Здавалка
Главная | Обратная связь

Действие финансово правовой нормы в пространстве во времени и по кругу лиц российских





ЦБРФ [12], Рахунковоипалаты [13] и т.д ).

Главная особенность финансово-правовых норм в том, что они маютьгосударственно-властного, императивного характера. Государство предписывает правила поведения субъектам финансового права. Участники финансовых отношений нет права изменить распоряжение нормы и условия его применения.

> Финансово-правовие нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за неисполнение предписаний государства. Однако истории известно мнение, относительно расширения данного списка:

- норма права, содержит рекомендацию, безусловно, нет обязательного значение для субъектов, однако в случае ее принятия (исполнения) обеспечивается мерами государственного впливу.Рекомендательная норма предоставляет право участнику правоотношения выбрать по своему усмотрению тот или иной вариант поведения. Если предприятие выбирает вариант поведения, рекомендуемый государством, вполне вероятно, что одновременно он получает любые поощрения или выгоды, иначе никаких негативных последствий как правовых санкций ему не наступает.

- особенность правовых поощрений в том, что в нормах права воздерживаться свидетельства о определенный вариант поведения, следование которому желательно для общества, но с обязательным каждого отдельного субъекта. Однако именно выбор такого поведения подкрепляется обещанием наделить субъекта благами более загальноприйнятихнорм. [14]

> Финансово-правовие нормы, кроме способа на участников финансовых отношений, в зависимости от своего содержания делятся на:

- материальные нормы, которые закрепляют структуру бюджетной системой и состав финансовой системы в целом, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством и муниципальными образованиями, определяют виды, объем и направление расходов, источники формирования ресурсов банков, т. е. закрепляют материальное содержание юридического прав и обязанностей участников финансовых отношений.;

- процессуальные нормы - устанавливают порядок применения и действия норм материального права в сфере формирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов (доходов), требуют соблюдения процедурных правил в этой бурной деятельности - сроков, участия определенных органов и т.п Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентированная законом деятельность законодательных и исполнительных органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней. Процесуальнифинансово-правовие нормы содержат предписания, регламентирующие порядок (процедуру) применение материальнихнорм. [15]

время данная классификация финансово-правовых норм является общепризнанной и дальнейшее рассмотрение действия финансового нормы будет напрямую зависеть от ее вида.

Глава Особенности действия финансово-правовых норм

§ Принцип действия финансово-правовой нормы во времени

> Финансово-правовие акты действуют в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и полностью человек. Информация о пределах действия финансово-правовых актов имеет значение в практике применения финансово-правовых норм.

> Финансово-правовие акты действуют во времени, начало определяется моментом вступления в силу. Порядок вступления в силу законов установлен Федеральным законом от июня г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а других нормативных актов - Указом Президента Российской Федерации от мая г. № «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Особый порядок вступления в силу и действия актов законодательства о налогах и сборах во времени установлены в ст. Налогового кодексуРФ. [16]

Согласно вышеупомянутым актам существует три способа установления момента вступления в силу финансово-правовых актов.

Прежде, финансово-правовой акт вступает в силу по окончании срока после официального опубликования.

Так, федеральные законы, регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территории Российской Федерации через дней с момента их опубликования официальных изданиях, есть. в «Российской газете» или «> Собрании законодательства Российской Федерации». Однако из этого правила есть исключения. Согласно ст. НК РФ «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу » «Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования ». Но и из этого правила есть исключения, а именно: 1) федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления , вводящие налогов и (или) сборы, вступают в силу не ранее января года, следующего за годом принятия (п. ст. НК РФ) 2) «акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу »(п. ст. НК РФ), 3)« акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и ( или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это »( п. ст. НК РФ). Причем в п. ст. НК РФ содержится запрет обратную силу актов законодательства о налогах и сборах, определяющие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, которые определяют или отягчающих ответственность за налоговые правонарушения, которые определяют новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах исборах. [17]

По действию в часифинансово-правовие нормы делятся на постоянные или общие (не определено во времени действия и теряют силу в связи с их отменой или изменением) и временные (определены во времени действия, т. е. устанавливаются визначенийсрок). [18]

§ Действие финансово-правовой нормы по признаку территориальности

Действие норм права и нормативных правовых актов в пространстве это их действие, в пределах определенной территории. Нормы права, установленные или санкционированные государством, обычно, действует в пределах территории государства. Так действуют содержат нормы права нормативные акты.

Еще первобытнообщинном строе с его замкнутым натуральным хозяйством иродоплеменной организацией каждая община жила по своим обычаям. Изгнание из племени было почти равносильно смерти, потому всяком другом племени изгнанник лишался защиты общества. Немного этом плане отличается право рабовладельческого общества. В Римской империи иностранец первоначально не имел никаких прав, был «врагом», стоящим вне закона. Постепенно, с развитием обмена, лицам, имевшим прав римского гражданина, создается особое право-jusqenteum, которое, однако, также было римским правом, действующим на территории Римськоиимпериы. [19]

Постепенно и его формулируется принцип суверенитета - верховенства государственной власти, ее и полновластие отношению к кому и к чему бы то ни было. Любая государственная власть распространяется только на определенную территорию, распространение же велений государственной власти вне территории этого государства является нарушением суверенитета другого государства. Поэтому принцип суверенитета и принцип территориального действия законов взаимосвязаны самым тесным образом: власть государства ограничена его территориальными пределами (границами) и его велений (законов) не выходит типределы. [20]

Под понятием государственной границы понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

Итак, территория государства включает в себя:

Часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государственных границ;

Внутренние территориальные воды не более двенадцати морских миль (одна морская миля равна метров);

Воздушный столб над территорией государства (на высоте до километров);

Воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;

так званаквазитерритория (территория посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).

Однако принцип строго территориального действия законов очень быстро вступила в противоречие с развитием экономических связей между странами, вызванных созданием международного рынка. В этой, если бы каждое государство было свободно устанавливать любые нормы и способом регулировать отношения своих граждан с гражданами другого государства, результатом могла оказаться изоляция этого государства, что, впрочем, ему было не выгодно.

государства начали заключать различные сделки, подписывать договоры, посещать соседей с официальными визитами и постепенно, от строго территориального принципа государства пришли визнаннюекстерриториального действия некоторых законов, выработались принципы установления подлежащего применению права.

время не подлежит сомнению то, что законы должны территориальное действие, но в особом порядке и в отдельных случаях и екстериториальнедействие. [21]

Сказанное относится преимущественно к международным, межгосударственным отношениям. Однако вопрос о территориальном иекстерриториальном действия законов возникает по отношению к правовым нормам, издаваемым властью территориальных единиц данного государства.

Принцип территориальной даекстерриториального действие Закона неодинаково осуществляется в различных отраслях права. Наиболее строго территориальный принцип соблюдается в отраслях, как государственное, административное, уголовное, процессуальное право, а наибольшая экстерриториальность наблюдается у норм гражданского, торгового, семейного права.

Действуя в пределах территории государства, нормы финансового права и нормативные правовые акты могут распространять свое действие, во всю территорию, и некоторые ее части. На всю территорию государства распространяют свое действие обычно те нормы финансового права, которые в нормативные акты центральных органов государственной власти. На отдельных частях государственной территории могут действовать как нормы, содержащиеся в актах центральных органов государственной власти, и нормы, содержащиеся в актах местных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Например, Российской Федерации некоторые нормативные акты федеральных, есть. центральных, органов действуют не на территории государства, но в той или иной ее части (в районах Крайнего Севера, в пограничных зонах и т.д.). В федеративных государствах, поскольку субъекты федерации может иметь законодательство, нормативные акты субъекта федерации действуют на территории субъекта, но в некоторых случаях можно применять на территории других субьективфедерациы. [22]

Например, в случае заключения соглашений с государствами, в соответствии с которыми определенные правовые нормы одного государства действуют на территории другого и наоборот. Особенно это касается норм финансового, коммерческого, трудового и других отраслей права.

так же, в случае действия территорий со смешанным правовым режимом.

К таким территориям относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Континентальный шельф - это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка, а исключительная экономическая зона - это морское пространство до морских миль, находится за внешней границей территориального моря, ипримикающее к нему. Эти территории не входят в состав территории прибрежных государств и в целом является территорией какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные государства обладают определенными суверенными правами этих территориях.

Рядом со всем вышеперечисленным, существует поняттяекстерриториального действия законов внутри государства.

Территория государства делится на части. Эти части могут быть известной самостоятельностью, автономией, самоуправлением. Территория государства или его самоуправляемых частей делится на административные единицы. Каждая автономная или административная единица имеет органы власти и управления, которые издают нормативные акты финансового права. Эти нормативные акты действуют, как правило, в пределах территориальной власти данного органа, но в смысле признания, юридические акты территориальных единиц имеют экстерриториальное действие. Однако есть существенное различие в международном и внутригосударственном действия законов в таком случае: применение иностранного закона даже в форме его признания исключение, установленным внутренними и международными нормами. [23]

Признание юридических актов, содержащих нормы финансового права внутри этого государства является правилом.

Итак, финансово-правовие нормы имеют экстерриториальное действие как между государствами, но и внутри них. Территориальным аспектом определено, по существу, и действие законов (> нормативно-правых актов) по кругу лиц, поскольку они имеют силу в отношении всех физических и юридических лиц, являющихся того или иншоготерриториы. [24]

§ Действие финансово-правовой нормы относительно субъектов финансового права

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятия «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права - это лицо, имеющее правосубъектностью, т.е потенциально способно быть участником финансовых правоотношений, поскольку он наделен необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения - это - реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права через действие финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, принимая конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он работает субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, есть. остается субъектом финансового права. [25]

Итак, субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. Сейчас носители финансовых прав и обязанностей еще не начать конкретные правоотношения. С другой стороны, определенную часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем намного меньше, чем в других отраслях права через особенности финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Например, требуется и предполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (права наследования, дарения, купли-продажи и т.д ). Другое дело финансовые правоотношения: участие в них государственных органов (или

Вопрос 7

Финансовое право как отрасль- понятие, предмет, метод, система.

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Предмет ФП образует именно ОО возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципального образования. В таких отношениях можно выделить следующие отношения между:

 

1.
РФ ее субъектами муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов власти в связи с распределением между ними финансовых ресурсов страны.

2.
между финансовыми органами государства и местного самоуправления с одной стороны и физическими лицами, с другой стороны в связи с выполнением последними субъектами своих обязательств по внесению в государственные муниципальные денежные фонды платежей в виде налогов и сборов.

3.
между финансовыми и налоговыми органами государства и местного самоуправления с одной стороны и предприятиями учреждениями организациями с другой стороны по выполнению последними обязательств по внесению в государственные и муниципальные фонды платежей по осуществлению контрольно-надзорной функции по расходованию последними выделяемых бюджетных средств.

4.
между финансово-кредитными органами разных уровней в связи с их деятельностью по формированию распределению и использованию государственный и муниципальных фондов денежных средств и ресурсов как бюджетных, так и внебюджетных кредитных и страховых.

5.
между государственными и муниципальными предприятиями с одной стороны и государственными муниципальными органами, в подчинении которого предприятие находится, с другой стороны по поводу распределения и использования в соответствующих отраслях экономики бюджетных и кредитных ресурсов а также собственных средств предприятий.

6.
между финансово кредитными организациями с одной стороны физическими и юридическими лицами как хозяйствующими субъектами с другой стороны в связи с образованием и распределением страховых и кредитных фондов денежных средств

7.
между субъектами финансового рынка страны и уполномоченными органами государственной власти в связи осуществлением государственного регулирования финансового рынка.

8.
между уполномоченными органами государственной власти местного самоуправления в связи с осуществлением ими деятельности по финансовому контролю учету и отчетности, данная классификация связана прежде всего с субъектным составом участников финансовых отношений.

 

Однако все отношения образующие предмет ФП объединяет общее содержание, а именно направленность на образование распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств
ФП свойственно несколько методов:

 

1.
императивный метод или метод властных предписаний. Свойственен и АП, но существует специфика его применения в ФП, поскольку органы государственной власти и местного самоуправления уполномочены в осуществлении финансовой деятельности, в том числе в финансовом контроле, имеют право давать властные предписания субъектам несвязанным с ними административным вертикальным подчинением как наблюдается в административном праве. Применение этого метода нашло все больше всего применения при формировании государственных и муниципальных фондов денежных средств по средствам использования для формирования своих ресурсов, как обязательные платежи, так и платежи добровольного характера. Следует учитывать, что применение метода властных предписаний в ФП возможно лишь в силу зависимости одних субъектов от других по линии функции финансовой деятельности. Среди иных методов можно выделить методы согласования рекомендаций, договорной и т.д.

2.
метод рекомендаций проявляется в том, что налоговое законодательство, по сути, рекомендует субъектам федерации и муниципальным образованиям для пополнения бюджетов субъектов и муниципальных образований вводить на своих территориях налоги, отнесены согласно ст.14 15 части 1 НК соответственно к уровню региональных местных.

3.
метод согласования – ст. 72 КРФ определяющая общую или компетенцию РФ и ее субъектов относит к такой компетенции определение общих принципов налогообложения и обложения сборами на территории страны. Т.о. федеральный законодатель не может закреплять данные принципы без согласования с субъектами РФ.

4.
договорной метод – применяется при предоставлении налогоплательщиком на основании договора налогового инвестиционного кредита,

 

все эти методы находятся во взаимодействии с основным методом властных предписаний.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.