Классификация пластических смазок.
Смазки классифицируют по составу и назначению. Так как определяющее влияние на структуру и свойства смазок оказывают загустители, тип загустителя положен в основу классификации смазок по составу. По типу загустителя масла подразделяют на: 1. Мыльные смазки. 2. Углеводородные смазки. 3. Смазки на неорганических загустителях. Мыльные в зависимости от состава загустителя делятся на - обычные мыльные смазки; - смазки на комплексных мыльных загустителях (в состав загустителя входят соли низко- и высокомолекулярных кислот); - смазки на смешанных мыльных загустителях (в состав загустителя входят соли различных металлов). По типу катиона молекулы мыла смазки делят на кальциевые, натриевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и т.д. По составу жиров выделяют смазки - на синтетических жирах (фракции синтетических жирных кислот, получаемые окислением парафинов); - на природных жирах (как правило смеси гидрированных растительных и животных жиров); - на технических жирных кислотах (стеариновой, 12-оксистеариновой и т.п.). - По назначению смазки делят на: - антифрикционные - для снижения трения и износа деталей машин и механизмов; - консервационные - для защиты металлических изделий от коррозии; - уплотнительные - для герметизации трущихся поверхностей, зазоров и щелей; - специальные - фрикционные, приработанные, противооблединительные и др. - Современная классификация смазок по назначению приведена в табл. 36. Антифрикционные (около 70 марок, самая большая группа). Применяются для смазывания грубых и высоконагруженных узлов трения транспортных средств (подвесок ходовых частей, рессор), горнодобывающего оборудования, различных узлов индустриальных механизмов (конвейеров, сельскохозяйственных машин), подшипников, электродвигателей и т.д. К ним относятся солидол, Литол-24, Фиол-1, ЦИАТИМ-221 и др. Защитные, или консервационные, смазки. Служат для предохранения металлических поверхностей от коррозии, кожаных изделий от высыхания и гниения. Эти смазки наносят на металлические поверхности в нагретом до 100-110оС состоянии, а при расконсервации смывают органическим растворителем или горячей водой. наиболее известные представители - Мовиль, Мольвин-МЛ, используемые для защиты от коррозии внутренних труднодоступных поверхностей кузовов автомобилей. Уплотнительные смазки (14 марок) применяют в качестве уплотнительной среды в резьбовых соединениях, трубопроводной и запорной аппаратуре, в узлах соединения вакуумных систем и т.д. Канатные смазки - влагостойкие и низкозастывающие, рассчитанные для работы при -50оС, используемые для пропитки сердечников силовых стальных канатов, а также при их изготовлении и эксплуатации в горнодобывающем и подъемно-транспортном оборудовании. Также среди антифрикционных рассматриваются: - автомобильные смазки (Литин-2; АМ-карданная; Литол 459/5; ЛСЦ-15 и пр.); - железнодорожные смазки (ЛЗ-ЦНИИ; ЖРО; Кулисная ЖК; ЦНИИ-КЗ; ЖТ-72 и пр.); - морские смазки (АМС-1; АМС-3; МС-70; МУС-3А; МЗ); - авиационные смазки (Эра; АТЛАНТА; Сапфир; СЭДА; Свинцоль-01; НК-50; № 9); - индустриальные смазки (Униол-2М/2; ИП-1(Л, З); ЛКС-2 и т.п.); - буровые смазки (Долотол Н; Долотол АУ; Долотол НУ; Геол-1; Пластол); - Электроконтактные смазки (ВНИИНП-248, 502; Электра). Большая часть смазок как по ассортименту, так и по объемам производств относится к первым двум группам. для приготовления антифрикционных смазок применяют в основном мыльные загустители, для консервационных - углеводородные. С точки зрения применения пластичные смазки наиболее эффективны при высоких температурах и контактных нагрузках, в узлах трения, работающих периодически или с частым изменением направления движения. Смазки хорошо герметизируют узлы трения, при их использовании снижаются затраты на смазочные материалы и обслуживание механизмов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|