам, включая вопросы общегосударственных фи­нансов, бюджета, межбюджетных отношений и др., в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое уп­равление Президента РФ.

Исполнительные органы государственной власти (Прави­тельство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществ­ляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подза­конные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департа­мент государственных финансов, Департамент экономики, Де­партамент финансовых рынков и имущественных отношений, Департамент международного сотрудничества, Департамента регионального развития и др.

Кредитная деятельность государства тесно связана с валют­ным регулированием и валютным контролем, поэтому Департа­мент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использова­ние государственных ресурсов драгоценных металлов и драго­ценных камней, организует пробирный надзор.

Департамент государственных финансов занимается опреде­лением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулиро­ванием деятельности кредитных организаций, совершенствова­нием банковской системы, реструктуризацией кредитных орга­низаций. К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование госу­дарственной деятельности в сфере аудита, страхования и бух­галтерского учета.

Функции финансовой деятельности выполняют также феде­ральные органы исполнительной власти и органы исполнитель­ной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства и ведомства). То же относится и к подобным органам, формируемым мест­ным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.).

Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует дея­тельность в этой сфере иных федеральных органов исполни­тельной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой дея­тельности.

Субъектами РФ также создаются подобные органы (мини­стерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отде­лы или управления.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О феде­ральном казначействе» была образована единая централизован­ная система органов федерального казначейства, подчиненная Министерству финансов РФ. В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам РФ, городам (кроме городов районного значения), районам и районам в городах.

На органы федерального казначейства возложены следую­щие задачи: 1) организация, осуществление и контроль за ис­полнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета; 2) регулирование финансовых отно­шений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое ис­полнение этих фондов и контроль за этими фондами; 3) осу­ществление краткосрочного прогнозирования объемов госу­дарственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; 4) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга России и др.

Органы федерального казначейства взаимодействуют с уч­реждениямиЦентрального банка РФ, иными финансово-кре­дитными учреждениями, налоговыми органами по фактам на­рушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

Представительные органы местного самоуправления вправе создаватьмуниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местно­го бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых осно­вах местного самоуправления в Российской Федерации»).

В особую систему выделяются налоговые органы — Мини­стерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ (далее — ФСЭНП). Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспече­нии единой системы контроля за соблюдением налогового за­конодательства, за правильностью исчисления, полнотой и сво­евременностью внесения в бюджет налогов и других обязатель­ных платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В связи с этими задачами налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, при­менение контрольно-кассовых машин при осуществлении де­нежных расчетов с населением, а также осуществляют валют­ный контроль.

Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Федеральная таможенная служба РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при переме­щении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.

К числу других государственных финансово-кредитных орга­низаций относятся государственные внебюджетные фонды (сис­тема органов, управляющих деятельностью по образованию, рас­пределению и использованию целевых финансовых ресурсов).

Вопрос 6

Действие бюджетного законодательства во времени и пространстве







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.