Система методов психологического исследования. Методика проведения исследования.
Задание 1: Внимательно прочитайте представленный ниже материал и ответьте на вопросы: -что такое психолого – педагогический факт? -как соотносятся между собой уровни методологии? -какие различия в понятиях метода и методик? Развитие человека можно рассматривать и изучать в разных аспектах:
Разработанность психологических знаний зависит от уровня развития методов исследования, т.е. от того, как добываются научные факты. Научный факт: А). Определённый акт поведения человека, в котором проявляются особенности его личности, тех или иных сторон психики; Б). Акты совместной деятельности человека с другими людьми, акты взаимодействия, общения. Общая цель всех методов исследования заключается в точной регистрации научных фактов для последующего теоретического анализа. При психологическом исследовании исследовании необходимо:
Эффективность исследования определяется правильной взаимосвязью МЕТОДОЛОГИИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК исследования. Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определённые исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. МЕТОДОЛОГИЯ – это учение об идейных позициях науки, логике и методах её исследования. ТЕОРИЯ – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах. Обычно различают ТРИ уровня методологии любой науки.
Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также о месте и роли в нём тех явлений, которые изучает данная наука. В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико - материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нём. Содержание этого подхода составляют научные представления:
Специальная методология, или методология конкретной науки, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Специальной методологией психологических исследований выступают методологические принципы.
Частная, конкретно – научная методология представляет собой совокупность методов, способов, приёмов и методик исследования конкретной наукой различных явлений которые составляют предмет и объект её анализа. Частной методологией психологических исследований выступают её методы (наблюдении,. эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкретных явлений. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – способы получения фактов. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
Задание 2: -рассмотрите основные методы психологического исследования, -определите методы организации исследования в зависимости от поставленной гипотезы, -обоснуйте необходимость использования комплекса методик при сборе экспериментальных данных. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|