Здавалка
Главная | Обратная связь

Практическое занятие № 2 Работа с понятиями на занятиях по психологии (2 часа).



Ход занятия.

1. Классификация психологического понятийно-категориального аппарата К.К. Платонова (доклад).

2. Выбрать тему по психологии (по желанию студентов), выделить основные опорные понятия этой темы и определить приемы их введения.

Литература: 3 (с.41, 42, 96, 97, 108, 109), 6 (с. 284-294), 7 (с. 410-430), 8 (с. 10-35), 18, 30, 31 (С. 23-28, 92-251 для доклада).

Вопросы для самоконтроля:

Чем отличаются научные понятия от житейских? Приведите примеры. Какие понятия – житейские или научные – целесообразно использовать в работе со специалистами, с неспециалистами, в процессе профессионального обучения? Почему? Каковы особенности спонтанного и научного понятия в мышлении ребенка? Каковы особенности образования понятий у школьника?

Какие можно использовать приемы для введения следующих понятий: психика, Я-концепция, сознание, самосознание, темперамент, характер, акцентуация характера, воля, деятельность, возраст, эмоции и чувства? Какие Вы используете приемы для работы с новыми понятиями? Приведите примеры.

 

4. Тема 4 Лекция как форма учебных занятий. Методика ее проведения

Установка к занятиям [3, 18, 25].

Специфика лекции. Учебные задачи, решаемые с помощью лекционной формы [3, 18]. Лекция – традиционная форма обучения, которая дает, в основном, знания, а не формирует умения и навыки. Это источник адаптированной к студентам научной информации. Лекция помогает выбрать правильный, наиболее рациональный путь в своей самостоятельной учебе.

За небольшой промежуток времени излагается большой массив информации; излагаются знания по предмету в системе; раскрываются законы и теории в их логической последовательности, определенной иерархии; дается основная информация для семинарских и практических занятий.

Структура лекции определяется ее целями, содержанием и избранной методикой изложения. Лекция должна быть тематически завершенной, целостной и логически стройной. Это достигается делением лекции на четкие разделы (вопросы, подвопросы), выделением вступительной и заключительной частей, отражением этого деления в плане и практической реализацией этого плана.

При отборе содержания лекции необходимо определить минимум обязательной информации, который должен быть освоен слушателями и не должен «потонуть» в море интересной и дополнительной информации. Основные принципы отбора материала лекции: целеполагание; учет уровня подготовки студентов; ориентация на последующие практические занятия и самостоятельную работу студентов с литературой; учет реальных возможностей студентов использовать литературу.

Психологические условия, которые помогают сделать лекцию интересной: осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки; осознание новизны излагаемого материала; побуждение и стимулирование работы мышления слушателей.

Требования к методике лекционного преподавания: доведение до сознания аудитории научного содержания основных понятий темы; доказательность изложения; связь теории с жизнью; проблемность изложения.

Место лекций при преподавании психологических курсов [3]. С лекции только начинается знакомство с научными идеями, а их настоящее усвоение может быть достигнуто только благодаря самостоятельной работе с научной литературой и занятию психологическим практикумом.

Функции лекции [3].

1. Информационная. Информирование студентов о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскрытие особенностей каждой темы и т.д. Эта функция настраивает студентов на самостоятельное изучение литературы.

2. Ориентирующая. Ориентация в научной литературе, показ генезиса теорий, идей.

3. Разъясняющая (объясняющая). Эта функция делает сложные для студента научные положения понятными и доходчивыми.

4. Убеждающая. Эта функция превращает знания в собственные убеждения студента.

5. Увлекающая. Делает любую лекцию интересной и увлекательной, чтобы вызванный интерес к психологии воодушевил студента на дальнейшее ее изучение.

Виды лекции [3, 18].

По целям и задачам: вводная; изложение нового материала; обобщающая.

По степени познавательной активности слушателей: сообщение новых знаний (монолог учителя); лекция с элементами диалога или дискуссии; проблемная.

Вводную лекцию можно провести методом погружения. Для создания определенного психологического настроя студентов на весь курс или раздел науки, для преодоления сопротивления различных стереотипов («Я это знаю») преподаватель готовит рассказ, для которого отбирает новый, полезный, увлекательный материал. Вводная лекция может быть построена на интересном фактологическом материале, привлекательном для студента и преподавателей. Основная цель такой лекции – создание условий для формирования интереса к новому предмету, познавательной мотивации. Вводная лекция может быть и строго научной, на которой студенты знакомятся с основными понятиями и теориями науки.

«Шаги» при подготовке и проведении лекции – изложения нового материала:

1. «Изобретение» материала. Поиск материала под тему, выявление основных и опорных понятий. Выработка позиции, концепции, на основе которой будет развертываться система доказательств.

2. Критический анализ отобранной литературы.

3. Конкретизация целевой установки в задачах.

4. Разработка композиции лекции. Отбор и расположение частей (вступление, основная часть, заключение), аргументов, иллюстраций.

5. Создание творческого рабочего самочувствия педагога.

Обобщающая лекция позволяет привести в систему знания по тому или иному разделу или всей области изучаемой науки. На обобщающей лекции еще раз выделяются основные виды знаний: основные понятия, теории, закономерности. Трудность в методическом плане при проведении такой лекции – необходимо не повторять одно и то же в одних и тех же выражениях.

Проблемная лекция излагается в порядке ответа на поставленную проблему. Лектор строит свою речь в стиле рассуждения или, другими словами, в форме озвученного мышления. Рассуждая, лектор публично демонстрирует процесс решения мыслительной задачи, проводит мысленный анализ поставленной перед аудиторией проблемы на глазах самой аудиторией. (Примеры учебных заданий для проблемного изложения лекции см.: [3, С. 113-117]).

Приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции [18]. На каждом занятии должны создаваться условия для развития познавательного интереса, стимуляции процесса самосовершенствования личности, формирования оптимального стиля деятельности студента. На лекции можно использовать следующие приемы:

· использование опытов, экспериментов, наглядного материала;

· включение в лекцию проблемных вопросов;

· использование суждений студентов по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого проводится письменная самостоятельная работа на предыдущей лекции с целью выяснения мнения студентов по проблеме, которая будет рассматриваться на следующей лекции;

· актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций;

· вкрапление в обобщающую лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами;

· использование опорных сигналов, опорных тезисов лекции;

· использование конкретных ситуаций. Это позволяет объединить предлагаемый материал с личным опытом учащихся;

· введение в содержание лекции научного, профессионального и личного опыта преподавателя;

· организация обратной связи на лекции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.