Здавалка
Главная | Обратная связь

Межбюджетные трансферты: формы, условия предоставления.



Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов определены в гл. 16 ("Межбюджетные трансферты") БК РФ.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов (ст. 132 БК РФ).

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций (ст. 133 БК РФ).

На основании гл. 16 можно выделить следующие межбюджетные трансферты:

из федерального бюджета;

из бюджетов субъектов Российской Федерации;

из местных бюджетов;

из внебюджетных фондов (в частности, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета

 

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

 

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

субсидий местным бюджетам;

субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов

 

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

иных межбюджетных трансфертов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФОМС

 

Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме:

субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов

 

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Более подробно условия предоставления отражены в ст. 130, 136, 142 БК РФ.

31 вопрос

Понятие стадии правовая регламентация бюджетного процесса во всех уровнях бюджетной системы РФ.

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:

Этапы бюджетного процесса

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

глава государства;

органы законодательной власти;

органы исполнительной власти;

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и местного финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители бюджетных средств.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета.

Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.

Первая стадия бюджетного процесса

Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Вторая стадия бюджетного процесса

Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

Третья стадия бюджетного процесса

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Четвертая стадия бюджетного процесса

Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

32 вопрос

Правовые основы рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Годовой бюджет РФ составляется на один финансовый год, начинающийся с 1 января и заканчивающийся 31 декабря.

В Великобритании, Японии, Канаде бюджетный год начинается с 1 апреля, а заканчивается 31 марта. В Швеции, Норвегии, Италии он длится с 1 июля по 30 июня. В США – с 1октября по 30 сентября. Во Франции и Нидерландах – совпадает с календарным.

Общие положения

 

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

 

Статья 170. Бюджетное послание Президента Российской Федерации

 

Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год.

 

Статья 171. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов

 

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статья 172. Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов

 

В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения о:

действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой;

нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;

Составление бюджета основывается на:

Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Статья 173. Прогноз социально-экономического развития территории

 

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

 

Статья 174. Перспективный финансовый план

 

Перспективный финансовый план — документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

Перспективный финансовый план разрабатывается в целях:

информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых:

первый год — это год, на который составляется бюджет;

следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Статья 175. Баланс финансовых ресурсов

 

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

 

Статья 176. Предоставление государственных или муниципальных услуг

 

В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия.

 

Статья 177. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг

 

Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг.

При составлении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг и задания на предоставление указанных услуг.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственных или муниципальных контрактов на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемых государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами.

Статья 178. План развития государственного или муниципального сектора экономики

 

План развития государственного или муниципального сектора экономики включает:

перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;

перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий;

программу приватизации (продажи) государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;

сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

В план развития государственного сектора экономики федерального уровня включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления могут определять дополнительные составляющие и дополнительные требования к плану развития государственного или муниципального сектора экономики.

Статья 179. Долгосрочные целевые программы

 

Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

технико-экономическое обоснование;

прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы;

наименование заказчика указанной программы;

сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;

другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.

Заказчиком долгосрочной целевой программы может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ.

Статья 180. Соотношение закона о бюджете и других законов, решений

 

Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета.

В случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта не предусмотрены законом о бюджете либо предусмотрены частично (не в полной мере), применяется закон о бюджете в порядке, определенном статьей 83 настоящего Кодекса.

Статья 181. Состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете

 

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета.

К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться также следующие показатели:

прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены:

расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь;

распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

иные показатели, определенные настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

В проекте закона (решения) о бюджете в составе расходов бюджета должны быть установлены лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года.

В проекте закона (решения) о бюджете должны быть определены следующие характеристики государственного или муниципального долга:

источники финансирования дефицита бюджета;

верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные настоящим Кодексом, с указанием в том числе предельных объемов обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть также определены:

верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

предел государственных внешних заимствований Российской Федерации;

объемы и перечень государственных внешних заимствований Российской Федерации по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям (в том числе государствам — участникам Содружества Независимых Государств);

предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть также определены соотношения между величиной прожиточного минимума и минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.

Статья 182. Документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета

 

В целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы:

прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

прогноз сводного финансового баланса соответствующей территории на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;

адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;

план развития государственного или муниципального сектора экономики;

структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;

оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;

другие документы и материалы, предусмотренные настоящим Кодексом.

Законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления может быть предусмотрено составление и иных документов и материалов.

Статья 183. Исходные макроэкономические показатели для составления проекта бюджета

 

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:

объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году;

уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года).

 

Статья 184. Порядок составления проекта федерального бюджета

 

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Российской Федерации, определенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенного в основу перспективного финансового плана.

Министерство финансов Российской Федерации организует разработку:

проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогноза Сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Российской Федерации плана-прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

На основании выбранного Правительством Российской Федерации плана-прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Одновременно Правительством Российской Федерации рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Принятые Правительством Российской Федерации основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания по их запросам.

Министерство финансов Российской Федерации в двухнедельный срок со дня принятия Правительством Российской Федерации основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределения расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации:

направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

уведомляет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о методике формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством Российской Федерации.

Второй этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов о минимальном размере оплаты труда, о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также составляемого в виде приложения к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу

 

33 вопрос

Правовые основы рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета определяется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Федеральный бюджет вместе с бюджетами государственных внебюджетных фондов образует первый уровень бюджетной системы Российской Федерации, которую также составляют: второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и третий уровень - местные бюджеты.

Бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию, сущность которой проявляется в ее функциях.

Распределительная функция.

Содержание этой функции реализуется в процессе формирования централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления и перераспределения ВВП или использование бюджетного фонда.

Таким образом, распределительная функция имеет две непрерывно связанные стадии:

- образование доходов бюджета;

- использование средств.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые, безвозмездные поступления, доходы целевых бюджетных фондов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Денежные средства выделяются бюджетополучателям – организациям производственной и непроизводственной сферы, перераспределяются по уровням бюджетной системы через дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды. В основном бюджетные средства выделяются на безвозмездной основе, кроме бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. Источники доходов и направления расходов утверждаются в бюджете ежегодно.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Она позволяет контролировать степень и формы разумного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Порядок составления проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает разработку прогноза социально–экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально–экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.

Министерство финансов РФ организует разработку:

1) проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

2) проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Первый этап формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана–прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:

1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ.

Второй этап формирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере.

Документы, необходимые для рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете:

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:

1) предварительными итогами социально–экономического развития РФ за истекший период текущего года;

2) прогнозом социально–экономического развития РФ на очередной финансовый год;

3) основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

4) планом развития государственного и муниципального секторов экономики;

5) прогнозом Сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;

6) прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;

7) основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в очередном финансовом году;

8) проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;

9) проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;

10) проектом государственной программы вооружения на очередной финансовый год;

11) проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;

12) расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;

13) международными договорами РФ, вступившими в силу для РФ и содержащими ее финансовые обязательства на очередной финансовый год;

14) проектом программы государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год;

15) проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год;

16) перечнем законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию и др.

Рассмотрение и утверждение проекта федерального закона о федеральном бюджете:

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении обсуждается его концепция и прогноз социально–экономического развития РФ на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, Программа государственных внешних и внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год, Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год.

При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

34 вопрос

Состав и бюджетные полномочия участников бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами пра­ва деятельность органов государственной власти, органов местного са­моуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по конт­ролю за их исполнением.

 

Стадиями бюджетного процесса являются:

- составление и рассмотрение проектов бюджетов и государ­ственных внебюджетных фондов;

- их утверждение;

- исполнение и контроль за их исполнением.

 

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса опре­делены применительно к каждому из участников процесса.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюд­жетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

Президент РФ;

– Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

– Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

– Правительство РФ;

– Министерство финансов РФ;

– Федеральное казначейство;

– органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

– Центральный банк РФ (Банк России);

– Счетная палата РФ;

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

– государственные внебюджетные фонды;

– главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

– иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

 

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) опре­деляет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете на очередной год, имеет право «вето» на финансовое законодатель­ство, принятое Федеральным Собранием РФ.

2. Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи ут­верждает федеральный бюджет, принимает финансовое за­конодательство (БК РФ, НК РФ) и др.

3. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет выступает как координирующий центр управления финан­сами.

4. Минфин России обладает следующими бюджетными полно­мочиями: составляет проект федерального бюджета и представ­ляет его в Правительство РФ, принимает участие в разра­ботке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную роспись фе­дерального бюджета и представляет ее в Федеральное каз­начейство; представляет в Федеральное казначейство лими­ты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и пр.

5. Федеральное казначейство обладает следующими бюд­жетными полномочиями: производит распределение доходов и иных поступле­ний между бюджетами бюджетной системы РФ по норма­тивам, установленным БК РФ; открывает в Банке России и кредитных организаци­ях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ; устанавливает порядок кассового обслуживания ис­полнения бюджетов бюджетной системы РФ; ведет учет операций по кассовому исполнению фе­дерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

6. Федеральная налоговая служба и Федеральная тамо­женная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюд­жетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и дру­гих платежей.

7. Центральный банк РФ (Банк России) выполняет следующие обязанности:

• совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики;

• обслуживает счета бюджета;

• осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

8. Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств определяется ведомственной классификацией расходов бюджета. Для федерального уровня главным распорядителем бюджетных средств выступает орган государственной власти РФ; для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение.

 

Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:

• определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;

• утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

• составляет бюджетную роспись;

распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;

• исполняет соответствующую часть бюджета и др.

35 вопрос

Казначейская форма исполнения бюджетов.

 

Казначейское исполнение бюджета

На счетах казначейства хранятся бюджетные средства.

Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным государственным, финансовым институтом — казначейством. Существование казначейства объективно обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства места сбора, хранения и выплаты бюджетных средств.

Основные задачи казначейства:

учет налогов и платежей, поступающих в госбюджет;

распределение доходов между бюджетами различных уровней;

учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщиками;

взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;

обеспечение целевого и эффективного расходования средств;

управление доходами и расходами госбюджета на счетах казначейства.

 

КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

 

— казначейское исполнение бюджетов предполагает, что на органы казначейства как на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. В этих целях в Центральном банке РФ (или в отдельных случаях — в уполномоченных банках) открывается единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства РФ), на котором аккумулируются средства федерального бюджета и отражаются все операции органов государственной власти РФ по исполнению бюджета РФ. Федеральное казначейство является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета (ст. 215, 216, 243-245 БК РФ).

36 вопрос

Характеристика отчётной стадии бюджетного процесса.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляются представительным органом власти. Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов. Отчет об исполнении федерального бюдэюета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу. При этом палата использует материалы и результаты проведенных проверок. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федеральногобюджета Государственная Дума, заслушивает: доклад руководителя федерального казначейства об исполнении федерального бюджета; доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета; доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства РФ; заключение Председателя Счетной палаты РФ. По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства РФ. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений об: утверждении отчета об исполнении федерального бюджета; отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

38 вопрос

Государственный муниципальный долг- понятие структура срочность предельный размер

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

кредитов, полученных Правительством РФ;

государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация — объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.

Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

40 вопрос

Понятие значение виды правовой статус государственных внебюджетных фондов

государственные федеральные внебюджетные фонды отно­сятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

 

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах от­дельных социальных слоев населения.

 

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназн







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.