Здавалка
Главная | Обратная связь

Антипенные присадки.



Современные смазочные присадки содержат комплекс присадок различного функционального действия, что способствует повышенному пенообразованию в процессе эксплуатации масел, а также в процессе заполнения заправочных емкостей. Известны случаи выброса смазочных масел. Для предотвращения образования пены или ускорения ее разрушения в масла вводят антипенные присадки - различные соединения: эфиры и соли жирных кислот, фосфорнсодержащиесоединения, фторированные углеводороды, силоксановые полимеры. Последние наиболее часто применяются в маслах, хотя и имеют определенные недостатки: ограниченную растворимость и нестабильность в кислой среде.

Функциональное действие антипенных присадок связывают со снижением поверхностного натяжения на границе раздела жидкости и воздуха.

В качестве примера приведем характеристики антипенной присадки полиметилсилоксана ПМС-200А. Внешний вид - бесцветная маслянистая жидкость. Вязкость при 100оС 40-350 мм2/с; содержание кремния - 36-39 % масс.; механические примеси должны отсутствовать. Температура вспышки в открытом тигле 290оС.

Присадку применяют в маслах в концентрации 0,001-0,005% масс.

Пакеты присадок для автомобильных смазочных масел представляют собой хорошо сбалансированную смесь химических соединений (присадок различного состава и действия), что обеспечивает необходимые эксплуатационные характеристики масел различных классов. В табл. 20 приведена характеристика некоторых типов пакетов присадок, промышленное производство которых начато в 1997-98 г.г.

Характеристика пакетов присадок

Показатели СамОйл 7311 марки СамОйл 7321 ВДС-941Н К-47 К-48
А В
n100, мм2/с, не более
Общее щелочное число, мг КОН/г присадки, не менее В пределах 130-170
Содержание активных компонентов, %, не менее кальция 2,5 2,0 4,30 3,1 7,2 3,2
цинка 1,0 1,1 1,05 0,6 2,5 2,6
фосфора 0,95 0,6 2,2 2,3
бора 0,012 0,012
Температура , оС, вспышки в открытом тигле, не ниже

 

19 Классификация моторных масел согласно ГОСТ 1747931-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Классы вязкости моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 приведены в табл. 21, группы по назначению и эксплуатационным свойствам - в табл. 22.

Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - дизельным маслам. Приведем несколько примеров маркировки моторных масел. Марка М-63/10В указывает, что это моторное масло, всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-43/8-В2Г1 - моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) - моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения: "цс" - циркуляционное судовое.

Классы вязкости моторных масел

Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре
100оС -18оС, не более
33 ³3,8
43 ³4,1
53 ³5,6
63 ³5,6
Свыше 5,6 до 7,0 включительно
Свыше 7,0 - 9,3
9,3 - 11,5
11,5 - 12,5
12,5 - 14,5
14,5- 16,3
16,3 - 21,9
21,9 - 26,1
33/8 7,0 - 9,3
43/6 5,6 - 7,0
43/8 7,0 - 9,3
43/10 9,3 - 11,5
53/10 9,3 - 11,5
53/12 11,5 - 12,5
53/14 12,5 - 14,5
63/10 9,3 - 11,5
63/14 12,5 - 14,5
63/16 14,5 - 16,3

 

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Группа масла по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
А   Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели.
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников.
Б2 Малофорсированные дизели.
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов.
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений.
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии.
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений.

 

 

Продолжение табл. 22.

Группа масла по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1.
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений.
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами.
Е2

 

Для сведения: в прежней нормативной документации дополнительные характеристики условий применения и особенностей свойств масел вводились в стандартное обозначение без скобок (например, М-8Г2к) , иное назначение масла обозначала группа Е. На это стоит обращать внимание, так как старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла и другой документации.

В международном масштабе общепринятой стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров - SAE J300. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители в большинстве случаев указывают по классификации API (Американский институт нефти). ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе классам вязкости по SAE и классам API по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а об ориентировочном соответствии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.