Здавалка
Главная | Обратная связь

Категории учебных целей в аффективной области



 

Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей
1. Восприятие Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории (1.1 осознание, 1.2 готовность, или желание, воспринимать и 1.3 избирательное – произвольное внимание) образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного (хотя на этом уровне еще не полностью осознанно-целенаправленного) отношения к содержанию обучения. Ученик - проявляет осознание важности учения, - внимательно слушает высказывания окружающих – в классе, в беседе и т.д., - проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи, - проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.
2. Реагирование (отклик) Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: 2.1 подчиненный отклик, 2.2 добровольный отклик, 2.3 удовлетворение от реагирования. Ученик - выполняет заданную учителем домашнюю работу, - подчиняется распорядку и правилам поведения в школе, - участвует в обсуждении вопросов в классе, - самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем, - добровольно вызывается выполнять задание, - проявляет интерес к учебному предмету.
3. Усвоение ценностной ориентации В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности): 3.1 принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию "мнение"); 3.2 предпочтение ценностной ориентации и 3.3 приверженность, убежденность. Ученик - проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи, - целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, - проявляет убежденность, отстаивая тот или иной идеал.  
4. Организация ценностных ориентаций Эта категория охватывает осмысление различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории: 4.1 концептуализация ценной ориентации, то есть осмысление своего отношения; 4.2 организация системы ценностей. Ученик - пытается, например, определить основные черты своего любимого произведения искусства, - принимает на себя ответственность за свое поведение, - понимает свои возможности и ограничения, - строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.
5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщенный характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях: 5.1 обобщенная установка и 5.2 полная интернализация (усвоение), или распространение ориентации на деятельность. Ученик - устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе, - проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности, - проявляет готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов, - постоянно проявляет, навыки личной гигиены и здорового образа жизни, - формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.

Приложение 2.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.