Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика принципов воспитания



Принцип — общее руководящее положение, требующее последовательности действий, не в значении "поо-чередности", а в значении "постоянства" при различных условиях и обстоятельствах. Предположим, принципом жизни человек избрал "быть самим собою", это значит, что никакая сила лукавых, глупых, жестоких насильников не заставит его изменить данному принципу. Или: если учитель в качестве принципа избрал "не кричать на детей", то не остается места никаким изворотливым оправданиям для нарушения этого положения.

Понятно, что принципы — это очень высокая степень обобщения, иначе принцип не может быть реализован в неповторимых частных ситуациях, при уникальности событий, в необычных группах детей, при их яркой индивидуальности. Общий характер позволяет руководствоваться принципом всегда и везде, профессионально правильно выстраивать тактику работы, не совершая роковых ошибок.

Понятно и другое: количество принципов при их максимально широком обобщении небольшое, их не нужно запоминать, сознание постоянно держит их в памяти как некоторые исходные установки.

Однако, как избежать субъективности этих установок? Ложности общего руководства? Допустим, учитель пришел к выводу, что главное в работе с детьми — держать их в страхе, потому что страх сохраняет порядок, а порядок, в свою очередь, способствует усвоению знаний. Нескоро этот педагог разочаруется в бесплодном принципиальном выводе: пока дети не вырастут и не перестанут его бояться, он не обнаружит скрытого отвращения к учению, ненависти к школе, неуважения к учителям, нелюбви к себе — целого комплекса негативных отношений, распускающихся, к удивлению учителя, в ранней юности, когда улетучится страх.

Принцип положение, проистекающее из цели воспитания и из природы воспитания. Как бы предвосхищая своевольность выдвигаемых целей, принцип устанавливает соответствие того, что планирует педагог ("чего хочу?") и того, что возможно достигнуть вусловиях социально-


психологического климата ("что могу?")- Принцип — мое тик из теории в практику. Его реализация — воплощени теоретических основ. Оттого уровень научно-теоретического мышления сразу обнаруживается, стоит познакомиться с принципами работающего с детьми педагога.

Итак, первый принцип воспитания, вытекающий к цели воспитания, учитывающий природу воспитательного процесса, — ориентация на ценности и ценностные отношения.

Данный принцип означает постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию... и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.

Такая установка помогает видеть за обыденными действиями детей и вообще всех людей драму отношений: занял самое удобное кресло, отказался от лакомства, нарядился вопреки неприятностям, спрятался за спину соседа, обрадовался оплошности товарища, отдал последние рубли пострадавшему, замер перед распустившейся розой.

Осуществляется принцип благодаря тому, что организуемая педагогом деятельность принимает философский характер: за фактом обнаруживается явление, за явлением — закономерность жизни, за закономерностью — основы человеческой жизни. Это позволяет преобразовать каждый момент совместной деятельности в проживание ценностных отношений: решение задач — в поиск истины, уход за цветами — в заботу о красоте, участие в дискуссии — в интерес к индивидуальности, подметание школьной дорожки — в наведение порядка на планете.

По данному принципу происходит "вочеловечивание" всех объектов мира, одухотворение. "Еочеловечить"— значит посмотреть на объект с точки зрения значимости его для человеческой жизни: скамья — для отдыха усталого путника, кусочек мела — средство общения многих людей в аудитории, дверь — чтобы хранить тепло, тишину, одиночество, тайну. И далее: перед нами старик — мы видим этап жизни каждого человека; перед нами одуванчик - мы общаемся с природой; а вот самолет — отдаем дань человеческому творчеству.

Тогда для ребенка весь мир приобретает значимость, а его взаимоотношения с миром возвышаются до уровня со-


временной духовной культуры. О поведении можно не говорить — оно есть внешняя форма этих ценностных отношений. Поэтому ребенок не станет таскать кошку за хвост (она живая!), не будет царапать доску (на ней мы работаем), постарается сдержать свое недовольство на приятеля (он другой, непохожий на меня).

Принцип ориентации на ценностное отношение помогает учителю справиться с осложненным поведением детей через интерпретацию их дурных действий как отношений. Например, в ответ на недостойное действие учитель спрашивает: "Вы хотели меня обидеть? Нет? Хотели кого-то оскорбить? Тоже нет? Может быть, выразили недовольство собою? Ах, так. А получилось, что все мы растеряны и обижены..."

Ориентация на отношение преобразует любую деятельность детей в проживание ими отношений, формирует личностную жизненную позицию "быть" (см. Фромм Э. Революция надежды. Е кн.: Психоанализ и этика. — М., 1993), когда для человека важно, что с ним происходит, и этим наполняется его жизнь, составляя ее содержание.

Условием же реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская подготовленность педагога, психологическая подготовка и личностная позиция "быть", им занятая, которая только и позволяет педагогу распознавать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением — закономерность, за закономерностью — основания жизни.

Педагогическая арена, в отличие от арены мира, всегда утверждает добро, истину и красоту. Но нельзя завязать детям глаза, закрывая от них бушующие на мировой арене зло, ложь и безобразие. С помощью педагога дети проходят школу добра, истины и красоты, но это вовсе не зна чит, что их выбор предопределен. Отправляясь в самостоятельную жизнь, они сами произведут выбор тех оснований, которые заложат в конструируемую ими судьбу. Однако, чтобы выбор состоялся, педагог реализует второй принцип воспитания.

Второй принципвоспитания, вытекающий из природы воспитательного процесса и учитывающий поставленную цель воспитания, — принцип субъектности. Согласно этому принципу, педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с дру-

х « -241


гими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Осуществляется принцип через апелляцию педагога к сознанию ребенка, по парадигме ("пример", "образец" — гр.): "Если ты..., то тебе..." и "Если ты..., то всем..." Производится раскрытие сущности действий и поступков в их влиянии на протекание жизни, раскрытие нерасторжимой связи всех человеческих действий с состоянием окружающего мира. Это делается в ходе повседневной деятельности, в отдельные часы групповых размышлений, в индивидуальной беседе с ребенком, через обращение к произведениям искусства и через все более увеличивающуюся по пропорциональному соотношению к предметным видам деятельности рефлексию ("отражение" — лат.) как анализ собственных мыслей и собственных переливаний за определенный период или на данный момент жизни.

Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за необдуманный шаг (см. Франк В. Человек в поисках смысла. — М., 1993.). Выбор за детей мы не можем сделать, но научить их производить осмысленный набор педагог должен.

Общий способ инициирования субъектности — придать воспитанию диалогический характер. В диалоге с другим человеком, в напряженном обращении к другому, во вчувствовании в него раскрывается человек в человеке. Здесь не имеет значения, кто партнер общения: писатель, педагог, музыкант, гость, журналист, школьная нянечка, товарищ или бабушка товарища, или герой книги. Ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, себя выявляет прежде всего для самого себя. Он свое "Я" познает в диалоге с другим "Я". Это может быть разговор с куклой: к ней можно подойти тихо и пожаловаться: "Знаешь, песик, я не могу решить задачу, и мне..." Это может быть обращение к слайду, экспонированному на экран: "Уважаемая госпожа Струйская! Мне понятна ваша печаль..."

41?


"Быть,- заявляет М. Бахтин, — значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается... Два голоса — минимум жизни, минимум бытия" (Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. С. 293). Вне живой обращенности к другому нет обращенности к себе. В диалоге обретается собственное "Я" через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.

Современная методика групповой работы с детьми строится на основании диалога, он заложен в самом замысле группового дела. Проиллюстрируем на игре "Предлагаю — выбираю". Одна группа ("юные дамы") сообщает поочередно о своих личных проблемах (по заготовленным и случайно выбранным карточкам). Другая группа ("юноши") так же поочередно откликаются на проблему и предлагают даме помощь. Дама выслушивает все варианты помощи, благодарит, но выбирает один из предложенного: "Я выбираю вашу помощь", — говорит она, протягивая юноше руку. Прервем описание игры (см. сб. Собранье пестрых дел: методические материалы для работы с детьми. — М., 1994.), коль скоро она служила нам лишь иллюстрацией диалогичности как характера современного воспитания.

Принцип субъективности исключает жесткий приказ в адрес детей как традиционный метод воздействия, одновременно снимает и слепое послушание ребенка взрослому (за исключением ситуаций, опасных для жизни), зато усиливает роль этикета во взаимоотношениях "педагог -дети", приближает стиль и формы общения к филигранным этическим достижениям современной культуры. Что касается элементарных норм поведения и выполнения детьми их неукоснительных обязанностей, то это гарантируется "договором" педагогов и учащихся. "Договор" — условный термин, педагогическое значение которого в том, что организуется обоюдное рассмотрение основ школьной жизни педагогами и детьми и совместно принимается общее решение по устройству жизнедеятельности школы. Предположим, в договоре всего два "нельзя" провозглашаются: "нельзя посягать на другого человека" и "нельзя не работать, не развивать себя*'. Тогда абсолютно все в школе выполняют эти положения, и требование их исполнения принимает категорический характер, поскольку таково условие договора.

14*


С одной стороны, принцип субъективности значительно облегчает и. упрощает труд педагога, а с другой стороны, ставит педагога перед суровой необходимостью тонкой и продуманной технологии профессиональной деятельности и глубокой квалифицированности.

Решающим в профессиональной готовности к развитию у ребенка субъектности окажется умение педагога за материальным телом человека видеть духовный мир человека, за духовным миром личности признавать уникальность ее, и к неповторимости индивидуальности проявлять интерес и уважение.

Третий принцип воспитаний, дополняя предыдущие два, тоже вытекает из природы воспитательного процесса и поставленной цели воспитания, он больше склонен отвечать на вопрос "как?" при декларировании общего руководства для педагога-профессионала. Обозначим этот принцип как принцип целостности.

Личность существует и проявляет себя для других как целостный фенонен, в каждом отдельном акте поведения она разом и вкупе выстраивает систему личностных отношений к миру. Целостность личности как социально-психологического феномена предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.

Личность полифонична в том смысле, что самый краткий, самый мелкий и незначительный акт ее поведения несет с собою целый комплекс разнообразных отношений. Е таком случае, полифонично и педагогическое влияние р отдельном акте. Например, каково социально-ценностное содержание... звонка на урок? Знак уважения к познанию, учебному предмету, учителю? Знак уважения школьных норм, защищающих интересы многих? Или это знак уважения себя как человека "homo sapiens"? Сколько отношенческих красок в одном простом ритуале — приходить на учебные занятия точно по звонку!

Как интересно и полезно рассмотреть один педагогический миг с точки зрения отношенческого его богатства!

Целостность воспитательного процесса обеспечивается от-ношенческой полифонией поступка и поведения, но обеспеченность эта потенциальна, без педагога не реализуется. Если педагог нарушает данный принцип, то воспитательный процесс жестоко мстит за это. Например, чтение красивых стихов в грязной комнате способствуют формированию цинизма и духовной нечистоплотности — что по прошествии некоторого

42С


времени крайне удивит педагога, не умеющего видеть целостность протекающей жизненной ситуации и не подозревающего, что на помойке вырастают лишь помойные цветы. Грубый окрик, призывающий ребенка к гуманности, формирует агрессивность, так как действует в этот момент отнюдь не набор слов и их значение, а злобная экспрессия.

Хорошо организованная жизнь ребенка — это когда режим, стиль, содержание, формы, общий строй школьной реальности организуются с ориентацией на наивысшие общечеловеческие ценности, отраженные в трех понятиях: добра, истины, красоты.

Целостным является отношение ребенка, поэтому влияние на него должно обеспечивать активный выход на все каналы восприятия: влияние на разум, чувство, действие через психологические каналы аудиальный (звуковой), визуальный (зрительный), кинестетический (ощущение движения). Но целостным является и выявление ребенком своего "Я": он разом и одновременно выходит на взаимодействие с миром через звук (речь, интонации, мелодику голоса, ритм), через движение (действие, поступок, поведение), через пластический образ, мимику и манипулирование предметами, вещами, продуктами, одеждой и прочим, имеющим материальный образ.

Целостное воспитание — это воспитание, апеллирующее к отношению как ключевому объекту внимания педагога.

Принцип целостности предписывает видеть в отдельном акте поведения ребенка его отношение, но и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира, проявляющая отношение людей к миру.

Если принцип субъектное™ в своей практической реализации оснащает ребенка способностью стать стратегом своей жизни, то принцип целостности вооружает его жизненной тактикой: он выстраивает поведение согласно единому отношению к жизни и людям. Чем старше воспитанник, тем вероятностнее формирование обшей жизненной позиции у него. Чем старше воспитанник, тем гармоничнее его личность — в том смысле, что она обретает стержневые социальные отношения, определяющие ее выбор в ситуациях жизни.

Пренебрежение принципом целостности формирует импульсивного человека, чьи реакции на воздействия окружающей среды непредсказуемы, ибо знания, чувства, привычки складывались, как думал педагог, в сумму, но


эта предполагаемая сумма аннулируется, как только ситуация жизни потребует от ребенка выявить свое личное отношение к происходящему,

К личностным предпосылкам по реализации принципа целостности относятся умения педагога в каждой ситуации расценивать частные и одноактные проявления человека в качестве его отношения к миру и конкретным объектам мира.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Если учитывать, что педагогическая профессия массовая и, следовательно, нельзя надеяться на любовь к ребенку каждого педагога, то как реализуется закономерность потребности ребенка в любви? Или Вы полагаете, что большинство детей обделены хорошим воспитанием?

2. Сформулируйте принципы достойной для человека жизни и найдите им обоснование. Как они корреспондируются с принципами воспитания?

3. Проанализируйте следующий эпизод школьной реальности. По окончании школы выпускники признаются учителю: "Извините нас за то, что мы ссорились с Вами. Вы были лучшим для нас учителем. Спасибо."

4. Что Вы скажете ребенку, который Вам радостно сообщает: "Наша кошка уже старая, и папа обещал принести нам ангорского котенка".

5. Используйте один из принципов воспитания, дайте ответ юноше, обратившемуся к Вам за советом: "Я ее люблю, а она меня не любит. Что мне делать?"

6. Что бы Вы сказали директору школы, который в сердцах заявил, что Ваш класс самый плохой. Дети слышат это. Опирайтесь, пожалуйста, в поисках решения на известные Вам закономерности. 7. Оцените школьную традицию праздновать День учителя с позиции целостности воспитания: раскройте всю сумму отношенческих влияний этого праздника.

8. Произведите самоанализ. Если Вам кажется, что Ваше воспитание имело изъяны, то определите, какая закономерность игнорировалась педагогами?

9. Представьте себе, что группа детей, руководимая Вами, отправляется на прогулку в лес. Что предпишут Вам пять педагогических постулатов?

10. Отразите в схематическом рисунке связь педагогических закономерностей, педагогических постулатов и педагогических принципов.


Литература для самостоятельной работы

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать - М., 1979. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети. - М., 1986. Корчак Я. Как любить детей, - М., 1990. Фромм Э. Душа человека. - М, 1992.

Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.

Глава 16 СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

16.1. Проблема содержания воспитательного процесса

Содержание воспитательного процесса — это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет любого вида деятельность человека, будь это труд, познание, художественное творчество либо общение с детьми.

Как ни странно, ответить на вопрос, что же составляет содержание его работы с детьми, нелегко1, ибо этот во-, прос касается нашего общего представления о содержании человеческой жизни, существующего в своих двух полярных решениях. Древнегреческое "Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?" отражает эти два противоположных подхода.

Если мы примем решение, что человек существует во имя того, "чтобы есть", то жизнь, по нашим предположениям, наполняется предметной озабоченностью самого факта существования, добыванием средств жизни. Если мы избираем прямопротивоноложное решение, полагая, что человек "ест, чтобы жить", то за пределами средств существования ("ест") раскрывается иное содержание жизни, а предметная деятельность по обеспечению

1 Хотя некоторые пожимают плечами, говоря: "Что же тут сложного? Если трудятся — значит, труд является содержанием, если поют, то пение есть содержание деятельности?!"


средствами существования приобретает статус условия, но не цели.

Немецкий, а затем американский философ и психолог Эрих Фромм говорит о принципиальном отличии человеческой ситуации жизни от ситуации жизни животного. "Животное довольно, если удовлетворены его физиологические потребности, — пишет он, — ...но в той мере, в какой человек является человеком, удовлетворение этих инстинктивных потребностей недостаточно, чтобы сделать его счастливым (разрядка наша — Н.Щ.) (Фромм Э. Человеческая ситуация. - М., 1993. С. 12.). Проблемы человеческой жизни решаются в сфере отношений к мкру и отношения человека к самому себе. Нет конца в этом постижении проблемы своего существования, в желании человека стать создателем собственно жизни, которая никогда не будет удовлетворять человека, а будет двигать его к решению новых и новых проблем.

Ребенок, вводимый педагогом в эту "человеческую ситуацию", вводится именно в сферу отношений. Предметное наполнение их взаимодействия (учение, труд, бытовое обустройство и прочее) разворачивается в поле социальных отношений, порожденных культурой. Занимаясь на уроке с учительницей, дети постигают отношение к знанию, ко взрослому, к женщине, к руководителю, к науке, к человеку вообще. Отправляясь на экскурсию в музей, они проживают отношение к прошлому, к прогрессу, к цивилизации, к человечеству. Наблюдая, как одноклассник исполняет гимнастическое упражнение, проживают радость красоты, жажду силы, уверенности и власти над своей натурой.

Педагогически организуемая жизнь ребенка — это та же жизнь, что ведут люди на земле, но только обогащенная постижением отношений к миру, выработанных на протяжении истории человеческого развития. Разумеется, можно не приучать детей говорить "спасибо", подавать даме руку, быть честным и мужественным, любить и оберегать красоту... — но тогда взращивание ребенка не обретает имени воспитания, а взрослый человек, целиком поглощенный предметным результатом взаимодействия с детьми (выучили правило, спели песню, съели обед, поставили спектакль), не называется педагогом.

Великий Макаренко первым из педагогов провозгласил отношение в качестве основного объекта внимания


педагога, тем самым предложил решение проблемы содержания воспитательного процесса. Отношение как социально-психологический феномен и составляет это содержание. Оно наполняет педагогическое взамодействие с детьми. Оно располагается в поле любых взаимодействий ребенка с миром. Оно, отношение, есть то, ради чего приходит ребенок в школу, бежит к друзьям, отправляется в студию, возвращается домой и вновь покидает семью, чтобы в поисках проживания отношения пережить удовлетворение жизнью, то есть, пережить момент счастья1.

Мы часто ошибочно предполагаем, что дети в школу "приходят за знаниями", а не за проживанием самых разнообразных, острых, неожиданных, ярких отношений.

Наше иллюзорное представление о том, что подростки хотят танцевать, требуя дискотеки, немедленно рассыпается, когда театральный спектакль, музыкальная гостиная, весенний бал, спортивный калейдоскоп, конкурируя с дискотекой, легко замещают желаемое: детям важно проживаемое отношений во время совместных ритмических движений — поэтому любой окультуренный вариант их потребности будет ими принят, если он наполняется проживанием отношений.

Проверим себя еще раз:

— альпинисты взбираются на вершину за... проживанием отношения;

— балерина в ежедневном экзерсисе упорно упражняет свое тело, чтобы... пережить на сцене краткий миг отно-

! шения;

— сантехник возится долго с механизмами, чтобы... прожить короткое удовлетворение, когда наконец краны, пружины и винты заработают слаженно и красиво;

— ученик усердно разрисовывает лист, чтобы по окончании действий... пережить спектр удивительных отношений.

Средства жизни и содержание жизни животного под-I ведены под единый знаменатель приспособления, адапта-' ции: ловля мышей для кошки — это и средство, и содержание ее существования; в пении птиц соединены средство существования птицы и содержание ее жизни. Лишь у человека разведены и автономны средства жизни и со-

1 Счастье — состояние удовлетворенности жизнью; итоговая оценка периода жизни в виде общего удовлетворения содержанием ее.


держание жизни, а вернее, потенциально могут быть автономны — в зависимости от меры духовного развития человека, меры его свободы от инстинктивной природы.

16.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса

Если содержание жизни современного человека современной культуры составляют проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то объективной необходимостью для педагога становится наполнение воспитательного процесса проживаемыми ребенком отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, так чтобы свершалось восхождение его к уровню современной культуры, так чтобы он здесь и теперь жил в контексте данной культуры.

Прожить отношение — это значит прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего "Я" и объекта действительности. Установить отношение — значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл ее для жизни "Я".

Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. В обыденной жизни их называют качествами личности. Например: человек, считающий чистоту обязательным условием своей жизни и прилагающий постоянные усилия, чтобы обеспечить такие условия жизни для себя, считается чистоплотным, а его любовь к чистоте называется качеством его личности; человек, бережно относящийся к другому человеку, удостоивается качества деликатного.

Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональ ных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение и значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерности, о неустойчивости, а если это касается детей, то отмечаем несформированность отноше-


ния, то есть, дисгармоничность субстанции1 отношения. Дисгармоничность отношения 7 основа его развития, преодоление противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение) и эмоциональной, (нравится, не нравится, люблю, ненавижу, вызывает неприятные переживания, притягивает), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, — это механизм социально-духовного развития ребенка, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Иллюстрацией такого реально существующего противоречия может служить мечта подростка стать пиратом, подражательность поведения девочки, пленившейся случайным образом, или развязность манеры юноши, утверждающего свою независимость. "Ум с сердцем не в ладу" - это чуть ли не постоянное положение души школьника-подростка и школьника-юноши. Педагог может усиливать такое противоречие, чтобы дать новый импульс для осмысления отношения. Внутриличностная борьба в итоге завершится гармонией, однако не всегда таков итог будет желателен для педагога, ибо не всегда будет сделан выбор в пользу ценности.

Профессиональное мастерство педагога решительно зависит от умения педагога воспринимать отношение, видеть тенденции его развития, интерпретировать проявление отношения сточки зрения современной культуры, уметь самому ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления. Педагог гармонизирует формирующиеся отношения, содействуя единству его содержания и формы.

Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека к окружающей действительности. Поэтому необходимо ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, ценностные отношения.

Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как "человек", "жизнь", "общество", "труд", "познание"..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как "совесть", "свобода",

1Субстанция -лат. substantia, сущность, существующее.


"справедливость", "равенство ..., когда само отношение выступает в качестве ценности, Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям,и отношения, которые ценностны для жизни.

Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни.

Педагог, формируя ценностное отношение к природе, как бы избавляет себя от необходимости формировать частные проявления. Скажем, не направляет специальных усилий на отношения к розе, котенку, бабочке или кипарису, а содействует развитию любви ко всему живому, и тогда, относясь с уважением к Жизни как таковой, ребенок проникнется уважением ("благоговением" — говорил А. Швейцер)1 к жизни цветка, котенка, насекомого, дерева.

Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.

Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается "Человеком": он — цель и мера всех вещей. Только "вочеловеченный" мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент именовался нравственным воспитанием, точно отражая основной объект формируемого отношения — "другой человек". Расширенное толкование понятия "человек", философское толкование феномена "человек", когда его присутствие видится и в вещах, и в явлениях, и в событиях, и в формулах, цифрах, законах,

1 Швейцер Альберт (1875-1965) - немецко-французский мыслитель, разрабатывающий философию жизни, исходным принципом которой выдвинул "преклонение перед жизнью" как основы обновления человечества.


вынуждает нас отказаться от такого узкого терминологического обозначения, при этом никак не отвергая значимости данного элемента в воспитании'.

Что означает принять человека как ценность?

Во-первых,обнаруживать его присутствие в окружающем мире:

— Смотрите, кто-то рано утром для нас подмел дорожки!.. — Чувствуете, как пахнет булочками?.. Это повара для

нас с вами испекли...

— Художник нарисовал, чтобы нам что-то сказать...

— Кто летал на самолете?.. Надо быть очень умным, чтобы создать такую машину...

Во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:

— Тихо пройдем на цыпочках!.. Чтобы не мешать никому!

— Не торопись — мы тебя подождем!..

— Никого ни о чем не просим — лишь высказываем свое желание!..

— Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!..

В-третьих, помогать человеку по мере своих сил:

— Юноши! Необходима перестановка мебели...

— Девушки! Малышам не хватает ласки!..

— Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь...

— Наш школьный дом нуждается в заботе... В-четвертых,понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:

— Непонятная картина?.. Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?..

— Как бы ни смешно нам было, давайте вдумаемся в то, что сказал или хотел сказать Максим!..

— Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались...

— Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?..

В-пятых,содействовать благу человека в его жизни на земле:

1 Было замечено, что суммарная картина воспитания: "нравственное", "трудовое", "эстетическое", "умственное" и т.д., несмотря на принцип комплексности, провоцирует педагога на формализованную работу с детьми.


— Будем учиться, чтобы стать созидателями...

— Наш спектакль доставит радость людям...

—У нас есть руки и есть сила — почему же мы ходим по грязной дороге?..

В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие...) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.

Девочка-японка играет Шумана, мальчик-француз исполняет Чайковского, подросток из Голландии аедет на скрипке волшебные мелодии Паганини... - это разговор Человека с Человеком.

Ученик у доски решает задачу, и в классе очень тихо - все наблюдают движение мысли Человека.

На школьный завтрак группа приходит точно в назначенное время: чтобы не сбивать ритма работы поваров и не лишать необходимых минут отдыха человека - данная точность является знаком уважения труда Другого.

Провозглашение современной культурой жизни как наивысшей ценности, признание неприкосновенности жизни как принципа человеческого совместного существования на земле привносят в содержание современного воспитания в качестве второго ключевого элемента ценностное отношение к жизни1. Жизни как таковой и жизни как продукту человеческого творчества.

Ценностное отношение к жизни интегрирует в себе следующие образования: 1) признание права на жизнь каждо-

1 Интересно отметить: украинские педагоги трактуют воспитание как школу жизнетворчества личности. См.: "Школа жит-тетворчостл особисостГ. Под ред. А. Г. Ермакова. Киев, 1995. 430


го человека; 2) бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; 3) восприятие жизни во всех ее разновидностях, этапах, формах; 4) содействие жизни по мере сил и способностей; 5) характеристика образа жизни, достойной человека; 6) осмысленная жизненная позиция; 7) сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта.

Приведем примеры реального воплощения ценностной ориентации на жизнь в контексте повседневных занятий с детьми.

Учитель приносит маленький подснежник: "Смотрите - пробуждается вновь жизнь!"

Тренер сообщает: "Будем учиться падать. Жизнь надо уметь беречь".

Бабушка внуку: "Не пугай птиц. Они тогда дольше проживут".

Директор школы: "Разобьем яблоневый сад вокруг школы. Пусть расцветает новая жизнь!"

Педагог: "Устали? Сделаем перерыв. Нельзя на плаху обучения складывать наши жизни".

Идея ценностного отношения к жизни не ограничивается сферой жизни человека, а выходит за пределы ее далеко, где тоже течет жизнь и в закономерном движении рождаются, умирают и вновь рождаются носители жизни, жизнь океана, жизнь леса, жизнь реки, жизнь степи, жизнь гор, жизнь земли, жизнь планеты, жизнь звезды... Нельзя сужать формирование уважения к жизни до запрета "не убивай". Нормативность всегда порождает противодействие. К тому же, дети очень рано обнаруживают жестокий закон жизни, когда одна жизнь существует за счет другой: волк поедает зайца, кошка ловит мышей, человек поедает птиц, рыб, коров, свиней.

Каннибалы африканских племен на укор "Как вам не стыдно поедать человека" отвечали резонно: "А европейцы убивают друг друга и даже не поедают!"

Декларируя ценность жизни и утверждая ее неприкосновенность, человек тем не менее не разрешил жуткого противоречия, заложенного в ходе самой жизни: одна жизнь должна угаснуть, чтобы расцвела другая; одна жизнь послужит средством жизни другой; отстаивая свою жизнь, кто-то вынужден пресечь жизнь другого.

Нельзя умалчивать о противоречиях жизни. Но момент обостренного внимания и обсуждения страшных сторон жизни следует оттянуть как можно дольше от розового детства и болезненного отрочества к юности — периоду гармонического равновесия. Сначала следует позаботить-


ся, чтобы ребенок полюбил жизнь, принял ее как таковую и научился бережливому к ней отношению. Дисгармонию жизни он сможет понять лишь укрепив разум, выработав рассудочное, базирующееся на интеллекте, отношение к жизненным явлениям.

Отношение к жизни как ценности сопровождается рядом ценностных отношений как характеристик этой жизни. Осознавая жизнь, человек одновременно выдвигает требования к ней. Они отражены в категориях "счастье", "свобода", "совесть", "справедливость", "равенство (полноправие)", "братство", указывающих на черты достойной жизни. Для педагогов данные ценностные отношения означают необходимость формирования у детей образа достойной человека жизни с этими характеристиками, так чтобы^ в итоге, к началу самостоятельной жизни юноши и девушки могли вполне сознательно производить выбор: жаждут ли они свободы как безграничного своеволия или свобода предполагает их интенсивные духовные усилия по осознанию жизненного выбора; хотят ли они счастья быка, попавшего в огород с бобами, или мечтают об упоении творчеством вместе с людьми и для людей; будут ли они выстраивать свое поведение со-ведуя, как это сказывается на окружающих (по совести), либо направят силы лишь на удовлетворение личных интересов. Как видим, введение в содержание воспитания ценностного отношения к Жизни образует огромный блок (столь же широкий, какой выстраивается вокруг ценности "человек") отношений, обусловливающих частных проявлений ребенка1. Разумеется, конкретно поведение в конкретных обстоятельствах нуждается в корректировании педагога, ибо ребенок мал, слаб и неопытен, но стержневое отношение, направляющее его разум, волю и чувство, станет исходным для решения жизненной задачи.

Маленькая девочка, слыша, как родители обсуждают необходимость вымыть домашнего кота, явившегося с прогулки, говорит: "Я думаю, он не согласится". И в этой фразе прослеживаются основы воспитания этой неизвестной нам девочки: уважение к жизни, к самочувствию живого существа, признание права нв выбор (для нее кот - тот же человек, только иного стиля жизни), ориентация на со-

I

1 Отдавая дань прошлому, скажем, что "воспитание мировоззрения" как элемент воспитательной структуры обладал потенциальной возможностью выходить на отношение к жизни как таковой. 432


стояние "другого", сопереживание ему. Вероятно, принципиально те-ким же будет у нее отношение и к собаке, слону, дереву, цветку, но и к человеку тоже - как носителям Жизни.

Третьим содержательным блоком воспитательного процесса следует признать систему отношений, связанных с ценностью "Общества", а вернее, "сообщества", всякого рода единения людей во имя достойной жизни. Одному не взойти на ступень современной культуры — только в социальном контексте можно освоить, усвоить и присвоить культуру, только благодаря сообществу людей человек становится человеком. Н.Г. Чернышевский говорил, что мы все должники человечества за свое умственное развитие. Перефразируя, скажем так: мы все должники общества за наше личностное развитие.

Ценностное отношение к обществу — столь же> последовательный и поэтапный процесс. Общество выступает для ребенка сначала в виде общепринятых нормативов ("все так", "так надо", "так нельзя"), регуляторов его поведения в социуме. Затем раскрывается для него связь текущей жизни за счет распределения социальных ролей Человека в обществе ("пассажиры" — если есть "водитель"; "жители дома" — если есть "строитель"; "ученики" — когда есть "учитель"; "зрители" — когда есть "артисты" и тд.). Позже дети знакомятся с правовой основой общества и политическим устройством. Образ социального устройства (кому как живется, в зависимости от социального положения; кто обладает властью; какие взаимосвязи власти и народа и тд.) формируется под влиянием жизненного опыта, пережитых впечатлений, социально-политической информации, падающей на ребенка по самым различным каналам социальных коммуникаций. Юность склонна к вопросу персоналий, ее занимает величие, слава, масштабность личности, способной вести за собой людей и изменять жизнь общества, поэтому неизбежным содержанием воспитания становятся отношения к исторической фигуре, ведущей историческое социальное развитие, либо решительным образом повлиявшей на социальные повороты. Для выпускника школы, готовящегося переступить порог в самостоятельную взрослость, актуально проблема его личной роли в обществе: мое "Я" и общества. Нельзя миновать в работе с детьми и вечной проблемы идеально справедливого общества, над которой веками бьется человеческая мысль и которая от века к веку по-


рождает мечту и реальное движение людей к переустройству общества.

Особой строкой следует выделить ценностное отношение к Родине сообществу людей, среди которых человек вырос и познал счастье жизни. Патриотическое (гр. patriotes — земляк, patris — родина, отечество) отношение — это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном язьже, с которыми его объединяет нечто общее в общем их отношении к жизни. Глубокое патриотическое чувство рождается в ходе всей жизни ребенка, очень часто существует почти не осознаваемым, но оно требует культивирования, гармонического развития, так чтобы любовь к своему Отечеству не препятствовала уважению к другим землям, нациям, странам. Культивирование строится на чувстве привязанности к месту жительства, к людям его, изучении истории отечества, гордости за ее успехи и страдания за ее неудачи, а главное — на желании споспешествовать благу Родины.

Формирование патриотизма всегда было проблематичным для научного анализа. В этом процессе есть что-то не поддающееся строгому алгоритмическому подходу, процесс как бы ускользает в таинство от холодного глаза исследователя и предстает как нечто интимное, не позволяющее себя выставлять для рассмотрения.

Наконец, отметим еще один содержательный блок, фокусирующий в себе всю совокупность названных отношений: к человеку, к жизни, к обществу, к родине. Ценностное отношение к Труду1 материализует всю сумму вышеназванных отношений. Прямым и окончательным способом наши отношения к человеку, обществу, родине и жизни как таковой мы проявляем в активной деятельности в роли "homo faber", "человека делающего", либо в роли "homo usuris", "человека берущего". Характер труда, качество труда, усилия в труде, мотив труда, место труда в режиме существования — все это, скорее, проекция указанных отношений человека к людям, обществу, родине, жизни как таковой и своему "Я", которое решительным порядком выразит себя именно в творчестве, утвердит

1 "Труд", в узком смысле, — деятельность по созданию, сохранению и воссозданию материальных ценностей.

"Труд", в широком смысле, — созидательная деятельность человека. 434


свою неповторимость и уникальность в созидательной деятельности, чем автономное отношение, независимо формирующееся как некое трудолюбие. Любят не "труд", любят жизнь, людей, общество, близких и далеких, родину и свой дом. Отношение к труду — вторичное образование, имеющее мотивом нечто, лежащее за пределами самого труда, который выступает как средство выражения отношения к какой-либо иной ценности. В первую очередь, — человека.

Право на специальное выделение блока трудовых отношений дает необходимость длительного, неуклонного приучения ребенка к физическим и духовным усилиям (природа не оснащает человека любовью к физическому, психическому, интеллектуальному напряжению) и основательное обучение его навыкам труда. Неслучайно, педагоги порой, говоря о трудовом воспитании, сводят его к трудовому обучению, ибо вооружение ребенка множеством навыков требует огромного педагогического внимания.

Столь же оправданным является и традиционное деление содержания воспитания на "нравственное", "правовое", "эстетическое", "политическое", "экологическое", "половое" и т.д. Коль скоро внешнее проявление ценностного отношения требует практического научения, действенного овладения, рационального осмысления, то естественно рождается программное обучение детей необходимым навыкам, умениям, программное оснащение их соответствующими знаниями.

Формирование названной системы ценностей имеет свои внешние показатели - те личностные качества, которыми выявляет себя личность для других. Так как мера сформированное™ ценностных отношений различна в силу комплекса самых разнообразных факторов и бесконечного ряда индивидуальных отличий, то и качеств оказывается чрезвычайно много. Они укладываются в широкий спектр между двух полярных величин: от "индивидуализма" до "альтруизма", от "скупости" до "щедрости", от "жестокости " до "любви ", от "пессимизма " до "оптимизма ", от "анархии" до "пунктуальности", от "разнузданности" до "пуританства " и т.д.

Распространенной ошибкой практики воспитания является подмена отношений к ценностям современной жизни набором качеств личности: педагог направляет свое . нимание на наличие у детей конкретных качеств, пытает-


ся их развить, сформировать, укрепить, не замечая, что качество личности — это следствие существующих у личности отношений к чему-либо, и формирование желательного следствия бесперспективно. Например, нет смысла формировать дисциплинированность, если не развивать уважительного отношения к людям и себе как человеку. Не удастся добиться аккуратности, если не развивать у ребенка чувства красоты. Напрасны усилия по формированию ответственности, пока не развивается у ребенка самоуважение и достоинство. Те качества, которые мы так любим в наших детях и в людях вообще, есть не что иное, как вполне определенные отношения к какому-либо ценностному объекту мира.

Но столь же неразумным оказалось бы беспокойное желание педагога охватить педагогическим влиянием как можно большее число ценностных отношений. Иерархичность ценностей исключает надобность такого беспокойства. Формирование наивысшего по абстрагированию ценностного отношения обеспечивает развитие частного, конкретного. Формируя высшее, мы способствуем появлению низшего. Правда, обязательность такой связи решительным образом зависит от создания программы воспитания детей.

16.3. Программа воспитания

Вопрос содержания воспитания и вопрос программы воспитания неразрывно связаны. Программа — это то, что необходимо выполнить для достижения результата. Содержание — то, чем необходимо наполнить деятельность при выполнении запрограммированного. Программа фиксирует, обозначает, очерчивает, оформляет содержание. Если упустить вопрос содержания, то бессмысленна попытка составить программу. Однако, без программы нет достижения цели, поэтому осмысленная цель всегда ведет человека к составлению программы через определение содержания его целенаправленной деятельности.

Обратимся к обыденной аналогии. Пусть целью деятельности человека является сад, который надо разбить и вырастить на пустыре. Первоначально ему следует определить содержание работы. Вероятно, в содержание выращивания сада войдет подбор деревьев, кустарника, цветов, планировка садового дизайна и прочее. В структурированном виде содержание работы принимает облик программы, в ко-


торой выявленное содержание оформляется в последовательную систему. Понятно, что пока не обрисовано наполнение работы, нет материала для составления программы.

Программа — это очерченный круг содержания деятельности, оформленный точными положениями, практическое воплощение которых обеспечивает ожидаемый результат. Программа воспитания — это осмысленное, отобранное, оформленное содержание воспитательного процесса. Практикуется работа с детьми без программы, а значит, существуют и педагоги, отвергающие необходимость ее. Беспрограммное воспитание может быть, на поверхностный беглый взгляд, очень красивым, эффектным, основательным и даже "новаторским". Однако это лишь на поверхностный взгляд. Беспрограммное воспитание плетется вслед случайным обстоятельствам: зависит от погоды, праздников, традиций, событий, случайно родившейся идеи в голове педагога, моды и т.д. — то есть, всего того, что совершается извне, как будто навязывая педагогу соответствующее происходящему содержание работы с детьми. Скажем, юбилейная дата композитора обращает детей к музыке; общее обнищание страны направляет духовные усилия детей на осмысление проблемы бедных и богатых. Живой отклик на разнообразие окружающей реальности создает впечатление глубокого воспитания, выводящего ребенка ко всем сторонам действительности, но за этим разнообразием нетрудно обнаружить узость и однообразие формирующихся отношений, а иногда и полное отсутствие — как ни странно! — всякого духовного развития, если внимание ограничивается предметным содержанием происходящего.

Художественным образом беспрограммного воспитания могли бы служить стихи шотландского поэта Р. Бернса:

— Где ты была сегодня, киска? — У королевы, у английской. - Что ты видала во дворце? — Видала мышку на ковре.

Чтобы развернуть перед детьми колоссальное богатство "дворца жизни", необходимо очерчивание основного содержания воспитания — это позволяет педагогу работать целенаправленно и экономно, охватывая все разнообразие удивительного, сложного и прекрасного дворца.

Подходы к составлению воспитательной программы при наличии общего основного содержания воспитания определяет педагог либо педагогический коллектив. Укажем на три таких подхода.


Первый вариант.Исходя из осмысленного содержания воспитания, составляется общая программа, разделы которой отражают отобранные наивысшие ценности современной культуры. Каждый педагог ведет группу детей, планируя последовательное и избирательное проживание детьми в ходе совместной деятельности этих ценностных отношений. Предположим, если программа определяет необходимость формирования ценностного отношения к Старости, то педагог из года в год развивает всесторонне данное отношение, осваивая, усваивая и присваивая с детьми Старость как ценность жизни. Если педагогический коллектив включает в содержание воспитания ценностное отношение к Родине, то каждый педагог любой возрастной группы разрабатывает методику и формы осмысления с детьми ценности Родины для человека, усвоения практическо-действенного выражения любви к Родине, приобщения детей к доступным для них формам личностного проявления отношения к Родине.

Достоинство такого подхода в его простоте. Недостаток такого подхода — в заведомо неизбежном однообразии, порождающем у детей скуку, а значит, отрицательное отношение к ценности.

Второй вариант. Общая программа дополняется возрастными модификациями (для младшего школьника, младшего подростка, старшего подростка, ранней юности), и педагог работает с группой, ориентируясь как на общую программу, так и на задачи-доминанты. Допустим, для старшеклассников задачей-доминантой выдвигается формирование жизненной позиции, а для старшего подростка такой задачей утверждается формирование образа Человека современного мира.

Второй вариант программы удобен при подвижности педагогических кадров, а также при сильном руководителе, способном организовать общее воспитательное влияние в масштабе школы. Тогда пользование программой выглядит несколько иначе. Допустим, в общей программе обозначена насущная необходимость развить у каждого школьника коммуникативные умения — реализацию соответствующей задачи берет на себя весь педагогический коллектив. Умение же первого знакомства, столь важное для ранней юности, курирует классный руководитель, ведущий группу старшеклассников.


Третий вариант. Программа составляется поступенча-тым образом, содержание воспитания разбивается на возрастные периоды школьной жизни. Каждый раздел — это освоение, усвоение и присвоение новых для школьника ценностей как частного проявления наивысших. Например, если ценность Дисциплины выдвигается в качестве содержания воспитательного процесса, то сначала с детьми осмысливается умение выполнять социальные нормы поведения; далее трактуется дисциплина как уважение к другому человеку; позже изучается и анализируется роль дисциплины в социальном устройстве общества; наконец, выяв-

* ляется личностный смысл дисциплины для каждого конкретного человека, поставившего перед собою какую-то цель.

Наличие программы воспитания значительно облегчает профессиональный труд педагога, открывает ему дорогу к предварительной профессиональной подготовке в летнее время, к подбору специального материала для предстоящей работы с детьми. Но существование программы столь же много улучшает и положение детей в школе: с каждым

• годом им становится интересно продвижение по ступеням - познания жизни, ее усвоения и присвоения новых ценностей для себя, они духовно наполняются и чувствуют, как взрослеют и умнеют.

Внепрограммное же воспитание итоговым результатом имеет следующее. Однажды в совместной игре второклассников и десятиклассников педагог спросил всех участников, чем же отличаются малыши от старших. И де- -ти сказали: "Старшие умнее, а мы... лучше".

Внепрограммное воспитание означает духовный тупик, к которому непременно приходит педагог вместе с подросшими детьми, хотя при этом объем и уровень научных знаний повышаются. Наполненный знаниями, может быть, и получит шанс вырасти в духовно богатую личность, но это уже произойдет по воле случая, обстоятельств, стечения благоприятных условий.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как вы понимаете "содержание процесса"? Приведите аналогию содержанию воспитания.

2. Как избежать бесконечного множества содержательных элементов?

3. Проследите за поведением пассажиров, едущих утром на работу, и пассажиров, отправляющихся на отдых в субботний


день: удастся ли вам заметить различие содержания их поездки в общественном транспорте?

4. Назовите систему ценностных отношений, интегрирующих в себе бесконечное множество отношений к окружающему миру.

5. Очертите в общих чертах программу воспитания, отражающую содержание воспитания. Какой вариант программы вы избрали бы в роли руководителя школы?

Литература для самостоятельной работы

1. Афанасьева СП. и др. Что делать с детьми в загородном лагере. М., 1995.

2. Афанасьева СП. "Клуб эрудитов". Выпуск 6. М., 1996.

3. Козлов В. Для тех, кто работает по программе "Я сам".// Воспитание школьников. — 1994. — № 1.

4. Моральные ценности и личность/Под ред. А.И. Тшпарен-ко, Б. О. Николаичева. М., 1994.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.

6. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

7. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998.

Глава 17

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

17.1. Понятие социального пространства

Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство.

Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенном социуме1, имеющем свои пространственные рамки.

В свою очередь, социум размещается в географическом пространстве, которое обладает большим влиянием на физическое, психическое самочувствие людей, а это значит, гово-

1 Социум (лат. socium - общий, совместный) - сообщество, социальное окружение человека. 440


ря о социальном пространстве, нельзя забывать и о пространстве вообще как некоторой протяженности предметов.

Практика школьного воспитания свободно использует специфические характеристики природного пространства: у детей, живущих около моря, школьная жизнь связана с морским бытием — дети событуют с морем; школьники, родившиеся в степи, имеют несколько отличное содержание жизни: они живут в степи, взаимодействуют со степью, осваивают, усваивают и присваивают степь как жизненно значимое; городские дети, подрастающие в каменных мешках современной архитектуры, воспринимают мир через призму урбанизации и имеют отличное от ребенка, живущего на лоне природы, самочувствие.

Социальное пространство — это протяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля, транспорта, аппаратов и прочего.

Многоцветность социальных отношений содержит в себе опыт исторический, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; включает в себя достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе. реальный разворот складывающихся в настоящем новых отношений. И весь этот перелив социальных отношений данного — важного для растущей и входящей в мир личности момента создает социальную ситуацию развития ребенка. Для каждого ребенка она, эта ситуация развития, имеет свой индивидуальный вариант, содержа в себе в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы, и разворачивается перед ребенком как микросреда, а для самого ребенка как единственно возможная и единственно существующая среда, как характеристика жизни, в которую он входит.

Социум формирует представление (картинку) о существующих связях общества с миром и в обществе. Если связи традиционны, ребенок быстро осваивает эту картинку реальности и, так как у него пока нет иного варианта, принимает воспринимаемое за единственно возможное. Когда говорят "среда воспитывает", подразумевается, что


ребенок прожил тот спектр социальных отношений, который ему предоставило социальное пространство.

В социуме как в предназначенном для жизни человека пространстве ребенок проявляет и утверждает свое "Я", функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность. Когда говорят "среда воспитывает", понимают под сказанным, что только в социальной среде рождается "Я", только в единении с другими эмансипируется1, автономизируется2 личность.

Но, разумеется, социальное пространство как таковое, во всем своем ответе, не может выступать субъектом воспитательного процесса и ставить цель. Через слагаемые социального пространства социум оказывает формирующее и развивающее влияние.

И, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия — вот основной перечень этих слагаемых социального пространства. Индивидуальна пооче-редность их влияния на личностное становление, но столь же индивидуальна и сила влияния на характер становления. Для малыша решающим будет семейное пространство. Его влияния первичны и во многом неисправимы, поэтому часто говорят, будто основы воспитания ребенок получает в семье.

Школьная среда предоставляет ребенку большие возможности для личностного роста, так как в школе он непосредственно выступает членом группы равных и в этой роли связан множеством нитей социальной зависимости. К тому же, эмансипируясь с возрастом от родителей, он обретает в одноклассниках референтную группу3, и в ходе школьной жизнедеятельности играет новую для себя социальную роль.

Сравним хврвктеристики социвльного прострвнствв семьи и социвльного прострвнствв школы нв простом эпизоде жизни ребенка, по-разному зввершвющемся в этих рвзных обстоятельствах.

1 Эмансипация — (лат emancipatio) — освобождение от зависимости.

2 Автономизация (гр. autos cam + nomos закон) - приобретение способности к саморегулированию, к самоуправлению.

3 Референтная группа (англ. reference - сообщение, рекомендация) — группа эталонная, ценностные ориентации которой являются для личности эталоном.


Игра "Горячо-Холодно". Внук подглядывает, куда бабушка прячет предмет. Она это видит, но прощает такую слабость любимому внуку. Тот же ребенок в той же игре в школьных условиях при таком же поведении исключается из игры детьми: 'Ты не будешь играть, ты нечестно играешь". Суровый закон социальной группы оснащает

*s ребенка социально необходимым, чего не дает всепрощающая, лю-

'■ бящая, воспринимающая семья.

Группа по творческим интересам (шахматы, танцы, спорт, краеведение и другое) обладает своим особым влиянием. Во-первых, ребенка туда влечет интерес, и, значит, он очень дорожит правом состоять членом этой группы, что, в свою очередь, означает полное и беспрекословное принятие ребенком законов этой группы. Во-вторых, через данную групповую деятельность он утверждает свое индивидуальное "Я" в большей степени, чем в какой-либо другой социальной группе. И, наконец, в-третьих, творческая деятельность предоставляет ему возможность проживать счастье в высокой степени удовлетворенности жизнью. Вот почему дети в кружки, секции, спортшколы и клубы бегут, несутся, стремятся, торопятся, летят, как на крыльях.

Для ранней юности, когда завершается интенсивное познание своего "Я" и формируется жизненная позиция, акценты воспитательные перемещаются на группу свободного общения. Здесь, в свободном диалоге с другим "Я" юность глядится в себя, а в общении с противоположным полом, вьывляя мужское и женское начало, формирует свою социально-половую роль.

Социальное пространство разворачивает перед подрастающим ребенком все более широкий спектр социальных отношений через присутствие его в различных социальных группах. При этом, разнообразие микрогрупп вписано в общий контекст на улице, в транспорте, в общественных учреждениях, через радио, телевидение, кино, книги, фоно- и видеозаписи.

Современная культура, благодаря своим научно-техническим достижениям, значительно и стремительно расширяет социальное пространство ребенка, который довольно рано покидает свой первый узкий мирок домашнего очага. Еще вчера зная только свой двор, район, город, село, сегодня он пересекает географические пояса, путешествуя по странам.

Все отчетливее обнаруживается стирание границы между миром взрослых и детей. Последние становятся равными участниками жизни, и разграничение социально-


го пространства взрослых и социального пространства детей уходит в прошлое, неся с собой как положительное, так и отрицательное влияние на детство.

Демократизация общества, гуманизация отношений, ассимиляция культур, интеграция стран и сообществ преобразуют социальное пространство из гетерогенного вчера в гомогенное1 сегодня. Ребенок города и села, белорусского или татарского, скажем, окружения, семьи рабочего или семьи интеллигента находится в принципиально одинаковом социальном







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.