1. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
|
Сравнительный («поперечных срезов»)
| Лонгитюдный («продольных срезов»)
| Комплексный
|
Выборочное
| Комплексное
|
Изучается какой-то психический процесс
| Изучается психическое развитие в целом
|
Сопоставление различных групп испытуемых
-не требует большого количества времени
-позволяет изучить большие группы людей
| Систематическое изучение развития одних и тех же людей длительное время
-проводится длительное время
-используется много методик
| -Сочетание «поперечных» и «продольных» срезов
-Участие представителей различных наук
|
Достоинства
| Недостатки
| Достоинства
| Недостатки
| Особенности
|
Позволяет быстро получить достоверные статистические данные о различиях психических процессов
| Данные усредняются без учёта индивидуальных особенностей
| Устанавливаются качественные особенности психического развития и выявляются их причины
| Опасно распространять данные исследования на всех людей
| Даёт возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода
|
Не вскрывается сам процесс развития, его природа и движущие силы
| Может быть преувеличена роль индивидуальных различий
|
2. МЕТОДЫ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ
|
Неэкспериментальные
| Экспериментальные
| Вспомогательные
|
1. Наблюдение, его разновидности
2. Анамнез (изучение истории личности по свидетельствам самого человека и окружающих его людей)
3. Анализ продуктов деятельности (рисунки, сочинения, поделки, выполнение заданий и т.п.)
| 1. Естественный эксперимент
2. Лабораторный (кабинетный) эксперимент
3. Формирующий (обучающий, развивающий, психолого – педагогический) эксперимент
4. Стандартизированная беседа
| 1. Анкетирование
2. Опрос
3. Интервьюирование
4. Тестирование
5. Социометрические методики
|
Достоинства
| Недостатки
| Достоинства
| Недостатки
|
-Естественное поведение человека
-Наблюдаемый воспринимается как целостная личность
-Можно наблюдать человека во взаимодействии с другими людьми
-Минимальные материальные затраты
| -Связь и слитность изучаемых фактов со многими явлениями социального, психического и физического порядка
-Исследователю нельзя вмешиваться, исправлять ошибки
-Невозможно повторить какой – либо факт
-Факты фиксируются в описательной форме
-Высокая доля субъективизма
| -Исследователь сам создаёт необходимые условия
-Возможно повторение опытов
-Итоги представляются в простой и краткой форме
-Данные однотипны, субъктивность минимальна
| -Нет естественности в условиях проведения
-Необходима специальная подготовка исследователя
-При использовании приборов сам исследователь отвлекается
-Результаты эксперимента охватывают малую часть психических явлений
|
3. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
|
Количественные
| Качественные
|
Статистика
| Дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев
|
4. МЕТОДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ
|
Генетический
| Структурный
|
Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. Устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития
| Устанавливаются «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками
|
| | | | | | | | | | |
ГИПОТЕЗА 1: Отвержение ребёнка со стороны родителей выступает фактором формирования агрессивных тенденций в его поведении.
ГИПОТЕЗА 2: Фактором формирования агрессивных тенденций в поведении ребёнка выступает отвержение со стороны родителей.
ГИПОТЕЗА 3: Агрессивность ребёнка является фактором, определяющим его отвержение в семье.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.