Здавалка
Главная | Обратная связь

Употребление форм русского глагола.



Глагол (обозначает действие);причастие (обозначает признак предмета по действию); деепричастие(обозначает признак признака предмета). Глагол имеет самое большое количество грамматических категорий (11): вид(совершенный и несовершенный);наклонение (изъявит., сослагательное и повелит.);время (наст., прошед. и будущее);лицо (1-е ед. и мн. числа; 2-е ед. и мн. числа; 3-е ед. и мн. числа); залог (действит-ый, страдат., возвратный). Категория вида глагола. Совершенный вид (гл. отвечает на вопрос что сделать?) указывает на то, что действие свершилось, состоялось. Основным для глаголов совершенного вида является значение конкретного единичного действия, иногда совершающегося несколько раз, но представленного как факт: Андрей пять раз переписал этот текст. Несовершенный вид (гл. отвечает на вопрос что делать?) указывает на то, что действие находится в развитии и обозначают процесс, протяжённый во времени, или обычно повторяющееся действие: Мальчик долго рассказывал о своих приключениях в тайге. Некоторые русские глаголы могут образовать двоякие формы несоверш. вида с суффиксом -ыва-/-ива- и чередующимися корневыми гласными -о-/-а-. В истории русского языка таких пар было достаточно много. Постепенно один из членов пары оставался за пределами нормы, и сейчас словари указывают на несколько возможных вариантов: заподозривать и заподазривать, обусловливать и обуславливать, сосредоточивать и сосредотачивать, удостоивать – удостаивать, унавоживать и унаваживать, условливаться и уславливаться и некоторые др. Существуют глаголы, называемые двувидовыми, так как их видовую принадлежность можно определить только в контексте. например: В данный момент я исследую напряжение в сети, а в следующем году я исследую поведение аквариумных рыбок. Не допускается образование гл. несоверш. вида с суффиксом -ыва-/-ива- от двувидовых глаголов типа адресовать, использовать. Не следует употреблять и форму «организовывать», потому что в современном русском литературном языке гл. организовать имеет значение как соверш., так и несоверш. вида. Большинство гл. могут составлять пару с близким по лексическому значению, но противопоставленным по виду гл., образуя так называемые видовые пары. Чаще это однокоренные слова, различающиеся: а)приставкой: делать – сделать, писать – написать; б) суффиксом: отказать – отказывать; выполнить – выполнять; в) ударением: нарезать – нарезать; г) основой в результате чередования: догнать – догонять. Пару могут составлять гл. с разными корнями(синонимы): взять – брать, уложить – укладывать. Нужно различать уместность произнесения просьбы и приказа: Не наступи на стекло – Не наступай на стёкла!

Категория наклонения глагола. Отношение содержания высказывания к реальности выражается категорией наклонения глагола. Изъявительное наклонение характеризует действие и ситуацию в целом как имеющие место в реальности( Я часто езжу в деревню.). Сослагательное и повелительное наклонения иллюстрируют нереальные (возможные или желательные) действия(Я ездил бы в деревню. Поезжай в деревню!). Иногда употребляется форма одного наклонения в значении другого, например: Войди Владимир минутой раньше, и он мог стать свидетелем ссоры. Гл. повелит. наклонения употреблён в значении сослагат.Гл. не имеющих форм повелит. наклонения: видеть, гнить, ехать, жаждать, мочь, слышать, хотеть и др. Категория времени глагола. Не каждый гл. способен образовать все формы времени: в настоящем и будущем сложном времени употребляются гл. несоверш. вида, в будущем простом – только гл. соверш. вида, а в прош. времени – все гл.:

Прошедшее настоящее будущее

Я читал книгу Я читаю книгу Я буду читать книгу

Я прочитал книгу – Я прочитаю книгу

Контрастирующими являются некоторые формы приставочных глаголов прошед. времени с суффиксом -ну-и без него. Нормой является выпадение суффикса во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов, например, одежда промокла (промокнула находится за пределами литературной нормы). Если же глагол бесприставочный, то имеющийся в инфинитиве суффикс остаётся и в форме прошедшего времени. Однако не всегда возможно использовать такой алгоритм. Некоторые глаголы в силу своей семантики не могут употребляться без суффикса: прикрикнуть – прикрикнул, прикрикнула, прикрикнуло, прикрикнули. Суффикс -ну-, придающий глаголу значение мгновенности, однократности (толкнуть, шевельнуть, кольнуть), принадлежит общелитературному языку, а его экспрессивный вариант -ану-, диалектного происхождения, обозначающий резкость, напряжённость мгновенного действия (толкануть, стегануть, резануть, пугануть), связан с разговорной речью, часто граничащей с просторечием.

Категория лица глагола. Если гл. стоит в форме 1-го лица, то субъектом высказывания выступает говорящий: Я читаю. Если гл.стоит в форме 2-го лица, то субъектом высказывания является собеседник: Вы очень скоро устанете. 3-е лицо гл. показывает, что субъект действия не участвует в текущей речевой ситуации: Они часто не приходят на занятия. Затруднение при образовании личных форм гл. может возникнуть в связи с чередованием гласных и согласных в корнях некоторых гл.: глядеть – гляжу, хотеть – хочу, течёт – теку, полоскать – полощу и др.нормативные формы таких гл. нужно запомнить, или обращаться к словарям. Ошибки, связанные с употреблением гл. форм, часто приводят к смысловому и стилистическому разрушению всего текста. -ошибка при образовании гл. форм связана с тем, что некоторые гл., спрягаясь, не употребляются в форме 1-го, реже 2-го лица. Такие гл. называются недостаточными. Причины этого – или в структуре, или в семантике гл. С точки зрения структуры не образуют форм 1-го лица глаголы с основой на -д, -т, -з, -с: висеть, галдеть, дерзить, защитить, победить, ощутить, шелестеть. Семантическими причинами, препятствующими образованию форм 1-го (и 2-го) лица ед. ч., могут быть: бессубъектность действия, т.е. речь идёт о безличных гл.: вечереть, знобить, рассветать; несоотносимость с действием человека: ржаветь, зазеленеть, теплеть; совместность действия: клеиться, сбегаться, скопиться, столпиться, разлетаться. Также не имеют форм 1-го лица гл.: затмить, зиждиться, образоваться, очутиться, приютиться, полыхать, дудеть, чудить и др. Есть гл., имеющие форму 1-го лица, но её употребление в литерат. языке нежелательно: пылесосить – пылесошу (в разговорн. речи). Образование и употребление причастий. Причастие - особая форма глагола, не выражающая самостоятельного грамматического значения времени, но обозначающая дополнительное действие, предшествующее основному, выраженному личной формой глагола. Следует помнить, что:во-первых, в современном рус. яз. причастия не образуются от гл. будущ. времени: «Все, поедущие к морю, получат незабываемое удовольствие»; во-вторых, причастие может быть образовано только от гл. изъявит. наклонения;в-третьих, причастия наст. времени образуются от гл. несоверш. вида;в-четвёртых, от непереходных гл. образуются причастия страдательного залога;в-пятых, от ряда гл. образуются не все разновидности причастий. В причастиях, образованных от бесприставочных гл. с суффиксом -ну-, сохраняется суффикс: глохнуть – глохнувший; мокнуть – мокнувший. Образование и употребление деепричастий. Деепричастия образуются только от гл. изъявит. наклонения наст. или прошед. времени. Из форм: взяв – взявши, решив – решивши деепричастия прошед. времени с суффиксом -вшисчитаются устаревшими. в парах деепричастий: положив – положа (сказать положа руку на сердце); сломив – сломя (броситься сломя голову); и др. вторая форма устарела и сохраняется во фразеологических сочетаниях. Деепричастия, образованные от гл. несоверш. вида быть – будучи, играть – играючи, имеют в своём составе нехарактерный для деепричастий наст.времени суффикс -чи, который сохраняется в некоторых устойчивых выражениях: сделать играючи; долго ли умеючи. Образованные по модели деепричастий, такие языковые единицы используются в речи в качестве наречий образа действия. Категория залога.В гл-ных формах выделяют три залога: действительный, страдательный и возвратный. Действительный залог имеет значение «здесь – сейчас – автор – адресат»: Вы хорошо подготовились к семинару. Страдательный залог употребляется для выделения самого факта действия без указания на деятеля (субъекта): Работа выполнена отлично… (не называется субъект действия, а констатируется факт выполнения). Некоторые действительные причастия наст. времени на -щийся- совпадают в значении со страдат. причастиями на -мый: рукав, пришивающийся (пришиваемый) к пройме; товар, выставляющийся (выставляемый) на витрину; документы, однако в сочетаниях типа: реакция, вызывающаяся (вызываемая) медицинским препаратом – следует предпочесть страдательное причастие.Гл. и их формы, имеющие в своём составе суффикс -ся (по аналогии с возвратным местоимением себя), называются формой возвратного залога. Образуются пары, отличные в стилистическом отношении: стучать – стучаться, грозить – грозиться. Возвратный залог указывает на большую интенсивность действия и, как правило, подчёркивает разговорный или просторечный оттенок высказывания. Так же при использовании глаголов на -ся следует учитывать возможность совпадения у них разных значений, например страдательного и возвратного, что может внести неясность: Каждое утро сюда собираются бездомные собаки – сами приходят или их собирают? Выбор этих причастий зависит от того, что мы хотим сказать.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.