Здавалка
Главная | Обратная связь

Практическое занятие № 4 Проектирование сценария семинарского занятия (2 часа)



Установка к практическому занятию.

Методическая разработка семинарского занятия.

I. Тема занятия.

1. Выбор темы и ее обоснование. Определение места темы в программе курса.

2. Цель занятия.

3. Задачи (познавательные, воспитательные, методические).

4. Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.

II. Форма организации семинара.

1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

2. Обоснование выбора формы семинара (вопросно-ответная, развернутая беседа на основе плана, доклады с взаимным рецензированием, обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии, групповая дискуссия, учебно-ролевая игра и др.).

3. Распределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.

III. Содержание семинара.

1. План семинара.

Отбор и формулировка вопросов семинара.

2. Программа содержания занятия.

Формулировка дополнительных вопросов для развертывания обсуждения на семинаре. Формулировка практических заданий для подготовки студентов к семинару.

Выделение вопросов, которые предполагают групповые формы обсуждения.

3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.

Ход занятия.

Защита планов-конспектов семинарских занятий.

 

6.Тема 6 Практические занятия в курсе преподавания психологии.

Установка к занятиям [3, 10,18].

Специфика и функции практического занятия. Основная цель практических занятий – научить студентов применению теоретических знаний на практике. На занятиях моделируются фрагменты их будущей деятельности в виде учебных ситуационных задач, при решении которых студенты отрабатывают различные действия по применению соответствующих психологических знаний.

Основные формы практических занятий и их значение [3]

· Семинары-практикумы. На занятиях студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения.

· Семинары-дискуссии. Обсуждаются различные методики психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.

· Собственно практические занятия. Обучение решению специфических задач по профилю своей специальности. Например, для будущих школьных психологов – это задачи по разрешению психологических конфликтов в ученическом коллективе класса, для будущих юридических психологов – это задачи по психологической экспертизе правонарушителей.

· Лабораторные занятия. Выявление психических явлений, особенностей социально-психологических механизмов взаимоотношения людей в группах и т.п. Студенты обучаются исследовательскому подходу к изучению психологии как науки, получают теоретические положения в реальном исследовании

Решение задач как основное содержание практических занятий [3, 18]. Специалист не тот, кто много знает, а кто великолепно справляется с обязанностями, задачами в своей профессии, жизненными ситуациями. Задача – это принятие целесообразного решения в каждом конкретном случае сообразно имеющимся условиям.

Решение задач – основное содержание практических занятий. Это задачи разного типа и соответственно разного назначения.

Родовым термином в перечне: задание, задача, упражнение, вопрос – можно считать термин «задание», содержание которого модифицируется в зависимости от функциональной или целевой нагрузки. Задача – это задание, преследующее цель стимулировать интеллектуальное усилие, упражнение – задание, ставящее цели тренинга, вопрос – элементарная лингвистическая форма описания проблемной ситуации.

По дидактическим критериям задания в практикуме представлены как психологические задачи на:

Номинацию, предполагающую наименование описанного психологического феномена. Например:

Назовите понятия, соответствующие приведенным ниже фрагментам высказываний:

1. Явление приспособления строения и функций организма или личности к условиям природной или социальной среды.

2. Социально-психологическая квалификация стиля управления, характеризующегося сосредоточением у лидера всех властных полномочий, силовым навязыванием им собственного мнения, подавлением инициативы
других членов группы.

Атрибуцию, предполагающие соотнесение приведенного высказывания (тезиса) с определенным направлением, концепцией, автором. Например:

Заполните пропуски в приведенном фрагменте текста, определите, кто является его автором (Аристотель, Декарт, Спиноза или Локк):

На ... основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит. Наше наблюдение, направленное на внешние ощущаемые предметы или внутренние действия нашего ..., которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал мышления. Вот два источника знания, откуда происходят все ..., которые мы имеем или естественным образом можем иметь.

(идеи, опыте, ума)

Дифференциацию описанных явлений или, если возможно, их упорядочение по степени выраженности определенного признака, ранжирование. Например:

По вашему мнению, какие из приведенного множества вопросов больше подходят для диагностики таких личностных качеств, как психотизм и нейротизм?

1. Вы всегда предварительно тщательно обдумываете то, что собираетесь сделать?

2. Вам очень трудно смотреть на то, как страдает ребенок?

3. Возникало ли у Вас когда-либо желание умереть?

4. Ваша мать безупречно честный человек?

5. Вы часто страдаете от бессонницы?

6. Вам нравится дразнить животных?

7. Назвали бы Вы себя нервным человеком?

8. Вы хотите, чтобы люди Вас боялись?

Идентификацию субъектных позиций, с точки зрения которых приведено соответствующее описание. Например:

С какими из приведенных суждений согласится, по Вашему мнению, человек с интернальным локусом контроля?

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

3. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

4. Способные люди, не сумевшие реализовать своих способностей, должны винить в этом только самих себя.

Материалом для задач могут быть и жизненные факты, противоречия повседневной деятельности и коллизии людских взаимоотношений.

Существуют учебные пособия по психологическому практикуму или специальные сборники задач по психологии (см. список литературы). Из них можно позаимствовать учебные задачи или по их образцу составлять свои.

В качестве методического руководства начинающему преподавателю можно указать на два общих принципа подхода к разработке учебных задач для практических занятий.

Первый из них – это принцип «от теории – к практике», когда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем и предлагается студентам самим найти соответствующие примеры в практической жизни (в быту, в учебной, трудовой, общественно-политической, спортивной и другой деятельности). Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а правильно ответив, демонстрирует уровень своего понимания проблемы.

Второй принцип: «от жизни – к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории.

Примеры учебных задач, разработанные на основе этих принципов см. в учебном пособии Б.Ц. Бадмаева (см.: [3, С. 120-123]). Для разработки учебных задач можно использовать таксономию Д.А. Толлингеровой.

Традиционные учебные задачи содержат все данные, необходимые для принятия решения, а в жизни этих данных недостает, и появляются они только тогда, когда активно запрошены человеком. Необходимо учить решать задачи с недостающими сведениями и при контроле также использовать такие задачи, имитирующие реальную жизнь.

И.М. Файгенберг выделяет 9 типов задач, которые могут быть использованы для подготовки специалиста.

1. Задачи с неопределенностью условий, т.е. такие задачи, в условии которых недостаточно данных, чтобы ответить на поставленный вопрос. В таких задачах перед их решением необходимо запросить те данные, нужны для ответа на вопрос.

2. Задачи с неопределенностью искомого, т.е. с нечеткой формулировкой целей.

3. Задачи с избыточными сведениями в условии, т.е. ненужными для принятия решения, нередко встречаются в жизни.

4. Задачи с противоречивыми (т.е. частично неверными) данными.

5. Задачи, допускающие только вероятностное решение.

6. Задачи с ограничением времени решения.

7. Задачи, требующие использования каких-либо предметов в необычной для них функции.

8. Цепочки псевдооднородных задач.

9. Задачи на обнаружение возможной ошибки в уже готовом решении.

Метод решения конкретных ситуаций и инцидента [10]. Примерно такие же типы задач выделяет и доктор психологических наук Р.М. Грановская. Решение задач как форму практического занятия она называет методом конкретных ситуаций в обучении психологии.

Метод закрепляет сведения, получаемые на лекциях, и дает примеры практического использования новых идей и знаний. Главная задача этого метода – развить умение анализировать нерафинированные задачи, вырабатывать самостоятельные решения. Процесс выработки решения составляет сущность метода конкретных ситуаций и имеет гораздо большее значение, чем само решение. Обучающийся должен сам выявить и сформулировать задачу и значимые факты, помогающие ее решить, для чего необходимо тщательно рассмотреть и взвесить каждый факт, обстоятельства, ограничивающие решение, разработать несколько альтернативных способов действия, произвести разбор положительных и отрицательных последствий каждого и, наконец, обосновать лучший вариант решения.

Р.М. Грановская раскрывает содержание еще одного метода – метода инцидента, который представляет собой модификацию метода конкретных ситуаций, но существенно отличается от него тем, что ситуации характеризуются неблагоприятными условиями для принятия решений: дефицитом информации, времени, аварийной обстановкой, т.е. факторами, приводящими к очень большой напряженности. Принятие ответственного решения в напряженных условиях – одна из сложных психологических проблем.

Как известно, в острой, конфликтной обстановке люди часто теряются, у них ослабевает контроль над собой. При потере самоконтроля люди ведут себя по-разному. У одних реакция имеет тенденцию к торможению. Другие перевозбуждаются, становятся суетливыми, раздражительными и вспыльчивыми. У третьих повышается внушаемость и речевая активность. Однако если подобные напряженные ситуации уже неоднократно встречались в жизни человека, его реакции постепенно нормализуются. Именно поэтому с помощью метода инцидента проводится тренировка для нормализации реакций.

Близки к методам решения задач, решения конкретных ситуаций и инцидента и методы, сформулированные М.В. Поповой для обучения школьников – интроспективный и рефлексивный.

Лабораторные занятия[3]. Основное предназначение – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии, психических особенностей реальных людей, с которыми им придется общаться в жизни, практической деятельности. На лабораторных занятиях отрабатываются различные методики психологического исследования: анкетирования, тестирования, проведения исследовательских бесед и интервью, обработки и математико-статистического анализа количественной информации, организации индивидуальных и групповых экспериментов, психологической интерпретации полученных данных и т.д. Процедура подбора и составления учебных задач для лабораторных занятий не составляет методической трудности, так как есть масса литературы с наборами методик, учебные пособия по практикуму [9, 11, 33, 34].

Краткие методические требования по проведению лабораторных занятий:

1. Не должны быть громоздкими;

2. Обязательна для преподавателя теоретическая интерпретация полученных студентами тестовых и других фактов, а также количественных и качественных данных анкетирования, эксперимента и т.д. Интерпретация должна быть анонимной.

3. Студенты должны попутно получать знания и по теории психологии.

Примеры тем лабораторных занятий:

· Темы для тестирования: Исследование психологических свойств и состояний личности по методикам: «Опросник САН», «Опросник Шмишека» и др.

· Темы для анкетирования: «Мои любимые и нелюбимые предметы в школе», «Трудные и легкие для меня предметы программы» и др.

· Темы для исследовательских бесед и интервью: «Какие трудности в изучении психологии испытываете вы лично и какая нужна помощь?» и др.

Специальные приемы стимулирования познавательной и коммуникативной активности учащихся на семинарских и практических занятиях[18]. Примеры:

· «Чистый стол». Студенты на занятии не используют учебник или конспект. Это стимулирует память, самостоятельность, мышление студента, развивает его «коммуникативную смелость», повышает самооценку, улучшает качество знаний.

· «Цветовые сигналы». Используется в дискуссионных моментах и диалогах. У каждого студента есть набор карточек определенных цветов: красная карточка означает «не согласен», синяя – «хочу (могу) дополнить», зеленая – «есть вопрос к выступающему», желтая – «вопрос к преподавателю». Использование приема стимулирует четкость, ясность, целенаправленность и аргументированность выступления, способствует развитию психологического лексикона, коммуникативной культуры.

· «Я-докладчик». В течение семестра каждый студент должен хотя бы раз выступить в роли докладчика. Этот прием формирует умение говорить четко, последовательно, доказательно, улучшает знания, способствует преодолению стеснительности, нежелания говорить.

· «Умный вопрос». Студент на занятии должен задавать вопросы докладчику.

· Работа с понятиями.

· «Эхо». Диалог по цепочке. Один студент начинает обсуждение проблемы, другой продолжает. Требования к участникам – высокая концентрация внимания, умение подхватить мысль и развернуть ее.

· «Круг общения». В рамках заданной проблемы каждая микрогруппа создает для другой тест, анкету, кроссворд, задачу, проблемную ситуацию. Затем проводится коллективное обсуждение.

· «Аукцион идей». Используется в начале изучения темы, раздела для определения уровня наличных знаний студентов.

· «Два взгляда на один факт» или «Мысли о…». Студенты сравнивают различные точки зрения на какую-либо проблему. Прием способствует формированию собственной системы взглядов и убеждений, умению их отстаивать.

· «Эстафета знаний». К занятию каждому студенту дается задание написать статью для научно-популярного журнала или газеты по определенной проблеме.

· «Телемост». Формулируется определенная проблема, и создаются группы оппонентов. Затем участники групп задают вопросы, выдвигают претензии, предложения и др..

Место деловых игр и психологических тренингов при преподавании психологических курсов. Учебные задачи, решаемые с помощью деловых игр и психологических тренингов [3, 10].

Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Деловые игры требуют активности со стороны каждого ученика, увлекают сильнее, чем любые другие методы обучения, снимают эмоциональные барьеры и способствуют преодолению различных форм психологической защиты. Главное достоинство метода – радикальное сокращение времени накопления опыта.

Метод тренинга находит применение в преподавании социальной психологии, теоретическое содержание которой всецело посвящено закономерностям внутригрупповых и межгрупповых отношений. Социально-психологический тренинг – это активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта. Социально-психологический тренинг можно считать практическим, жизненным моделированием теории, помогающим изучить социальную психологию на реальной, воссоздаваемой на занятиях живой действительности.

Деловая игра учит практической деятельности с использованием научной теории, а тренинг учит теории психологии на использовании моделей практических ситуаций как аналогов жизни.

Семинар № 5 Решение задач как основное содержание практических занятий (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика и функции практического занятия.

2. Метод решения задач. Метод решения конкретных ситуаций и инцидента.

3. Использование деловой игры и психологического тренинга как активных методов обучения на занятиях по психологии.

Литература: 3, 5, 10 (с. 466-474, 486-492), 12, 14, 18, 26, 35, 37.

Вопросы для самоконтроля:

Какие функции выполняют практические занятия по психологии? Во всех ли курсах они должны быть?

Подумайте как можно использовать методы решения конкретных ситуаций и инцидента на практических занятиях.

Необходимы ли в процессе преподавания психологии деловые игры и психологические тренинги? Какая разница между деловой игрой и тренингом? На каких психологических курсах необходимо использовать игры и тренинги?

Ознакомьтесь с проблемными вопросами (задачами) по изучению конкретных психологических дисциплин [4, С. 94-225].

Задания для индивидуального практикума:

1. Разработайте учебные задачи разного типа по теме, над которой вы работаете.

2. Составьте план-сценарий психологического тренинга для учащихся школ или студентов.

3. Составьте план-сценарий деловой игры для студентов-психологов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.