Здавалка
Главная | Обратная связь

Принципы организации и осуществления государственного финансового вопроса.



Принципами организации государственного финансового контроля являются:

1) разграничение места, роли, задач и функций органов государственного финансового контроля в соответствии с установленным Конституцией и законодательством россии разграничения компетенции законодательной и исполнительной власти;

2) функциональная, организационная, персональная и финансовая независимость органов государственного финансового контроля и их должностных лиц от подконтрольных объектов;

3) координация деятельности органов государственного финансового контроля с целью исключения дублирования в их работе и обеспечения единой системы государственного финансового контроля на всех уровнях государственной власти. Основными принципами осуществления государственного финансового

контроля являются: законность, обязательность, стратегическая направленность, беспристрастность, всесторонность (всеохватность), системность, плановость, регулярность (своевременность), конкретность, экономичность, гласность (при условии соблюдения государственной, служебной, коммерческой и другой охраняемой законом), действенность.

Основными принципами организации государственного финансового контроляявляются:

o согласованность и плановость действий субъектов государственного финансового контроля;

o функциональная, организационная, персональная и финансовая независимость субъектов государственного финансового контроля от подконтрольных объектов ;

o беспристрастность и объективность в процессе осуществления государственного финансового контроля;

o невмешательство в оперативную финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, за исключением случаев, предусмотренных законом и финансовым законодательством, в том числе бюджетным;

o ответственность за достоверность результатов осуществления финансового контроля;

o системность, плановость и периодичность в контрольной деятельности субъектов государственного финансового контроля;

o открытость и прозрачность финансового контроля, за исключением необходимости соблюдения режима специальных ограничений, в том числе неразглашении коммерческой, государственной и других тайн, в соответствии с законодательством россии;

o соблюдение норм профессиональной этики.

 

 

Вопрос 15

Понятие, финансового контроля, его формы, виды, методы.

Виды, формы и методы проведения финансового контроля приведены на рис.2.

 

 

Рис.2

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесссоставления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и тд.

• В процессе проведения проверокна основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установ­ленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

• Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективноеиспользование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

• Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результата ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.