Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация методов исследования по Б.Г. Ананьеву



1. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сравнительный («поперечных срезов») Лонгитюдный («продольных срезов») Комплексный
Выборочное Комплексное
Изучается какой-то психический процесс Изучается психическое развитие в целом
Сопоставление различных групп испытуемых -не требует большого количества времени -позволяет изучить большие группы людей Систематическое изучение развития одних и тех же людей длительное время -проводится длительное время -используется много методик -Сочетание «поперечных» и «продольных» срезов -Участие представителей различных наук
Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки Особенности
Позволяет быстро получить достоверные статистические данные о различиях психических процессов Данные усредняются без учёта индивидуальных особенностей Устанавливаются качественные особенности психического развития и выявляются их причины Опасно распространять данные исследования на всех людей Даёт возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода
Не вскрывается сам процесс развития, его природа и движущие силы Может быть преувеличена роль индивидуальных различий
2. МЕТОДЫ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Неэкспериментальные Экспериментальные Вспомогательные
1. Наблюдение, его разновидности 2. Анамнез (изучение истории личности по свидетельствам самого человека и окружающих его людей) 3. Анализ продуктов деятельности (рисунки, сочинения, поделки, выполнение заданий и т.п.) 1. Естественный эксперимент 2. Лабораторный (кабинетный) эксперимент 3. Формирующий (обучающий, развивающий, психолого – педагогический) эксперимент 4. Стандартизированная беседа 1. Анкетирование 2. Опрос 3. Интервьюирование 4. Тестирование 5. Социометрические методики
Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки
-Естественное поведение человека -Наблюдаемый воспринимается как целостная личность -Можно наблюдать человека во взаимодействии с другими людьми -Минимальные материальные затраты -Связь и слитность изучаемых фактов со многими явлениями социального, психического и физического порядка -Исследователю нельзя вмешиваться, исправлять ошибки -Невозможно повторить какой – либо факт -Факты фиксируются в описательной форме -Высокая доля субъективизма -Исследователь сам создаёт необходимые условия -Возможно повторение опытов -Итоги представляются в простой и краткой форме -Данные однотипны, субъктивность минимальна -Нет естественности в условиях проведения -Необходима специальная подготовка исследователя -При использовании приборов сам исследователь отвлекается -Результаты эксперимента охватывают малую часть психических явлений
3. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Количественные Качественные
Статистика Дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев
4. МЕТОДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ
Генетический Структурный
Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. Устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития Устанавливаются «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками
                     

 

Задание 3:Проведите анализ представленных ниже гипотез, сравните их. Определите, что в каждой гипотезе предполагает объект и предмет исследования.

ГИПОТЕЗА 1: Отвержение ребёнка со стороны родителей выступает фактором формирования агрессивных тенденций в его поведении.

ГИПОТЕЗА 2: Фактором формирования агрессивных тенденций в поведении ребёнка выступает отвержение со стороны родителей.

ГИПОТЕЗА 3: Агрессивность ребёнка является фактором, определяющим его отвержение в семье.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.