Здавалка
Главная | Обратная связь

Неравномерность развития



Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспита­тельную деятельность. Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек стано­вится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды — быстрее, в другие — медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непро­порционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в ди­намике которого также есть значительные колебания, обуслов­ленные неравномерностью созревания нервной системы и раз­вития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде все­го в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре созна­ния, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведе­нии, уровне социального развития. Духовное развитие подчиня­ется ряду общих закономерностей.

1. Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется.

Размышляя о таинствах человеческого развития, Л.Н. Тол­стой писал: «От пятилетнего ребенка до меня — только один шаг. От новорожденного до пятилетнего — страшное расстоя­ние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несуще­ствования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижи­мость». Великий знаток человеческой природы чувствовал то, что ученые впоследствии доказывали строгими научными ме­тодами.

2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях психические функ­ции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий име­ют временный, преходящий характер.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины сензитивности — неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на ос­нове уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-Маугли? Ответ ясен — был упущен сензитивный период, отве­денный природой для формирования этого качества. Если ре­бенок к определенному времени (обычно к 1,5—2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное бу­дет все труднее. Точно так же можно сказать о всех других ка­чествах — физических, психических, социальных, нравствен­ных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, за­держка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сензитив-ные периоды развития хорошо изучены. Под пристальным контролем педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (млад­ший и средний школьный возрасты). Недавно американские психологи установили, что возраст от шести до двенадцати лет — это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период — и человеку будет очень трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные ка­чества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации. В этом прояв­ляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с од­ной стороны, психическое развитие представляет собой посте­пенное перерастание психических состояний в черты лично­сти, с другой — их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И.П. Павлов). На пластичности нервной сис­темы основано действие воспитания. Пластичность также от­крывает возможности компенсации: слабые психические функ­ции могут быть компенсированы более сильными, но не менее важными качествами. Например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.