Категории учебных целей в аффективной области
Основные категории учебных целей
| Примеры обобщенных типов учебных целей
| 1. Восприятие
Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории (1.1 осознание, 1.2 готовность, или желание, воспринимать и 1.3 избирательное – произвольное внимание) образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного (хотя на этом уровне еще не полностью осознанно-целенаправленного) отношения к содержанию обучения.
| Ученик
- проявляет осознание важности учения,
- внимательно слушает высказывания окружающих – в классе, в беседе и т.д.,
- проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи,
- проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.
| 2. Реагирование (отклик)
Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: 2.1 подчиненный отклик, 2.2 добровольный отклик, 2.3 удовлетворение от реагирования.
| Ученик
- выполняет заданную учителем домашнюю работу,
- подчиняется распорядку и правилам поведения в школе,
- участвует в обсуждении вопросов в классе,
- самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем,
- добровольно вызывается выполнять задание,
- проявляет интерес к учебному предмету.
| 3. Усвоение ценностной ориентации
В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности): 3.1 принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию "мнение"); 3.2 предпочтение ценностной ориентации и 3.3 приверженность, убежденность.
| Ученик
- проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи,
- целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение,
- проявляет убежденность, отстаивая тот или иной идеал.
| 4. Организация ценностных ориентаций
Эта категория охватывает осмысление различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории: 4.1 концептуализация ценной ориентации, то есть осмысление своего отношения; 4.2 организация системы ценностей.
| Ученик
- пытается, например, определить основные черты своего любимого произведения искусства,
- принимает на себя ответственность за свое поведение,
- понимает свои возможности и ограничения,
- строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.
| 5. Распространение ценностной
ориентации или их комплекса
на деятельность
Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщенный характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях: 5.1 обобщенная установка и 5.2 полная интернализация (усвоение), или распространение ориентации на деятельность.
| Ученик
- устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе,
- проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности,
- проявляет готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов,
- постоянно проявляет, навыки личной гигиены и здорового образа жизни,
- формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.
| Приложение 2.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|