IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС РОССИИ
Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей. Спасатель должен уметь:
- подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации; - подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; - перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы; - пользоваться средствами пожаротушения; - оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение; - определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС; - рационально и безопасно строить свою работу; - проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники; - извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место; - оказывать первую помощь пострадавшим; - оказывать самопомощь; - проводить разборку завалов; - выполнять такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы; - осознавать степень риска; - взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутые пространства, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.д.); - осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе с наземных и водных транспортных средств; - выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности; - выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и антропогенного характера; - ориентироваться на местности; - выживать в различных ЧС; - организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны; - отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды, электроэнергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально опасный характер; - проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями, продовольствием; - локализовывать распространение ЧС; - выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их возникновения; - пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и пунктами приготовления пищи; - выбирать оптимальные способы работы и средства труда; - выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоциональных нагрузок; - работать в условиях личного риска; - работать в изменяющихся условиях природного и антропогенного характера; - осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды; - работать в различных рабочих позах; - работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека; - оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера; - быстро восстанавливаться. Спасатель должен знать:
- причины, последствия и характер протекания ЧС антропогенного и природного характера; - терминологию; - права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требования, предъявляемые к спасателям; - структуру МЧС России; - правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, применяемых при проведении ПСР; - правила хранения и эксплуатации средств защиты; - правила и инструкции по технике безопасности; - технические характеристики используемого оборудования, техники, инструментов, приспособлений; - правила, приемы и последовательность выполнения ПСР; - приемы, методы и способы поиска пострадавших; - сигнализацию, условные знаки, коды; - правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения такелажных работ; - правила проведения разведки; - способы и приемы определения наличия поражающих факторов; - приемы проведения ПСР в особо опасных условиях; - дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиация, световая энергия, температура, СДЯВ и т.д.); - время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях; - методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм; - приемы оказания первой медицинской помощи; - приемы оказания самопомощи и самоспасения; - правила эксплуатации средств связи и оповещения; - оптимальные способы перемещения в различных условиях; - основы выживания в неблагоприятных условиях; - правила организации временных лагерей, привалов; - способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транспортных средств, с верхних этажей разрушенных зданий; - способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-под лавин, селей, обвалов, снега; - способы ориентации на местности; - способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминированных участков; - правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей; - способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом; - особенности работы с привлечением кинологической службы; - виды основных СДЯВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на пострадавших; - правила организации рабочего места; - основные средства, способы приемы предупреждения и тушения пожаров; - ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки; - способы защиты от современных средств поражения; - правила организации эвакуации пострадавших и населения; - особенности региона ответственности; - основы психологии и педагогики; - способы восстановления; - правила взаимодействия.
Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами: - способностью длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах; - способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях (антропогенных и природных), а также при наличии реальной и потенциальной опасности; - способностью самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования; - способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов; - способностью оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов; - способностью адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность; - способностью одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями; - способностью воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума "полезную" звуковую информацию; - способностью переносить кратковременные значительные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления; - способностью уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям; - способностью соизмерять свои силы с предстоящей работой; - способностью определять расстояние между предметами; - способностью переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения; - способностью самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации; - способностью быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени; - способностью подавлять сонливость, эффективно работать в разное время суток; - добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом; - способностью согласовывать свою деятельность с работой других спасателей; - умением безопасно выполнять работы; - способностью накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска; - способностью к взаимопониманию, состраданию. Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.
Уровень профессиональной подготовленности спасателей обуславливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ.
Спасатель международного класса -должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; - отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; - иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей; - участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое-третье места на международных соревнованиях спасателей; - владеть на уровне разговорного одним из западноевропейских языков.
Спасатель первого класса -должен работать спасателем второго класса не менее двух лет; - обладать навыками командирской или инструкторской подготовки; - отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; - иметь среднее специальное техническое или медицинское образование; - многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию. Для получения квалификации спасатель первого класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня: - специальная командирская курсовая подготовка или любая из подготовок на жетон "Спасательный отряд"; - инструктор-методист по альпинизму; - инструктор-методист по туризму; - инструктор по подводному спорту; - инструктор авиапожарной команды; - инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий; - инструктор легководолазного дела; - мастер аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических и других спасательных работ; - спортсмен-разрядник по прикладным видам спорта (не ниже второго разряда); - альпинист, турист, спелеолог, парашютист, скалолаз, стрелок и др.
Спасатель второго класса -должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Для получения квалификации спасатель второго и третьего класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня: - пожарный-десантник, пожарный-парашютист; - пожарный (респираторщик); - газоспасатель; - врач, фельдшер; - кинолог; - спасатель воздушного транспорта; - начальник спасательного отряда альпинистской базы; - инженер (техник) по аварийно-спасательным работам; - водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов, - механик-водитель; - взрывник, пиротехник; - машинист землеройной или строительной техники; - аквалангист, водолаз; - стропальщик, такелажник; - газорезчик, газосварщик; - монтажник-высотник; - радиотелеграфист, радиооператор, электромеханик связи; - медсестра; - повар; - матрос, судоводитель; - оператор насосных станций; - горнопроходчик; - планшетист; - электромонтер; - машинист грузоподъемной техники.
Спасатель третьего класса -должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории "В" и одной из специальностей спасателя.
Для организации и проведения профессионального обучения спасателей и поддержания постоянного высокого уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и непрерывное.
Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели МЧС России в течение первых трех месяцев после приема на работу. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус "спасателя", выдается книжка и жетон спасателя.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|