Здавалка
Главная | Обратная связь

Практическое занятие № 3 Проектирование сценария лекции (4 часа)



Установка к практическому занятию.

Вероятностное проектирование модели учебной ситуации – очень важный момент в становлении конструктивно-проектировочной деятельности. У студентов начинают актуализироваться, а затем и осознанно оформляться метакогнитивные и метарефлексивные процессы при конструировании целостных ситуаций.

Процесс конструктивно-проектировочной деятельности преподавателя затрагивает глубинные неосознаваемые основания позиций личности педагога, он предполагает изменение уровней рефлексии отношений к другим людям, самоотношений, рефлексии профессиональных позиций.

Методическая разработка учебной лекции.

I. Выбор темы и ее обоснование.

1. Определение места темы и ее значение в системе целого курса.

2. Поиск материала по теме. Критический анализ отобранной литературы.

Основной принцип отбора материала – целеполагание.

Необходимо учесть уровень подготовки аудитории, ориентироваться на последующие практические занятия и самостоятельную работу слушателей с литературой, учесть реальные возможности слушателей использовать литературу.

Определить минимум обязательной информации, которая должна быть освоена слушателями. Определить полноту раскрытия отдельных вопросов.

3. Выявление основных понятий по теме. Разъяснение дефиниций.

II. Форма организации лекции.

1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

2. Вид лекции.

3. Цель лекции.

4. Конкретизация целевой установки в задачах. Задачи лекции для преподавателей и студентов.

Для формулировки цели и задач можно использовать педагогические таксономии.

III. Содержание лекции.

1. План лекции.

2. Разработка композиции лекции.

Отбор и расположение частей лекции (вступительная, основная часть, заключение), аргументов, иллюстраций, проблемных вопросов, интересных фактов. Лекция должна быть тематически завершенной, целостной и логически стройной.

В композиции лекции необходимо указать:

2.1. используемые дидактические приемы:

приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции;

приемы введения новых психологических понятий

2.1. формы сотрудничества преподавателей со студентами (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).

3. Конспект лекции.

Ход занятия.

1. Анализ методических разработок студентов из подраздела 4.5. учебного пособия В.Я. Ляудис [25]).

2. Анализ и сопоставление разработанных студентами проектов учебных ситуаций

 

5.Тема 5 Семинар как форма учебных занятий.

Установка к занятиям [3, 18, 32].

Значение семинарских занятий [18]. На семинарских занятиях необходимо думать, исследовать, доказывать, дискутировать, открывать новое. Семинар – это закрепление и систематизация знаний, полученных в курсе лекций или через самостоятельное изучение какой-либо проблемы, темы, раздела. На семинаре уточняются, углубляются и расширяются знания, формируется и закрепляется умение работать с первоисточником, развивается психологический лексикон.

На семинарских занятиях преподаватель создает условия для развития познавательных операций, диалогового мышления, коммуникативной и психологической культуры, формирует мотивацию изучения предмета и личностного самоизменения.

Учебные задачи, разрешаемые в форме семинара [18].

· Первоначальное ознакомление с той или иной темой или проблемой, получение первых знаний;

· Работа с понятиями, расширение и углубление полученных знаний;

· Обобщение теоретического материала, перевод знаний в умения;

· Формирование умственных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и систематизации;

· Формирование диалогового, творческого мышления;

· Применение теоретических знаний на практике.

Задачи семинарского занятия должны быть понятны и приняты студентами. Студенты должны понимать, какое (какие) умение (я) сегодня отрабатывается. Например:

· использовать научные понятия при ответе на тот или иной вопрос по изучаемой теме, при анализе той или ситуации;

· уметь думать (анализировать, обобщать), задавать вопросы, в том числе проблемные;

· уметь слушать, аргументировать свою точку зрения и анализировать точку зрения другого и др.

Типичные ошибки при подготовке и проведении семинарских занятий [18].

1. Отсутствие ясных, конкретных задач семинара;

2. Вопросно-ответная форма, при которой не развивается творческое мышление, самостоятельность, инициатива.

3. Дискуссия ради дискуссии;

4. Суперпозиция преподавателя;

5. Монолог преподавателя.

Групповая работа на семинарах [18]. Групповая работа на семинарах – один из способов реализации принципов диалогизации, проблематизации и персонификации на практике. На первый план выступает взаимоинформирование, взаимообогащение знаниями и умениями, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопроверка и личностное развитие.

Содержание и способы работы в группе могут быть различными. Общее требование к ним – они должны быть доступны для понимания, должны будить мыслить, в них должны быть четко очерчены задачи работы и организована обратная связь с последующим коллективным обсуждением и составлением программы-эталона.

Формирование групп: группы по 5-7 человек (смешанные или однородные).

Метод «круглого стола» [3, 18]– это тип семинарских занятий, один из способов реализации гуманистических принципов в учебном процессе. Можно выделить 3 группы семинаров по методу «круглого стола».

1 группа – учебные семинары:

· Проблемные семинары. Перед изучением каждого раздела предлагается обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела. Накануне дается задание – отобрать, сформулировать проблемы. Эта форма проведения семинара помогает выявить уровень знаний в данной области и сформировать интерес к изучаемому разделу.

· Тематические семинары. Накануне дается задание – выделить существенные стороны темы, проследить их связь с практикой, общественной, трудовой и личной жизнью. Эта форма проведения семинара помогает углубить знания, приложить их к практической жизни, сформировать личностный смысл теоретических знаний.

· Ориентационные семинары. Их предмет – новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных проблем и др.

· Системные семинары. Их цель – более глубокое знакомство с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемый курс. Семинар раздвигает границы знаний. Помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к различным сторонам жизни.

· Междисциплинарные семинары. На семинарское занятие выносится тема, которая должна быть рассмотрена в различных аспектах. Могут быть приглашены специалисты. Семинар расширяет кругозор учащихся, осуществляется комплексный подход в оценке предмета, проблемы, ситуации.

2 группа – учебные дискуссии. Дискуссия – один из интерактивных методов обучения, применима при любой форме занятий. Учебная дискуссия – это выяснение того, кто из студентов и как понимает практические проблемы с помощью теории. Она не гарантирует от ошибок и заблуждений высказывающихся, а делает их наиболее заметными и потому доступными аргументированному обсуждению и исправлению.

В дискуссии невозможен формальный словесный отчет о прочитанном, а требуется высказывание плодов собственных раздумий, таким образом, она позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность студентов.

Преподаватель не должен критиковать высказываемую точку зрения, не должен мешать спору. Вопрос преподавателя должен быть обращен к содержанию только что сказанного в выступлении («Почему Вы утверждаете, что…», «Можете ли объяснить сказанное…»).

Использование этого метода дает возможность разговорить неактивных студентов. В дискуссии могут быть использованы ошибочные высказывания, их можно сделать предметом дискуссии («Высказана такая-то мысль. Есть ли на этот счет другие мнения?).

Общий порядок проведения семинарских занятий с дискуссией:

1. Продумывание цели семинара по данной теме _________________________ 2.Отбор и формулировка вопросов семинара  
    |
3. формулирование основных вопросов семинара 4. Формулировка дополнительных вопросов для развертывания обсуждения на семинаре 5. Формулировка практических заданий для подготовки студентов к семинару  
  |  
  6. Постановка основных вопросов перед группой  
  |  
  7. Слушание выступлений, вопросов и реплик студентов, постановка очередного основного и дополнительных вопросов для обсуждения  
  |  
  8. Вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений  
  |  
  9. Подведение итогов семинара и постановка задач на будущее  
  |  
  10. Оценка степени достижения цели 11. Выводы на будущее (для изучения очередной темы)

 

Более подробная схема этих элементов семинарского занятиясм.: «Структурно-логическая схема действий преподавателя по управлению дискуссией»[3, С.141-142].

М.В. Попова дает ряд рекомендаций при использовании дискуссионных методов на уроках психологии в школе (см.: [32]).

3 группа – учебные встречи за круглым столом. Встречи со специалистами разных областей: учеными, практическими психологами, воспитателями, психиатрами и др.

Индивидуальные практикумы (И.П.) в системе семинарских занятий [18].

И.П. – самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов по заданию преподавателя. Практикумы – это своеобразные упражнения, направленные на отработку различных навыков, закрепление практических знаний. Существует большое разнообразие практикумов.

Аудиторные И.П.

· Программированные. Студент получает описание ситуации и перечень готовых альтернативных решений. Его задача – проанализировать ситуацию и выбрать вариант, который не противоречит избранной концепции.

· Исследовательские. Студент должен изучить ситуацию, разработать анкету для изучения мнений группы по данной проблеме, провести эту анкету, изучить полученный материал и выступить с сообщением.

· Поисковые. Студент получает описание ситуации и два альтернативных варианта ее решения. Его задача – изучить каждый вариант, выделить и записать его достоинства и недостатки, выбрать наиболее оптимальный вариант.

· Творческие. Студент должен описать какую-либо конкретную ситуацию, выделить ее причины и сделать прогноз.

· Прогностические. Студент должен разработать «идеальную модель будущего». Это не фантазирование, а построение в воображении относительно реальных картин будущего. Задание дает возможность оценить глубину знаний, конструктивность мышления, способность творчески относиться к привычным фактам и явлениям действительности и т.д.

· Аналитические. За 30-40 минут студент выполняет письменную работу критического содержания на определенную тему.

Результаты И.П. можно использовать для коллективного обсуждения на семинаре.

Внеаудиторные И.П.

· Выполнить письменную работу по заданию преподавателя: реферирование литературы по теме; описание результатов целевого наблюдения по проблеме; разработка проекта решения каких- либо задач.

· Целевое наблюдение с последующим описанием и анализом.

· Учебно-практическая работа: изготовление каких-либо таблиц, моделей, пособий; оценка коммуникативных способностей членов коллектива в критических ситуациях; организация каких-либо эпизодических занятий с учащимися младших классов.

Результаты В.И.П. оформляются в виде письменных отчетов с необходимыми приложениями. Они могут быть связаны с темой общего группового занятия.

Книга на семинаре [18, 32].

На семинаре можно использовать мемуарную, художественную, научно-популярную литературу и научные первоисточники. Перед началом работы с литературой ставится задача – определить, что взято каждым учащимся из подобранной литературы лично для себя, для самоизменения, самопознания, самосовершенствования.

С помощью мемуарной литературы учащиеся получают сведения о разработчике той или иной проблемы. Это вызывает интерес, знания становятся ближе.

С помощью художественной литературы учащиеся развивают умение применять полученные знания при анализе прочитанного.

М.В. Попова предлагает метод обучения школьников – метод чтения вслух. Этот метод используется как:

· один из приемов интроспективного анализа, когда материал используется как конкретный способ обращения к себе;

· прием в методе передачи знаний, когда содержание в тексте несет непосредственное знание о психологических явлениях;

· прием в проблемном обучении для постановки задачи;

· непосредственная иллюстрация феномена;

· в качестве проективной диагностической процедуры;

· для коррекционной работы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.