Здавалка
Главная | Обратная связь

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС РОССИИ



Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей.

Спасатель должен уметь:

 

- подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;

- подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

- перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;

- пользоваться средствами пожаротушения;

- оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;

- определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС;

- рационально и безопасно строить свою работу;

- проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники;

- извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место;

- оказывать первую помощь пострадавшим;

- оказывать самопомощь;

- проводить разборку завалов;

- выполнять такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы;

- осознавать степень риска;

- взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутые пространства, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.д.);

- осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе с наземных и водных транспортных средств;

- выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;

- выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и антропогенного характера;

- ориентироваться на местности;

- выживать в различных ЧС;

- организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;

- отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды, электроэнергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально опасный характер;

- проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями, продовольствием;

- локализовывать распространение ЧС;

- выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их возникновения;

- пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и пунктами приготовления пищи;

- выбирать оптимальные способы работы и средства труда;

- выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоциональных нагрузок;

- работать в условиях личного риска;

- работать в изменяющихся условиях природного и антропогенного характера;

- осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды;

- работать в различных рабочих позах;

- работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;

- оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера;

- быстро восстанавливаться.

Спасатель должен знать:

 

- причины, последствия и характер протекания ЧС антропогенного и природного характера;

- терминологию;

- права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требования, предъявляемые к спасателям;

- структуру МЧС России;

- правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, применяемых при проведении ПСР;

- правила хранения и эксплуатации средств защиты;

- правила и инструкции по технике безопасности;

- технические характеристики используемого оборудования, техники, инструментов, приспособлений;

- правила, приемы и последовательность выполнения ПСР;

- приемы, методы и способы поиска пострадавших;

- сигнализацию, условные знаки, коды;

- правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения такелажных работ;

- правила проведения разведки;

- способы и приемы определения наличия поражающих факторов;

- приемы проведения ПСР в особо опасных условиях;

- дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиация, световая энергия, температура, СДЯВ и т.д.);

- время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;

- методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм;

- приемы оказания первой медицинской помощи;

- приемы оказания самопомощи и самоспасения;

- правила эксплуатации средств связи и оповещения;

- оптимальные способы перемещения в различных условиях;

- основы выживания в неблагоприятных условиях;

- правила организации временных лагерей, привалов;

- способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транспортных средств, с верхних этажей разрушенных зданий;

- способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-под лавин, селей, обвалов, снега;

- способы ориентации на местности;

- способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминированных участков;

- правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей;

- способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом;

- особенности работы с привлечением кинологической службы;

- виды основных СДЯВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на пострадавших;

- правила организации рабочего места;

- основные средства, способы приемы предупреждения и тушения пожаров;

- ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки;

- способы защиты от современных средств поражения;

- правила организации эвакуации пострадавших и населения;

- особенности региона ответственности;

- основы психологии и педагогики;

- способы восстановления;

- правила взаимодействия.

 

Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами:

- способностью длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;

- способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях (антропогенных и природных), а также при наличии реальной и потенциальной опасности;

- способностью самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;

- способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;

- способностью оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;

- способностью адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;

- способностью одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;

- способностью воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума "полезную" звуковую информацию;

- способностью переносить кратковременные значительные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;

- способностью уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;

- способностью соизмерять свои силы с предстоящей работой;

- способностью определять расстояние между предметами;

- способностью переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;

- способностью самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;

- способностью быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;

- способностью подавлять сонливость, эффективно работать в разное время суток;

- добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;

- способностью согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;

- умением безопасно выполнять работы;

- способностью накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;

- способностью к взаимопониманию, состраданию.

Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.

 

Уровень профессиональной подготовленности спасателей обуславливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ.

 

Спасатель международного класса -должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; - отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; - иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей;

- участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое-третье места на международных соревнованиях спасателей;

- владеть на уровне разговорного одним из западноевропейских языков.

 

Спасатель первого класса -должен работать спасателем второго класса не менее двух лет;

- обладать навыками командирской или инструкторской подготовки;

- отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса;

- иметь среднее специальное техническое или медицинское образование;

- многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.

Для получения квалификации спасатель первого класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:

- специальная командирская курсовая подготовка или любая из подготовок на жетон "Спасательный отряд";

- инструктор-методист по альпинизму;

- инструктор-методист по туризму;

- инструктор по подводному спорту;

- инструктор авиапожарной команды;

- инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий;

- инструктор легководолазного дела;

- мастер аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических и других спасательных работ;

- спортсмен-разрядник по прикладным видам спорта (не ниже второго разряда);

- альпинист, турист, спелеолог, парашютист, скалолаз, стрелок и др.

 

Спасатель второго класса -должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Для получения квалификации спасатель второго и третьего класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:

- пожарный-десантник, пожарный-парашютист;

- пожарный (респираторщик);

- газоспасатель;

- врач, фельдшер;

- кинолог;

- спасатель воздушного транспорта;

- начальник спасательного отряда альпинистской базы;

- инженер (техник) по аварийно-спасательным работам;

- водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов,

- механик-водитель;

- взрывник, пиротехник;

- машинист землеройной или строительной техники;

- аквалангист, водолаз;

- стропальщик, такелажник;

- газорезчик, газосварщик;

- монтажник-высотник;

- радиотелеграфист, радиооператор, электромеханик связи;

- медсестра;

- повар;

- матрос, судоводитель;

- оператор насосных станций;

- горнопроходчик;

- планшетист;

- электромонтер;

- машинист грузоподъемной техники.

 

Спасатель третьего класса -должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории "В" и одной из специальностей спасателя.

 

Для организации и проведения профессионального обучения спасателей и поддержания постоянного высокого уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и непрерывное.

 

Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели МЧС России в течение первых трех месяцев после приема на работу. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус "спасателя", выдается книжка и жетон спасателя.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.