Здавалка
Главная | Обратная связь

Методологический раздел программы исследования



 

Задача: обоснование общего замысла и стратегии социологического исследования.

 

3.1.1. Обоснование исследовательской проблемы.

 

Вообще говоря, проблемой следует считать осознанное противоречие между наличием потребности и отсутствием средств её удовлетворения. Проблема исследования может быть вызвана научной проблемой или практической, а может вытекать одновременно из противоречий в науке и в практике.

 

3.1.2. Цель и задачи социологического исследования.

 

Постановка цели определяется характером выявленной проблемы. Целью исследования должно быть решение этой проблемы или, по крайней мере, вклад в её решение. Цели социологического исследования могут подразделяться в зависимости от характера проблемы на научные и прикладные.

Исходя из цели исследования следует сформулировать частные исследовательские задачи, последовательное решение которых обеспечит достижение поставленной цели.

 

3.1.3. Предмет и объект социологического исследования.

 

Предмет и объект исследования определяются в соответствии с поставленной целью. В исследованиях сугубо научного, фундаментального характера сначала определяется предмет, а затем объект. Предметом исследования следует считать те социальные явления, процессы и взаимосвязи между ними, которые подлежат изучению. Объект – это те люди или результаты их деятельности, информация о которых может послужить материалом для обоснования выводов о существе изучаемого предмета. Выбор объекта диктуется характером предмета исследования.

В социологии наиболее широко применяются четыре метода организации объекта исследования:

1. выборочный;

2. панельный;

3. исследование отдельного случая (case study);

4. экспериментальный.

 

Выборочный метод организации объекта исследования означает, что в качестве объекта исследования берётся не вся совокупность людей, интересующих социологов, а лишь часть, которая достаточно точно воспроизводит свойства целого. Эта часть, называемая выборкой, является моделью генеральной совокупности. Выборка должна основываться на репрезентативности, т.е. способности представлять генеральную совокупность в силу совпадения тех их статистических характеристик, которые интересуют исследователя.

Итак, выборка – это репрезентативная часть генеральной совокупности, избираемая в качестве объекта исследования.

Согласно закономерностям, открытым статистиками и математиками, максимальная репрезентативность обеспечивается, если выборка является случайной, т.е. единицы её составляющие отбираются из генеральной совокупности произвольно, но при условии, что вероятность быть отобранным для всех этих единиц одинакова. Добиться равной вероятности отбора в практике проведения социологического исследования очень сложно, поэтому в реальном процессе применяются различные способы построения случайной (вероятностной) выборки.

Механическая выборка (или систематическая) основана на отборе каждой k-й единицы (каждой десятой, сотой, тысячной и т.д.) из общего списка генеральной совокупности.

Серийная выборка (кластерная или гнездовая) основана на случайном отборе подлежащих исследованию серий (кластеров) – групп единиц, естественным образом концентрирующихся в определённых местах.

Стратификационная выборка основана на случайном отборе единиц из нескольких слоёв, внутренне однородных, но различающихся по какому-либо существенному для исследователей признаку совокупностей, составляющих генеральную совокупность.

Квотная выборка основана на отборе единиц разного типа в заранее определённых количествах. Построение такой выборки предполагает наличие точной информации о статистических характеристиках генеральной совокупности.

Решение вопроса о том, какого типа выборку использовать, зависит от целей исследования и свойств генеральной совокупности.

Панельное исследование определяется целью изучить, изменяются ли с течением времени мнения, поступки определённой категории людей (избирателей, потребителей и т.п.) или нет. В этом случае, чаще всего, социологи используют панельный метод организации выборки объекта.

Панель – это отобранная совокупность людей, которая служит в качестве модели изучаемой генеральной совокупности и периодически исследуется на протяжении длительного времени (например, измерение рейтингов).

Метод изучения отдельного случая (case study). Кейс – это подлежащая изучению ситуация, целостное, детальное описание, анализ и объяснение которой, имеет решающее значение для достижения цели исследования (чаще всего используется в прикладных исследованиях, например, текучесть кадров на том или ином предприятии, отсев студентов и т.п.).

Специальным методом организации выборки является эксперимент. Эксперимент – это исследование, призванное выявить причинно-следственные связи в искусственно созданной и контролируемой исследователями ситуации. Объект исследования в этом случае составляется из двух частей: экспериментальной, которая подвергается воздействию изучаемого фактора, и контрольной части, которая находится в таких же условиях, за исключением действия изучаемого фактора.

Все четыре метода организации объекта исследования – выборка, панель, кейс, эксперимент – обладают как достоинствами, так и недостатками. Исследователь должен осуществлять выбор метода, исходя из цели и предмета планируемого исследования.

 

3.1.4. Интерпретация основных понятий (операционализация).

 

Интерпретация основных понятий – необходимый момент разработки программы социологического исследования. Поэтому ключевые понятия перед началом исследования следует подвергнуть процедуре операционализации.

Операционализация – это процедура перевода теоретических понятий в переменные и эмпирические индикаторы.

Переменными индикаторами в социологии называются понятия, служащие характеристиками объекта, которые принимают различные значения в зависимости от состояния объекта исследования. Сбор эмпирических данных в ходе исследования является процессом измерения этих переменных.

 

3.1.5. Формулировка рабочих гипотез.

 

Поскольку социолог, планируя исследование, исходит из ещё не решённой проблемы, то он должен на основе опыта, здравого смысла или интуиции сформулировать вероятное её решение в виде гипотезы (гипотез).

Гипотеза – это предположение о наличии и характере связей между переменными. Гипотеза очерчивает поле анализа – систему переменных, которая выступает в качестве предварительной модели объекта исследования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.