Здавалка
Главная | Обратная связь

Система методов психологического исследования. Методика проведения исследования.



Задание 1: Внимательно прочитайте представленный ниже материал и ответьте на вопросы:

-что такое психолого – педагогический факт?

-как соотносятся между собой уровни методологии?

-какие различия в понятиях метода и методик?

Развитие человека можно рассматривать и изучать в разных аспектах:

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Филогенез– возникновение и эволюция форм сознания в ходе истории развития человечества Онтогенез– процесс индивидуального развития человека
От начального этапа проявления сознания у первобытных людей до его современного уровня От рождения человека до его зрелости

 

Разработанность психологических знаний зависит от уровня развития методов исследования, т.е. от того, как добываются научные факты. Научный факт:

А). Определённый акт поведения человека, в котором проявляются особенности его личности, тех или иных сторон психики;

Б). Акты совместной деятельности человека с другими людьми, акты взаимодействия, общения.

Общая цель всех методов исследования заключается в точной регистрации научных фактов для последующего теоретического анализа.

При психологическом исследовании исследовании необходимо:

  1. Определить, какие необходимо собрать факты;
  2. Овладеть необходимыми приёмами исследования; можно разработать специальные методы и методики;
  3. Провести анализ и обобщение результатов.

Эффективность исследования определяется правильной взаимосвязью МЕТОДОЛОГИИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК исследования.

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определённые исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.

МЕТОДОЛОГИЯ – это учение об идейных позициях науки, логике и методах её исследования.

ТЕОРИЯ – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Обычно различают ТРИ уровня методологии любой науки.

 

  3. Конкретно – научная, частная методология  
  2. Специально – научная методология  
1 Общая методология
         

 

Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также о месте и роли в нём тех явлений, которые изучает данная наука.

В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико - материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нём. Содержание этого подхода составляют научные представления:

  • О первичности материи и вторичности сознания;
  • О движущих силах развития объективной реальности и психики;
  • О единстве внешней, материальной, деятельности и внутренней, психической;
  • О социальной обусловленности развития психики человека;
  • О психике как функции головного мозга;
  • О сознании как высшем этапе развития психики.

Специальная методология, или методология конкретной науки, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

Специальной методологией психологических исследований выступают методологические принципы.

Методологические принципы психологии
1. Принцип детерминизма (причинной обусловленности психических явлений)
Все психические явления опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий
2. Принцип единства сознания и деятельности
Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют непрерывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
3. Принцип развития (генетический принцип)
Психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития. Психическое явление необходимо изучать в системе трёх координат: а). актогенеза (развитие процесса в ответ на действие конкретного раздражителя); б). онтогенеза (процесс индивидуального развития человека); в). историогенеза (учёт основных секуляторных трендов – вековых тенденций, например, акселерация, продолжительность жизни, влияние экологических факторов и др.).  
4. Принцип объективности
Учитываются социально – психологические, исторические, этнические различия людей; психические явления рассматриваются такими, какими они являются на самом деле; регистрируются все факты и сопутствующие им явления, в том числе и противоречивые; количество собранного эмпирического материала должно быть достаточным для статистической и качественной обработки и экстраполяции выводов
5. Принцип личностного подхода
Ориентирует исследователей на изучение всех индивидуально– и социально - психологических особенностей человека

 

Частная, конкретно – научная методология представляет собой совокупность методов, способов, приёмов и методик исследования конкретной наукой различных явлений которые составляют предмет и объект её анализа.

Частной методологией психологических исследований выступают её методы (наблюдении,. эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкретных явлений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – способы получения фактов.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

 

Задание 2: -рассмотрите основные методы психологического исследования,

-определите методы организации исследования в зависимости от поставленной гипотезы,

-обоснуйте необходимость использования комплекса методик при сборе экспериментальных данных.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.