Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы сбора данных в эмпирическом исследовании



 

1. Анкетирование – это разновидность (наряду с интервью) метода сбора данных в виде письменных ответов, которые фиксируются опрашиваемыми (респондентами) в специально изготовленном опроснике-анкете. Анкета – это не просто перечень вопросов и ответов. Каждый вопрос выполняет определённую функцию в достижении целей исследования. Выделяют следующие виды вопросов (в зависимости от выполняемой ими функции):

- контактные вопросы, призывающие респондента сконцентрироваться на проблеме;

- вопросы-фильтры, проверяющие респондента на его компетентность как носителя информации;

- вопросы содержательные, направленные на получение информации от респондента собственно по предмету исследования;

- социально-демографические вопросы («паспортные данные», часто называемые «личностным» блоком вопросов).

 

Вопросы анкеты должны исключать ошибки в понимании их смысла и не навязывать подспудно определённый вариант ответа. Следует избегать двойных отрицаний. Вопросы должны быть ясно, однозначно трактуемые и релевантны (т.е. относящиеся к делу).

 

2. Интервью – это вторая (после анкетирования) разновидность метода сбора данных в форме устных ответов на вопросы при личном общении с интервьюером. Виды вопросов для интервью:

- стандартизация «закрытых» вопросов;

- глубинное интервью, побуждающее на личную оценку «открытых» вопросов;

- нарративное интервью, не предполагающее вопросов, а только выслушивание и запись рассказа опрашиваемого.

По форме интервью бывают: уличные, телефонные, офисные, квартирные. Техника интервью предъявляет большие требования к контактности интервьюера.

 

3. Наблюдение. При использовании этого метода устраняется основной недостаток анкеты и интервью – невозможность получить информацию в момент события. Наблюдение – это сбор данных в виде регистрации (записи результата и целенаправленного, непосредственного восприятия событий, явлений).

Наблюдения разделяют на включенное и невключенное.

Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в изучаемом явлении. Цель его – лучше понять смысл, который респондент придаёт изучаемому явлению.

Невключенное наблюдение означает поддержание дистанции с респондентом, что позволяет объективно фиксировать данные и не создавать зависимость поведения самого исследователя от поведения объекта исследования.

По степени формализации наблюдение может быть структурированным, т.е. наблюдатель отслеживает ситуацию по избранным заранее категориям.

Неструктурированное наблюдение ведётся в поисковых исследованиях, где наблюдатель фиксирует всё, что, с его точки зрения, характеризует изучаемый объект. В этом случае очень важна технология наблюдения (правильный выбор позиции наблюдателя, что позволяет устранить «эффект» наблюдателя). Инструментом наблюдения является «дневник наблюдателя».

 

4. Анализ документов – самый безопасный, «кабинетный» метод сбора данных, основанный на регистрации значимых для цели исследования: элементов, свойств, печатных, письменных, графических, видео- или аудио-документов. Анализ документов, как и любой метод сбора данных, имеет количественную и качественную разновидности.

Качественный анализ документов – это обнаружение неявных смысловых структур при помощи так называемого дискурсного анализа, своего рода «психоанализа» текстов, фильмов и т.п.

В социологии чаще применяется количественная версия метода анализа документов – контент-анализ.

Контент-анализ – это создание статистической модели большого массива стандартных документов, отражающих исследуемые социальные явления и процессы. Здесь в качестве стандартных массовых документов в современной социологии рассматриваются, в первую очередь, сообщения масс-медиа: газетные и журнальные публикации, теле- и радиопередачи. Вместе с тем объектом контент-анализа могут стать и массивы частных фотографий, дневников, граффити и т.п.

Основные процедуры контент-анализа предполагают выделение единиц анализа, в качестве которых могут выступать:

- понятия, выраженные в словах и отдельных терминах: например, из области экономики (интенсификация, НТП, методы хозяйствования, управление и самоуправление и т.д.); из области политики (демократия, плюрализм, партия и т.д.); из области нравственности, права (долг, добро, зло, справедливость, законность и т.д.);

- тема, выражения в целых смысловых абзацах, частных текстах, статьях и т.д.;

- имена исторических деятелей, политиков, учёных, деятелей искусства, бизнесменов и т.д.;

- целое общественное событие, официальный документ, факт, случай, которые все несут специфическую нагрузку и могут быть принятыми за единицу анализа.

Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования. Количественную форму результатам анализа придаёт использование единиц счёта (измерения), которыми могут быть в зависимости от цели и предмета исследования частота появления признака в анализируемом массиве документов, число строк в тексте или площадь (в см2) газетной (журнальной) публикации, в которой фиксируется данный признак, продолжительность (в минутах, секундах) телевизионных и радиопрограмм или сюжетов, содержащих признак.

Содержание информации группируется в смысловых единицах (например, промышленность, транспорт, связь, культура и т.п.). Знак информации определяется как «положительное», «отрицательное», «сбалансированное», «нейтральное» отношение и соответственно кодируется как «–» (минус), «+» (плюс), «0» (ноль), «±» (плюс/минус).

Особый элемент техники контент-анализа – построение структурных коэффициентов, выявляющих соотношение различных элементов в структуре анализируемого массива документов. Эти коэффициенты могут иметь прикладное значение. Например, можно измерить количество появлений рекламного объявления, приходящееся на единицу эфирного времени, или количество щитов наружной рекламы, приходящееся на единицу длины улицы. Такие данные могут быть существенными для принятия управленческих решений в сфере размещения и регулирования рекламы.

Основным достоинством контент-анализа можно считать возможность исследовать информационные потоки, играющие важную роль в современной общественной жизни и относительно низкую ресурсоёмкость. Главный же недостаток – косвенный характер информации, предопределяющий предметные ограничения данного метода: анализируются не сами социальные процессы, а результаты их отображения или интеллектуальные процессы, каким-то образом связанные с социальными процессами.

5. Онлайновые опросы – современная технология сбора массовой информации. В современном мире всё более прочные позиции начинают завоёвывать интернет-технологии. Некоторые специалисты-социологи отмечают, что в перспективе значительная часть опросов – политических, маркетинговых, социально-экономических, социокультурных, затрагивающих локальную тематику или ориентированных на специальные группы и т.п. – будет осуществляться через web-сеть (далее веб-сеть). Техническое обеспечение таких опросов уже сейчас практически возможно благодаря использованию тестов, трёхмерных изображений, видео-сюжетов, электронной почты, в том числе в режиме прямого диалога, телефонной связи.

Новый – онлайновый – опрос возник в конце XX века и во всех своих важнейших аспектах учитывает всё ценное, что было найдено и закреплено в ранее созданных и используемых различных видах социологических и маркетинговых опросах.

Система онлайновых опросов имеет видимую и предъявляемую респондентам и клиентам часть и скрытый от посторонних наблюдателей механизм, предопределяющий рабочие свойства этой системы. Программное обеспечение онлайнового опроса играет определяющую роль, так как от него зависит, каким образом накапливается и эксплуатируется респондентская панель, задаются важнейшие параметры рассылки респондентам, их взаимодействия, определяются возможности социолога в использовании тех или иных типов социологических вопросов, шкал и т.п.

В современной социологии выделяются, по крайней мере, три важнейших тематических направления онлайновых опросов:

1. изучение сетевого поведения и отношения пользователей Интернета к технологическим и социокультурным аспектам развития электронной Паутины;

2. исследование потребительских установок и поведения на различных рынках товаров и услуг, особенно потребительских интересов специальных групп (территориальных, демографических и социокультурных);

3. изучение социальных и политических установок, в том числе электоральных предпочтений, отношения к региональным проблемам, международной политике, рейтингу политика и пр.

 

Создание панелей онлайнового опроса базируется на двухступенчатой выборке: сначала комплектуется респондентская панель, а затем из неё случайным образом извлекается квотная выборка, репрезентирующая генеральную совокупность по контролируемым исследователем параметрам.

В онлайновых опросах существуют следующие панели: общие, специализированные и локальные, национальные и глобальные.

Панели общего типа включают в себя представителей всех групп населения, имеющих доступ к Интернету. В этом случае используют в основном пассивные приёмы построения сети (например, просьба зарегистрироваться для участия в опросах случайных посетителей сайтов исследовательской компании или её клиентов).

В специализированной панели используется одноступенчатая выборка из списка членов изучаемой структуры или выборка узкоспециализированной панели (экспертная панель).

К концу XX столетия специалистам удалось реализовать методику онлайнового опроса, которая на сегодняшний день признана наиболее удачной. Речь идёт об онлайновой системе «InterSurvey” (http:www.intersurvey.com), синтезирующей в себе достижения академической науки и современные электронные технологии.

Точность результатов для всей выборки в таких опросах составляет плюс-минус 4%. Наиболее успешен результат, по мнению специалистов онлайновых опросов, наблюдается в опросах о ходе избирательных кампаний.

Каждый онлайновый респондент опрашивается, как правило, в среднем раз в неделю. Если опрос проводится в течение 24-х часов, то удаётся охватить 60% исходной выборки; если в течение 48-ми часов, то 75 %.

Все данные автоматически передаются в соответствующие архивы, обрабатываются по заранее составленному правилу (заданию) и в табличной форме передаются для описания аналитикам системы «InterSurvey”. В своих опросах они используют видео и трёхмерную графику; каждый респондент имеет возможность получить ответ на все возникающие у него вопросы в реальном времени.

Нет сомнения, что в ближайшие годы мы станем свидетелями бурного развития онлайновых технологий опроса не только в США и западноевропейских странах, но и в России.

Однако использование Интернет-технологий для проведения социологических опросов в России имеет ряд существенных ограничений, которые можно разделить на объективные и субъективные.

 

Объективные ограничения веб-опросов в России:

1. очень низкий уровень Интернет-плотности;

2. неравномерность интернатизации (в основном это столицы, крупные города);

3. недоступность Интернета всем слоям общества;

4. неразработанность техники и методики проведения сетевых социологических опросов;

5. неготовность людей к участию в веб-опросах: уход от заполнения анкеты – игнорирование; случайные, игровые заполнения (для забавы); намеренное искажение информации о себе и т.п.

6. повторные и многократные ответы на электронную анкету.

 

Субъективные ограничения веб-опросов в России:

1. неадекватное понимание сути веб-опросов;

2. недооценка преимуществ и перспектив веб-опросов;

3. исследовательская регидность (неумение и нежелание отойти от привычных методов);

4. манипулятивный подход к респонденту как участнику социологического исследования.

 

Итак, проведение социологического исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, поэтому исследователю следует позаботиться о надёжной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. В целом социологическое исследование удаётся тогда, когда есть уверенность, что весь объём необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми научными требованиями.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какой из методов сбора данных можно назвать «качественным»?

а) стандартизированное интервью;

б) нарративное интервью;

в) анкетирование с помощью вопросов-шкал.

2. Что называется в социологии панельным исследованием?

а) одновременное проведение нескольких исследований;

б) серия уличных интервью;

в) ряд повторных обследований одной выборочной совокупности.

 

3. Что понимается в социологии под операционализацией?

а) процедура перевода теоретических понятий в переменные и эмпирические индикаторы;

б) определение последовательности действий по реализации исследовательского проекта;

в) процедура перевода теоретических гипотез в эмпирические данные.

 

4. Какие вопросы называются «закрытыми»?

а) вопросы, на которые респондент уже дал ответы;

б) вопросы, ответы на которые нужно выбрать из фиксированных наборов вариантов;

в) вопросы, ответы на которые даются анонимно.

 

5. Какая группа терминов обозначает виды выборок?

а) механическая, серийная, квотная;

б) случайная, типичная, генеральная;

в) панельная, линейная, серийная.

 

 

6. Что в социологии понимается под репрезентативностью?

а) характеристика эмпирических данных, указывающая на их точность и наглядность;

б) характеристика метода сбора данных, указывающая на его адекватность предмету исследования;

в) характеристика выборки, указывающая на её способность представлять генеральную совокупность.

 

7. Что называется корреляцией?

а) логико-смысловая связь между высказываниями;

б) статистически значимая связь между переменными;

в) операция анализа статистических данных.

 

8. Что такое включенное наблюдение?

а) наблюдение за поведением респондентов, проводимое в рамках интервью;

б) наблюдение, которое исследователь ведёт, участвуя в изучаемом событии или процессе;

в) наблюдение, которое заранее было включено в программу исследования.

 

9. Что такое инструментарий исследования?

а) совокупность средств реализации применяемых методов сбора данных;

б) технические устройства для обработки социологической информации;

в) разработанные исследователями анкеты и инструкции по их применению.

 

10. К какой категории методов относится контент-анализ?

а) качественные;

б) количественные;

в) синтетические.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.