Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинар № 6 Контроль усвоения учебного материала (2 часа)



Вопросы для обсуждения:

1. Контроль и оценка знаний, их специфика и функции. Контроль как учебное действие студента.

2. Различные виды форм контроля.

3. Традиционные и нетрадиционные задания по проверке знаний разного уровня.

4. Факторы, влияющие на обоснованность, объективность оценки знаний

5. Оценка результатов учебной деятельности студентов.

Литература: 3, 15, 25.

Вопросы для самоконтроля:

Каковы критерии развития у студентов самоконтроля? Что больше способствует развитию самоконтроля: повседневная упорная работа при еженедельных контрольных или подготовка к экзамену? Каковы условия продуктивной работы во время сессии? Отчего нередко бывает, что после успешно сданного экзамена все быстро забывается и как сделать, чтобы этого не было?

Имеет ли смысл отказ от экзаменов и зачетов и переход на промежуточные формы контроля при обучении психологии? Какие задачи решает тестовая форма контроля? Что дает подготовка к экзаменам и зачетам?

Какие цели обучения можно контролировать разными типами традиционных и нетрадиционных заданий? Когда, при каких обстоятельствах лучше применять те или иные задания?

Нередко оценка знаний бывает весьма субъективна. Какие вы можете привести причины этого?

Каковы средства борьбы с разными видами ошибок (громадной, единичной, допустимой и недопустимой, необходимой и случайной, "умной")?

Какова методика обучения самоконтролю как учебному действию самого студента?

Помогает ли студенту шпаргалка и почему? Как преподавателю создать условия, при которых использование на экзамене шпаргалки стало бы просто излишним, ненужным, невыгодным?

 

8.Тема 8 Самостоятельная работа учащихся.

Установка к семинарскому занятию [3, 4, 13, 17, 18].

Значение самостоятельной работы для учебной деятельности учащихся[3,13]. Самостоятельная работа представляет собой высшую форму организации учебной деятельности и дает возможность учащемуся осознать себя в качестве субъекта этой деятельности. Отечественными исследователями самостоятельная работа определена как «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность» [13, С. 335].

Самостоятельная работа является также формой самообразования, связанной с аудиторной работой учащихся. Благодаря этой форме организации учебной деятельности студенты приобретают новые знания, умения и навыки. Самостоятельная работа не только повышает предметную компетентность учащихся, но и способствует их личностному развитию как субъектов этой деятельности.

Структурные элементы системы самостоятельной работы [3]:

· чтение конспекта лекции. Цели: вспомнить о чем говорилось на лекции; дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами из жизни, подкрепляющими и углубляющими понимание студентами ранее услышанного; прочитать по учебнику то, что в лекции не могло быть раскрыто. Конспект лекции – это путеводитель, ориентирующий в дальнейшей работе.

· чтение, комментирование, и конспектирование учебной и научной литературы.

· подготовка к экзаменам (зачетам).

· выполнение контрольных работ

Управление самостоятельной работой учащихся [3]. Одна из важнейших задач методики преподавания психологии – научить студентов самостоятельно учиться. В психологической литературе отмечается, что конкретные формы и методика организации самостоятельной работы пока еще не разработаны, однако проведенные исследования в этой области позволяют определить основу разработки самого подхода – это принципы развивающего обучения.

Самостоятельная работа предъявляет высокие требования к саморегуляции и целеполаганию, так как учащиеся самостоятельно определяют собственный режим работы, место и время ее выполнения. Это предполагает высокий уровень самосознания, самодисциплину, целенаправленность, рефлексивность мышления, ответственность и положительную мотивацию.

Учащиеся должны знать приемы, формы и содержание самостоятельной работы. Это является условием организации самостоятельной работы, которое позволяет включиться в нее каждому ученику.

Учащиеся самостоятельно определяют для себя цели самостоятельной работы, выбирают ее объект, разрабатывают конкретный план работы. Совместно с преподавателем учащиеся определяют формы и время самоконтроля. Преподаватель выполняет при этом организующую и управляющую функцию.

Самостоятельная работа должна исключать заучивание, механическое запоминание учебного материала из книг. Для этого необходимо решить следующие задачи:

· сформировать у студентов соответствующую мотивацию к глубокому изучению науки;

· предупредить студентов, что для усвоения знаний, полученных из лекций и книг, необходимо постоянно мысленно проецировать их на жизненные психологические явления (психические процессы и состояния, действия и поступки людей и себя самого), стремясь объяснить их на основе психологических знаний;

· при самостоятельном изучении литературы все выводы, полученные при психологическом анализе (исследовании) жизненных фактов, обязательно записывать. Записывать собственные мысли, отражающие понимание выписанных положений применительно к жизни. Это является показателем подлинной самостоятельности в овладении наукой.

Умение студента самостоятельно работать с литературой. Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии [3, 4, 17].

Учебник. Роль учебника велика, но не всеобъемлюща. Он незаменим как начальный источник научных знаний и как проводник в науку. Особенности учебника: содержит основной учебный материал в сжатом виде; излагает содержание основных научных понятий в строгой системе; не претендует на исчерпывающее раскрытие всего научного содержания учебного предмета. Средством работы с учебником является учебное задание к изучению текста учебника. Преподаватель формулирует вопросы, требующие осмысления содержания учебника, понимания логики рассуждений автора. Е.А. Климов дает следующие рекомендации по работе с учебником:

Завести тетрадь-дневник, где можно: а) записывать вопросы, которые могут возникать и на которые пока вы не находите ответа; б) фиксировать результаты выполнения упражнений, заданий, протоколы предлагаемых опытов; в) фиксировать результаты инициативных (не заданных учебником) психологических наблюдений и самонаблюдений. Лучший способ работы – это активно действовать по поводу содержания текста: не «повторять» и не «закреплять» очередной параграф, а, выполнив задания и упражнения, составить краткий его план. Полезно относится к тексту критически – сомневаться, проверять те или иные утверждения своими наблюдениями, строить утверждения, отличающиеся от приводимых в учебнике (и тоже проверять).

Научная литература. Обеспечивает подлинное усвоение науки, дает прочный научный фундамент под всю будущую профессиональную работу. Чтение научной литературы должно быть связано с изучением лекции, учебника и последующей работой (контрольная работа, курсовая, подготовка к экзаменам). Студентов надо заранее предупредить, что читать эту литературу нужно не книгу за книгой, а по принципу: «идея, теория в одной, в другой, в третьей и т.д. книгах». Изучение проблемы по разным источникам – залог глубокого, подлинно профессионального усвоения науки.

Самостоятельная работа и проникновение во внутренний мир личности [3]. Самостоятельная работа студента программируется преподавателем посредством учебного задания, которое включает задачи и проблемные вопросы. Это способствует развитию самостоятельности мышления и творчества студента, приносит радость познания нового, моральное удовлетворение от ощущения реального приращения знаний. Повседневная жизнь и деятельность студента и его ближайшего окружения превращаются в своеобразный учебный полигон или учебную лабораторию по применению теории психологии к жизненным реалиям. Благодаря учебным задачам, составленным на жизненном материале, можно методически обеспечить преподавание научной психологии в тесной связи с практикой. Это оказывается возможным благодаря тому, что объектом психологической науки является психическая деятельность человека.

Б.Ц. Бадмаев приводит классификацию вопросов и задач по содержанию для самостоятельной работы [3,С. 252-256].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.