Здавалка
Главная | Обратная связь

I.Тюркология в России и СССР



Ранние контакты восточных славян с тюркскими племенами, возникшие ещё до образования в IX в. Киевской Руси, обусловили практическое знание ими тюркских языков, которое особенно укрепилось во время монголо-татарского нашествия в XIII—XV вв. и поддерживалось необхо­ди­мо­стью сношений с Золотой Ордой. Появились официальные переводчики-толмачи с турецкого, казанско-татарского и крымскотатарского языков (конец 15 — начало 16 вв.), тюркские слова толковались в числе других иноязычных слов в азбуковниках. Все это обусловило интерес к истории, этнографии, языкам тюрков и способствовало зарождению научной тюркологии в России. При Петре I началось планомерное изучение Сибири, в т. ч. собирание материалов тюркских языков, которое после создания в 1725 Петербургской АН приобрело систематический характер. Значительную роль сыграли организо­ван­ные Петербургской АН в XVIII в. экспедиции с целью изучения Сибири, Поволжья, Кавказа, Средней Азии, особенно Вторая академическая экспедиция. «Сравнительный словарь всех языков и наречий...» (т. 1—4, 1790—91) включал слова из 279 языков, в т. ч. лексический материал из 19 тюркских языков и диалектов. Словарь вобрал в себя материалы из многочисленных рукописных словарей (например, «Русско-татарский словарь» С. Хальфина, 1785; «Словарь Дамаскина», 1785; анонимный рукописный «Словарь языка чувашского», включавший около 30 тыс. слов, 1785, и другие). Со 2‑й половины XVIII в. появились средние учебные заведения, в которых преподавался татарский язык (Казань, Астрахань, Москва, Омск, Тобольск). «Азбука и грамматика татарского языка...» Ибрагима Хальфина (1809) была наряду с «Грамматикой татарского языка...» И. И. Гиганова (1801) одним из первых учебных пособий подобного рода в России; в течение 19 в. был описан грамматический строй (преиму­ще­ствен­но морфология) чувашского, татарского, турецкого, азербайджанского, кумыкского, узбекского, алтайского, казахского, тувинского, тофаларского языков, язык ряда памятников.

Постепенное вовлечение в круг интересов исследователей всё большего количества языков и углубление самих иссле­до­ва­ний сделало тюркологию к середине XIX в. само­сто­я­тель­ной областью, включи­ло её в сферу развития языкознания в целом, особенно в сравнительно-историческом плане. Заметную роль в развитии тюркологии в XIX в. сыграла деятельность учёных, преподававших в духовных учебных заведениях, а также в православных духовных миссиях.

 

 

II.Василий Васильевич Радлов

Василий Васильевич Радлов — выдающийся российский востоковед- тюрколог, этнограф, археолог и педагог немецкого происхождения, один из пионеров сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов. Автор около 150 научных трудов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.