Здавалка
Главная | Обратная связь

Воспитательная: привить любовь и бережное отношение к природе

Биология

Класс

Количество часов по программе-68.

Количество часов по плану-68.

Контрольных работ – 15

Лабораторных работ –25

Программа В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш

Дрофа Москва 2001

Учебный комплекс для учащихся:

Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. – В.В. Пасечник.

Рабочая тетрадь – 6 класс.

Методическая литература для учителя:

А.А. Калинина: Поурочные разработки по биологии. М.: Вако, 2005.

М.М. Боднарук: Занимательные материалы и факты по общей биологии. В.: Учитель, 2007.

Л.А. Гребеник: Тесты по биологии. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Цель:

Образовательная: Сформировать у учащихся знания о живой природе, природе родного края,

Развивающая: научить применять полученные знания на практике

Воспитательная: привить любовь и бережное отношение к природе




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
№ урока Тема Тип урока Триединая цель Общеучебные умения и навыки Форма организации обучения Форма контроля Оборудование Межпредметные связи Домашнее задание
Биология-наука о живой природе. УФНЗ Обучающая:Сформировать знания о биологии как науке, раскрыть роль организма в природе и в жизни человека, показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой обитания. Воспитательная:Формировать интерес к изучению раздела о животных, любознательность. Развивающая:обогащать словарный запас, развивать глазомер. Знакомство с методическим аппаратом учебника, правилами работы с ним. Инструктаж по технике безопасности. Рассказ с элементами беседы. Использование дополнительного материала заданий занимательного характера. ______ Стенд «Система живой природы», живые растения, гербарии, таблицы с изображениями животных. Грибов. история Статья «Как работать с учебником». Введение. Вопросы.
Экскурсия-многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных. УФНЗ Обучающая:Показать многообразие растений и животных их связи с окружающей средой; ознакомить с осенними явлениями в жизни растений и животных. Воспитательная:воспитывать бережное отношения к природе, любознательность. Развивающая:Развивать наблюдательность, трудолюбие, настойчивость.   Учить наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Вводная беседа. Групповая самостоятельная работа по заданиям. Обсуждение результатов. Оформление отчетов. Проверка отчетов. Бумага, ручка, карандаш. природоведение, краеведине Оформить отчет по заданию.  
Устройство увеличительных приборов. Лаб. Работа «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ним» УФНЗ Обучающая:Повторить устройство микроскопа и лупы, изучить правила пользования микроскопом. Воспитательная:Прививать культуру учебного труда, воспитывать бережливое отношение к школьному оборудованию. Развивающая:обогащать словарный запас, развивать глазомер. Отработка умений работы с увеличительными приборами. Беседа, рассказ, работа с рисунком, инструкции. Лабораторная работа. Работа в тетради. Наблюдение, проверка итогов работы в тетради. Микроскоп, ручные лупы, штативные лупы, ванночки, вареный картофель, яблоки, микропрепарат. физика &1 Вопросы. Принести луковицу.
Строение клетки. Лаб. Работа «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» УФНЗ Обучающая:Сформировать понятие об оболочке, цитоплазме ядре, вакуолях, научить готовить микропрепарат и рассматривать его в микроскоп. Воспитательная: Воспитывать потребность к качественному выполнению работы. Развивающая:развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память 1 Соблюдение правил приготовления микропрепарата и пользования увеличительными приборами. 2 Схематическое изображении строения клетки. 3 Работа с рис. учебника. Рассказ объяснение с использованием таблиц, работа с рисунком. Выполнение лабораторной работы. Оформление в тетради. Наблюдение за ходом лабораторной работы. Проверка результатов в тетради. Т.Строение клетки, микроскоп, предметное и покровные стёкла, пипетки, препаравальные иглы, салфетки, фильтровальная бумага, луковица, раствор йода. цитология & 2 1-3 стр. 20
Пластиды. Лаб. Работа «Пластиды в клетках листа элодеи» Комбинированный урок Обучающая:Продолжить формирование умений использования микроскопа и приготовления микропрепарата, закрепить и расширять знания о строении клетки (пластидах). Воспитательная:Воспитание культуры учебного труда. Развивающая:развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас Отработка навыков приготовления микропрепарата, пользование микроскопом, соблюдение правил техники безопасности. Беседа приготовление микропрепарата, рассматриваем в микроскоп, зарисовываем. Контроль за ходом выполнения работы. Проверка тетрадей с отметками. Т.Строение клетки, микроскоп, предметное и покровные стёкла, пипетки, препаравальные иглы, салфетки, фильтровальная бумага, листья элодеи, раствор йода. цитология & 2
Жизнедеятельность клетки Комбинированный урок. Обучающая:Дать учащимся первоначальное представление о жизнедеятельности клетки. Воспитательная:Формировать любознательный, интерес к предмету Развивающая:развивать настойчивость, трудолюбие словарный запас Учить сравнивать клетки, находить сходства и различия, анализировать. Частично-поисковый. Беседа, рассказ, организация работы с учебником, выполнение рисунков. Диктант. Работа с дидактическими карточками. Табл. строение растительной клетки. Табл. Клеточное строение листа.   Цитология, экология &3  
Ткани Комбинированный урок. Обучающая:Дать первоначальное представление о тканях и функциях растительных организмов, их взаимосвязи. Воспитательная:Формировать любознательность, навыки коллективного труда Развивающая:Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда Составление таблицы, выполнение рисунков в тетради, сравнение, выводы. Частично-поисковый, проблемный. Работа с рисунками учебника, микроскопом. Фронтальная беседа. Индивидуальный опрос. Разгадывание кроссворда. Табл. Строение корня. Табл. Строение стебля. Табл. Клеточное строение листа. Цитология, экология &4 Термины. Вопросы.
Строение и жизнедеятельность бактерий Комбинированный урок. Обучающая:Познакомить с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, животных, раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения, сравнить бактериальную и растительную клетку. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение. Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Используя таблицы сравнить форму бактерий. Найти отличия в строении бактерий и растительных клеток. Составление схем. Работа с терминами. Рассказ с демонстрацией таблиц. Самостоятельная работа с учебником. Зарисовка схем. Решение проблемных вопросов. Выполнение тестовых заданий.   Индивидуальный опрос. Тест. Табл. Строение растительной и животной клетки. Табл. Бактерии Система живой природы. Анатомия, медицина & 5 Сравнить бактерии и растительные клетки. Доп. материал о бактериальных заболеваниях.
Роль бактерий в природе и жизни человека УФНЗ Обучающая:Познакомить с различным группами бактерий, их ролью в природе и жизни человека. Воспитательная:Формировать любознательность, навыки коллективного труда Развивающая:Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда Работа с дополнительной литературой. Составление таблиц. Частично-поисковый. Решение проблемных вопросов. Самостоятельная работа с учебником. Беседа. Оценка сообщений. Индивидуальный опрос с использованием таблиц. Решение познавательных задач. Табл. Бактерии. Табл. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Табл. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Табл. Семейство бобовые. Табл. Строение растительной клетки. Анатомия. экология & 6 Составить таблицу о бактериальных заболеваниях.
Общая характеристика грибов Комбинированный урок. Обучающая:Познакомить с характерными признаками грибов, их строением, питанием, размножением, ролью в природе и жизни человека, сравнить царство грибов с другим царством. Воспитательная:Формировать любознательный, интерес к предмету Развивающая:развивать настойчивость, трудолюбие словарный запас Учить сравнивать и распознавать грибы по таблицам. Ставить эксперимент по выращиванию грибов. Выполнение контрольно тестовых заданий. Рассказ с элементами беседы.   Контрольная работа по теме бактерии. Табл. Бактерии, шляпочные грибы, ядовитые грибы, плесневые грибы, дрожжи, грибы-паразиты. Экология, краеведение & 7 Вырастить грибницу (7 дней0
Шляпочные грибы. Лаб. Работа «Строение шляпочных грибов» УФНЗ Обучающая: Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, с ядовитыми несъедобными грибами, правилами сбора грибов, технологией их выращивания, сравнивать грибы, различать их. Воспитательная:воспитывать ответственность отношение к природе и своему здоровью. Развивающая:развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас Работа с таблицами, экранными средствами, распознавание грибов. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация д/фильма. Решение дидактических задач. Лабораторная работа. Контрольное применение знаний. Решение познавательных задач. Табл. Шляпочные грибы. Табл. Ядовитые и съедобные грибы. Муляжи грибов. Медицина, экология & 8 Повторить стр.16,18. Правила работы с микроскопом. Принести выращенные грибы.
Плесневые грибы и дрожжи. Лаб. Работа «Плесневый гриб мукор и дрожжи». Грибы – паразиты. Комбинированный урок Обучающая: Показать особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве. Воспитательная:воспитание культуры учебного труда, соблюдение техники безопасности. Развивающая:развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление Работа с микроскопом, приготовление микропрепарата. Выполнение рисунков. Отчет по работе. Лабораторная работа. Беседа с использованием таблиц. Инструктаж. Наблюдение за ходом работы. Проверка отчетов.   Выращенные грибы, микроскоп, предметное и покровные стёкла, пипетки, препаравальные иглы, салфетки, фильтровальная бумага. микробиология, медицина & 9 Подготовить дополнительный материал о роли грибов.
Роль грибов в природе и жизни человека. Р.К: грибы, произрастающие в Омской области УФНЗ Обучающая: Познакомить с грибами паразитами, показать роль грибов в круговороте веществ в природе, раскрыть пути использования грибов в народном хозяйстве. Воспитательная: Воспитывать бережливое отношение к природе и своему здоровью. Развивающая:навыки обобщать, анализировать, систематизировать. Работа с рисунками таблицами, распознавание грибов, составление таблицы о роли грибов. Рассказ с использованием таблиц. Сообщения учащихся. Самостоятельная работа по учебнику о роли грибов (таблица в тетради). Итоги фронтальной беседы. Проверка самостоятельной работы. Табл. Грибы паразиты. Табл. Плесневые грибы. Дрожжи. Табл. Шляпочные съедобные и ядовитые грибы. Муляжи грибов. Экология, краеведение & 10
Разнообразие, распространение и значение растений. УФНЗ Обучающая: Познакомить с разнообразием царства растений, местами их обитания, значение в природе и жизни человека. Сформировать понятие о ботанике низших и высших растениях, показать взаимосвязь организма и среды. Воспитательная:Воспитывать бережливое отношение к природе и здоровью. Развивающая:развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас Работа с наглядными средствами. Работа с учебником по сравнению высших и низших растений. Работа с таблицей по сравнению растительной и грибной клетки. Рассказ с демонстрацией гербариев, таблиц, с элементами беседы. Демонстрация диафильма. Выполнение тестовых заданий. Дидактическая игра. Тест, дидактическая игра. Табл. Ядовитые растения. Табл. Редкие растения Омской обл.. Табл. Шляпочные грибы, Ядовитые и съедобные грибы. Гербарий растений разных мест обитания. д/фильм Необычные растения.   Зоология, анатомия, экология, медицина, краеведение & 11 Дополнительный материал «Необыкновенные растения».
Одноклеточные водоросли. Лаб. работа «Строение зелёных водорослей». Комбинированный урок. Обучающая: Познакомить с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности одноклеточных водорослей. Продолжить отрабатывать умение работы с микроскопом. Показать практическое значение водорослей. Воспитательная:Формироватьнаучное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая:развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память Работа с текстом учебника и дополнительной литературой. Приготовление микропрепарата. Работа с микроскопом. Рисунки. Выводы. Работа д/з. Работа с понятиями. Частично поисковый. Лабораторная работа. Работа с дополнительными источниками. Выполнение тестовых заданий. Тестовый контроль по итогам урока. Табл. Одноклеточные водоросли. Микроскоп. Цветущая вода, предметные и покровные стёкла, пипетки. География, экология &12
Многоклеточные водоросли. Комбинированный урок. Обучающая: Познакомить с особенностями строения многоклеточных водорослей. Воспитательная:воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность Развивающая:развивать навыки культуры труда, оказать словарный запас Работа с рисунками, таблицами, с дополнительной литературой. Составление таблиц сравнительного характера. Частично поисковый, проблемный. Организация докладов. Заполнение сравнительной таблицы. Дидактическая игра. Итоги самостоятельной работы. Разгадывание кроссворда. Табл. Одноклеточные водоросли. Табл. Многоклеточная водоросль улотрикс, спирогира, морские водоросли География, экология &12 Вопросы для викторины.
Лишайники   Р.К: лишайники встречающиеся на территории Омской области Комбинированный урок. Обучающая: Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников, как симбиотических организмов; с приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. Воспитательная:Формировать навыки работы с оборудованием, научное мировоззрение Развивающая:Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать Учить планово изучать материал. Сравнивать одноклеточные и многоклеточные водоросли. Индивидуальная работа, составление таблицы сравнения характеристик. Выполнение тестового задания. Частично поисковая беседа. Самостоятельная работа на сравнение водорослей. Тестовый контроль знаний. Табл. Одноклеточные водоросли. Табл. Многоклеточные водоросли. Морские водоросли. д/фильм Лишайники. Табл. Лишайники. География, зоология, краеведение &13
Мхи. Лаб. Работа «Изучение строения мха» Комбинированный урок. Обучающая:Познакомить учащихся с характерными особенностями высших растений на примере мха. Показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями. Познакомить со средой обитания и распространения мхов, раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Учить внимательно слушать объяснения и плавного фиксировать в тетрадь главные мысли. Находить сходство и различие мхов по рисункам. Рассматривать особенности строения мхов в микроскоп. Частично поисковая беседа с демонстрацией таблиц. д/фильм Гербарии. Решение познавательных задач. Проверка тестов. Оценка результатов работы с таблицей. Решение познавательных задач. Т. Кукушкин лён, мох Сфагнум, гербарий кукушкиного льна и сфагнума, микроскоп, пред. и покровные стёкла, пипетка. География, зоология, краеведение &14
Плауны, хвощи и папоротники. Лаб. Работа «Изучение строения спороносящего папоротника» Комбинированный урок. Обучающая:Познакомит учащихся с особенностями строения папоротников. С признаками их более высокой организации по сравнению с мхами. С ролью папоротников разных растений в природе. Их практическом значении в жизни человека, охраной данной группы растений. Воспитательная:Формировать интерес к изучению раздела о животных, любознательность. Развивающая:обогащать словарный запас, развивать глазомер. Учить работать с таблицами. К/Ф. Составлять схему, наблюдать. Усовершенствование в ходе эволюции. Работать с раздаточными материалами, терминами. Частично поисковый. Лабораторная работа. Плановая характеристика растений. Решение познавательных задач. Демонстрация д/фильма. Составление сводной таблицы. Индивидуальный дифференцированный опрос. Т. Кукушкин лён, сфагнум, папоротники, хвощи, плауны, гербарий папоротника, живые комнатные растения папоротники, Т. Что получают из каменного угля. История, экология, география & 15 Повт. & 14  
Голосеменные. Лаб. Работа «Изучение строения хвои и шишек хвойных» Комбинированный урок. Обучающая:Познакомить учащихся с многообразием голосеменных растений, особенностями их строения. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека. Воспитательная:Продолжать формировать навыки работы с микроскопом, интерес к изучению раздела о животных, любознательность. Развивающая:развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие. Исследовать раздаточный материал, сравнивать, делать выводы. Составлять таблицу. Проблемный. Лабораторная работа. Работа с д/фильмом. Промежуточный контроль. Цифровой диктант. Фронтальная беседа. Т. Голосеменные. Т. Папоротник, кукушкин лён, сфагнум, улотрокс, ветки и шишки сосны и ели, коллекция голосеменных. гография & 16 Подготовка к контрольной работе.
Покрытосеменные УФНЗ Обучающая:Обобщить и углубить знания учащихся об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значении в природе и жизни человека покрытосеменных растений. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений, меры охраны редких и исчезающих видов. Воспитательная:Формироватьнаучное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая:развивать навыки культуры труда, глазомер, формировать оперативную память Показать взаимосвязь строения и функций. Наблюдать усовершенствование в ходе эволюции. Составление таблиц. Коррекция знаний. Дополнительная информация из книги рекордов Гиннеса. Самостоятельная работа с книгой. Контрольная работа по царству растений. Т. Водоросли. Мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные, редкие растения Омск. обл, плоды, гербарий цветковых растений. география & 17 Подготовить дополнительный материал об удивительных цветковых растениях.  
Строение семян двудольных растений. Лаб. работа «Изучение строения семян двудольных растений». Комбинированный урок. Обучающая:Познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных растений, раскрыть знания учащихся о значении семян в жизни растений, преимуществам семян перед спорами Воспитательная:Продолжать формировать навыки работы с микроскопом, интерес к изучению раздела о животных, любознательность. Развивающая:развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие. Наблюдать составлять схему, зарисовывать, обобщать, делать выводы. Частично поисковый, проблемный. Лабораторная работа.   Проверка лабораторной работы. Т. Покрытосеменные, строение и прорастание семян фасоли, горох, раздаточный материал - семена фасоли, гороха   & 18 Принести семена  
Строение семян однодольных растений. Лаб. Работа «Изучение строения семян однодольных растений» Комбинированный урок. Обучающая: Развить знания учащихся о строении семян на основе изучения строения семян однодольных растений. Воспитательная:Формировать любознательность, интерес к предмету Развивающая:Формировать оперативную память, развивать настойчивость Работать в заданном темпе по инструкции, составлять схему, зарисовывать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Организация эвристической беседы. Лабораторная работа. Проверка лабораторной работы. Т. Строение семени фасоли, пшеницы, зерновки пшеницы, бритвы, скальпели, лупы, иглы, ванночки.     & 18
Виды корней и типы корневых систем. Лаб. работа «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы». Комбинированный урок. Обучающая: Сформировать знания о видах корней и типах корневых систем, познакомить с функциями корней. Воспитательная:Формировать любознательность, навыки коллективного труда Развивающая:Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда Самостоятельно пользоваться раздаточным материалом и учебником, извлекать нужную информацию, применяя полученные данные в практической деятельности. Выполнение рисунков. Частично поисковый. Организация лабораторной работы с гербарием. Парный метод работы по терминам. Проверка лабораторной работы. Т. Горох. Т. Типы корней, гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой.   экология & 19 Повторить строение семян и типы корневых систем.
Зоны корня. Лаб. работа «Изучение внутреннего строения корня». Комбинированный урок. . Обучающая: Продолжить знакомство со строением корня, сформировать понятие о зонах корня, раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с их функцией. Продолжить формирование понятий о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение. Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Распознавать типы коренных систем по гербарию, определять зоны с помощью микропрепарата. Показывать взаимосвязь строения и функций зон корня. Зарисовка. Работа в таблице. Частично поисковый. Лабораторная работа. Оформление сводной таблицы по тканям корней. Тест по строению семян и типам корневых систем. Т. Типы корневых систем, Т. Строение корня, гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой, проростки пшеницы, лупы.   экология & 20
Видоизменения корней. УФНЗ Обучающая: Сформировать понятие о видоизменениях корней. Показать биологическое и хозяйственное значение корнеплодов. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Находить главные мысли и оформлять данные в таблицу. Краткий анализ срезовой работы. Фронтальная беседа. Самостоятельная работа с учебником, рисунками. Составление таблицы. Проверка самостоятельной работы. Т. Типы корневых систем, корень и его значение. экология & 21
Побег и почки. Лаб. работа «Изучение строения почек». Комбинированный урок. Обучающая: Сформировать понятие побег, почки вегетативные и генеративные, познакомить с типами месторасположения, вегетативными и генеративными почками, их расположением на стебле. Познакомить с развитием побега из почки, сущностью процессов роста и развития растений. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Работать с раздаточным материалом, сравнивать, зарисовывать, делать выводы. Организация поисковой деятельности по изучению строения почки, расположению на стебле. Парный метод работы по терминам. Проверка лабораторной работы. Побеги клена, почки, препаравальные иглы, лупа, бритва, лоток, Т. листорасположение, развитие побега из почки. экология & 22  
Внешнее строение листа. Лаб. работа «Изучение строения листа». Комбинированный урок.   Обучающая: Сформировать знание о листе как важной составной части побега. Познакомить с особенностями строения и основными функциями листа. Научить распознавать простые и сложные листы. Воспитательная:воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер Работа с раздаточным материалом. Выполнение познавательных заданий, зарисовка. Оформление результатов исследования в таблицу. Организация лабораторной работы частично-поисковым методом. Фронтальный и индивидуальный опрос. Проверка результатов лабораторной работы. Гербарий растений с разными формами листа, листорасположение, Т. листорасположение, клеточное строение листа, развитие побега из почки, простые и сложные листья.   экология & 23
Клеточное строение листа Комбинированный урок. Обучающая: Познакомить с клеточным строением листа, установить связь с особенностями строения клеток их функций. Воспитательная:Продолжать формирование умение приготовления микропрепарата и работа с ним. Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Приготовление микропрепарата и работа с микроскопом, установление взаимосвязи строения и функций, зарисовка, составление таблицы. Проблемный метод. Лабораторная работа. Биологический диктант. Т. Клеточное строение листа. Т. Развитие побега из почки, листорасположение, строение устьиц, микроскоп, микропрепарат – эпидермис листа герани, хлорофитума, камелии.   экология & 24
Видоизменения листьев. Комбинированный урок. Обучающая: Познакомить с видоизменениями листьев, как результатом приспособления к условиям обитания. Воспитательная:Формироватьнаучное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая:развивать навыки культуры труда, глазомер, формировать оперативную память Работа с д/фильмом, гербарием, рисунками. Рассказ с элементами беседы, демонстрацией гербариев и д/фильма. Беседа по итогам д/фильма. Комбинированный опрос. Комнатные цветы, кактус, аспарагус, алоэ, гербарий растений с видоизмененными листьями. экология & 25
Строения стебля. Лаб. работа «Изучения макро- и микростроения стебля». УФНЗ Обучающая: Показать роль стебля в жизни растений, познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля; установить взаимосвязь особенностей строения стебля в связи с выполняемыми им функциями. Воспитательная:Формироватьнаучное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая:развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие. Работа с таблицей, раздаточным материалом, рисунками, с фрагментом. Установление взаимосвязи строения и функций. Беседа с использованием таблиц, комнатных растений, кинофрагмент. Лабораторная работа. Актуализация знаний о побеге и его строении. Т. Строение ветки липы, типы стебля, строения стебля.   & 26 Принести клубень, луковицу.
Видоизменения побегов. Лаб. работа «Изучения видоизменённых побегов» УФНЗ Обучающая: Познакомить с видоизмененными побегами, их биологическим и хозяйственным значением. Воспитательная:Формироватьнаучное мировоззрение, воспитывать навыки коллективного труда целеустремлённость. Развивающая:развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление Работа с рисунками, раздаточным материалом, зарисовка, обобщение, выводы. Исследовательский метод. Лабораторная работа по инструктивной карточке. Рассказ с элементами беседы, использование таблиц. Индивидуальный и фронтальный опрос. Т. Внутреннее строение стебля, вегетативное размножение, разнообразие побегов, развитие побега из почки, корень, клубень картофеля, луковица, нож.   & 27
Цветок. Лаб. работа «Изучение строения цветка» Комбинированный урок. Обучающая: Сформировать знание о цветке, как органе семенного размножения покрытосеменных растений. Раскрыть биологическое значение главных частей цветка пестика и тычинок; на основании установленных сходств в строении цветков различных растений, подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений. Воспитательная:Формировать навыки работы с оборудованием, научное мировоззрение Развивающая:развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление Работа с натуральными объектами, моделями, таблицами. Объяснение с использованием таблиц, моделей записью формул. Лабораторная работа. Парная работа по терминам, взаимоконтроль. Диктант. Т. Строение цветка, семейство лилейные, паслёновые, раздельнополые цветки огурца, вишни, модель вишни, гороха, экология & 28
Соцветия. Лаб. работа «Ознакомление с различными видами соцветий». Комбинированный урок. Обучающая: Познакомить с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение. Воспитательная: :воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения Развивающая:навыки обобщать, анализировать, систематизировать Работа с таблицами, рисунками учебника, гербарием, схемами, понятиями. Объяснительно-иллюстративный метод с использованием натуральных объектов, схем, таблиц. Лабораторная работа с заполнением таблицы. Индивидуальный контроль. Тест. Т. Соцветия. Гербарий растений с разными типами соцветия. Т. Строение цветка вишни. экология & 29 Рис. схемы соцветий.
Плоды. Лаб. работа «Ознакомление с сухими и сочными плодами». Комбинированный урок. Обучающая: Познакомить с разнообразием плодов. Подвести к выводу о родстве цветковых растений. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Совершенствовать умение работы с раздаточным материалом, таблицами, сравнивать делать выводы. Анализ сравнение. Рассказ с использованием таблиц, рисунками учебника, натуральных объектов. Вычерчивание схемы. Лабораторная работа с заполнением таблицы. Фронтальный и индивидуальный контроль знаний. Проверка лабораторной работы. Т. Соцветия. Т. Строение цветка вишни, типы плодов и семян, муляжи яблок, томатов, зерновки пшеницы, семянка подсолнечника, коробочка мака, хлопчатника, плод дуба, коллекция «плоды и семена». экология & 30 Повторить строение цветка, типы соцветий.
Распространение плодов и семян. Комбинированный урок. Обучающая: Познакомить со значением распространения плодов и семян, с различными приспособлениями к распространению, возникшими в процессе эволюции. Воспитательная:Формировать любознательность, навыки коллективного труда Развивающая:Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда Совершенствовать умение работать с таблицами, дополнительной литературой. Проверка знаний по таблицам. Рассказ с демонстрацией рисунков, таблиц, использованием занимательного материала. Тестовый контроль знаний по таблицам: «строение цветка», «соцветия», «типы плодов». Т. Строение цветка вишни. Т. Соцветия. Т. Плоды. Т. Распространение плодов и семян. Коллекция плодов, рельефная таблица «зерновка пшеницы». экология & 31 Заполнить таблицу.
Химический состав растений. УФНЗ Обучающая:Познакомить учащихся с химическим составом растений. Воспитательная:Формировать интерес к изучению раздела о животных, любознательность. Развивающая:обогащать словарный запас, развивать глазомер. Развитие наблюдательности, умение делать выводы на основе эксперимента, находить главные мысли в учебнике. Рассказ, составление схемы, демонстрация опыта. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по заданиям, выводы. Самостоятельная работа. Нож, стакан, спиртовка, пипетка, держалка, спички, семена пшеницы, льна, подсолнечника, клубень картофеля, марля, р-р йода, вода. Химия, экология &32
Минеральное питание растений УФНЗ Обучающая: Расширить представление учащихся о питании живых организмов, значением питания; познакомить с минеральным питанием растений, процессом поглощения р-ров минеральных веществ растениями; расширить представление об удобрениях и способах их внесения в почву. Воспитательная:Формировать любознательность, навыки коллективного труда Развивающая:Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда Развитие логического мышления путем решения проблемных вопросов. Показать практическое значение знаний. Рассказ, беседа. Постановка проблемных вопросов, составление схем, использование дополнительной информации. Проверка выполнения домашнего задания (составление таблицы). Коллекция «минеральные удобрения». Т. Строение корня. Химия, экология & 33 Опыт в трех вариантах к & 38
Фотосинтез Комбинированный урок. Обучающая: Продолжить формировать понятие о питании растений, познакомить учащихся с воздушным питанием, раскрыть понятие «фотосинтез», показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза, выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Воспитательная:Формировать любознательность, интерес к предмету Развивающая:Формировать оперативную память, развивать настойчивость Учить делать выводы на основе экспериментальных данных. Показывать взаимосвязь строения и функций. Раскрыть проблемные вопросы. Актуализация знаний. Постановка микроцепей, эксперимент, выводы. Выполнение рисунков, заполнение таблицы. Решение познавательных задач с практическим содержанием. Оценка знаний по итогам фронтальной беседы. Решение познавательных задач, проблемных вопросов. Т. Клеточное строение листа. Т. Листорасположение. химия & 34
Дыхание растений УФНЗ Обучающая: Познакомить с дыханием растений, показать различия и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза. Обратить внимание на необходимость сохранение чистоты воздуха. Воспитательная:Формировать любознательный, интерес к предмету Развивающая:развивать настойчивость, трудолюбие словарный запас Учить доказательствам на основе опытов, сравнивать процессы, делать выводы. Актуализация знаний. Анализ результатов опытов, выводы. Сравнение процессов. Самостоятельная работа с заполнением таблицы. Индивидуальный контроль. Ветка растения, стакан с водой, стакан с известковой водой.     анич еских & в еществ 35 Опыт по исследованию минеральных веществ и орг     .
Испарение воды растениями. Листопад. УФНЗ Обучающая: Познакомить учащихся с важной функцией листа испарением воды, показать причинную обусловленность этого процесса, его зависимость от факторов окружающей среды. Познакомить учащихся со значением листопада в жизни растений. Воспитательная:Формироватьнаучное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая:развивать навыки культуры труда, глазомер, формировать оперативную память Учить сравнивать, анализировать, делать выводы. Контроль знаний. Актуализация. Постановка проблем и их решение с помощью экспериментальных данных. Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Решение познавательных задач. Биологический цифровой диктант. Т. Клеточное строение листа, строение устьиц. экология & 36 Повторить & 26
Передвижение минеральных веществ. Лаб. работа Комбинированный урок. Обучающая: Сформировать понятие о проводящей функции стебля, о взаимосвязи строения стебля с выполняемой функцией, о целостности растительного организма, роли стебля в осуществлении связи между корнями и листьями. Обосновать вред повреждения ствола при сборе сока у растений весной. Развивающая:развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие. Учить методике постановке опытов, анализу результатов, умению делать выводы. Актуализация знаний. Беседа с использованием таблиц, рисунками учебника, результатов экспериментов, Обобщении выводы. Фронтальная беседа, индивидуальный контроль. Спилы веток с окрашенной древесиной, побеги бальзамина в сосуде с подкрашенной водой, Т. строение веток липы, строение молодого корня, внутреннего строение листа, корень и его зоны.   & 37 Зарисовать срезы. Заложить опыт по прорастанию семян.
Передвижение по стеблю органических веществ. УФНЗ Обучающая: Продолжить формирование понятий о передвижении веществ по стеблю и взаимосвязи строения стебля с его функциями. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Учить ставить опыты, наблюдать, анализировать, делать выводы. Использовать знания для применения их на практике, для объяснения явлений окружающей действительности. Актуализация знаний. Проблемное изложение. Обсуждение результатов эксперимента. Самостоятельная работа с учебником. Решение биологических задач. Тестирование, решение занимательных задач. Окольцованная ветка тополя в сосуде с водой, клубень картофеля, корнеплод моркови, Т. строение веток липы, строение молодого корня.   Стр. 163-165 Повторить &18 Принести результаты опытов.
Прорастание семян. Лаб. работа «Определение всхожести семян растений и их посев». Комбинированный урок. Обучающая: Познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания для правильного посева семян. Воспитательная:воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер Совершенствовать методику постановки отчетов. Учиться анализировать результаты, на их основе делать выводы. Фронтальная беседа. Составление схем по строению семян. Анализ результатов опытов, выводы. Самостоятельная работа с рисунками учебника. Фронтальный и индивидуальный контроль. Проверка результатов опыта по прорастанию семян. Т. Внутреннее строение сте6бля. Т. Строение семян пшеницы. Т. Строение семян фасоли. Результаты опытов по прорастанию семян.     & 38
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений». Экскурсия. Обучающая: Познакомить учащихся с внешним видом деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, ветвями, расположение почек, с приспособленностью растений к зимним условиям. Воспитательная: :воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения Развивающая:навыки обобщать, анализировать, систематизировать. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы. Беседа по подготовке к эксперименту. Самостоятельная работа учащихся по заданиям учителя (наблюдение, рисунки, выводы). Оформление заданий в тетради. Проверка тетрадей с итогами экскурсии. Блокноты с заданиями для самостоятельной работы, ручка, лупа, метровая линейка.   &39
Растительный организм как единое целое Комбинированный урок. Обучающая: Систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести их к пониманию того, что растение целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение. Развивающая:развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас Анализ, сравнение, выводы. Дополнительная информация о многообразии растений. Повторение особенностей строения и функций выст. органов, их взаимосвязь, установление сходств, выводы о растении как едином целом. Самостоятельная работа по составлению таблиц. Т. Внутреннее строение корня. Т. Внутреннее строение стебля. Т. Внутреннее строение листа.   &40
Способы размножения растений УФНЗ Обучающая: Познакомить учащихся со способами размножения растений, сформировать понятие «половое вегетативное размножение, гамета, зигота, сперматозоид, спермии, яйцеклетки. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение. Развивающая:развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас Учить составлять опорные схемы, работать над биологическими понятиями. Актуализация знаний. Беседа, составление опорных схем. Дополнительная информация. Работа с биологическими понятиями. Индивидуальный контроль. Т. Мох и кукушкин лён, папоротник, водоросль-хламидомонада, улотрикс.   &40
Размножение споровых растений УФНЗ Обучающая: Познакомить учащихся с бесполым и половым размножением водорослей, чередованием бесполого и полового размножения папоротников, вегетативном размножении споровых растений. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение. Развивающая:развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас Учить составлять рассказ по рисункам в учебнике, таблицам. Изображать процессы в виде схем. Актуализация знаний о высших и низших споровых. Рассказ с использованием таблиц, рисунками учебника, составлением опорных схем. Закреплении по динамическим моделям. Индивидуальный контроль Т. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, одноклеточные водоросли, многоклеточные водоросли.   &41
Размножение голосеменных растений УФНЗ Обучающая: Познакомить с размножением голосеменных растений, показать преимущество семенного размножения перед размножения спорами. Воспитательная:Воспитывать аккуратность, рациональное использование времени. Развивающая:развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности. Учить работать с наглядным материалом, последовательности. Изложения. Беседа. Рассказ с использованием таблиц, рисунками учебника, шишек голосеменных. Групповой метод проверки знаний по заданиям. Шишки сосны, ели. Т. Голосеменные. Т. Водоросли. Т. Мхи. Т. Папоротники.   &42 Повторить &41
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лаб. Работа «Вегетативное размножение комнатных растений» УФНЗ. Обучающая: Познакомить со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, показать роль вегетативного размножения в природе и сельском хозяйстве. Воспитательная:Формировать любознательность, интерес к предмету Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Формирование навыков работы с раздаточным материалом, натуральными объектами. Актуализация знаний. Рассказ с использованием натуральных объектов, таблиц, гербарий. Практическая работа с заполнением таблиц. Работа с понятиями. Проверка результатов практической работы. Т. Вегетативное размножение бегонии, картофеля. Т. Вегетативное размножение земляники, вегетативное размножение корневищем, отводками, подземные побеги.     &43 Практическая работа стр. 190-191. Составить таблицу.
Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. УФНЗ Обучающая: Познакомить учащихся с особенностями полового размножения у покрытосеменных растений и образованием у них семян и плодов. Воспитательная:Формировать любознательность, навыки коллективного труда Развивающая:Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда Учить последовательному изложению происходящих у растений процессов с грамотным употреблением в роли биологических понятий. Актуализация знаний о строении цветка. Рассказ с поэтапным закреплением по таблице. Запись опорных схем. Индивидуальный опрос. Т. Оплодотворение у вишни, искусственное опыление кукурузы.   &44
Способы опыления у покрытосеменных растений Комбинированный урок. Обучающая: Познакомить с различными способами опыления у цветковых растений, приспособленностями растений к различным способам опыления, показать значение опыления в жизни растений. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение. Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Учить составлять схемы, таблицы сравнительного характера, работать с рисунками учебника. Актуализация знаний о строении цветка. Рассказ, беседа. Работа с рисунками учебника, таблицами схемами. Решение биологических задач. Индивидуальный контроль.   Т. Строение цветка вишни. Т. Двойное оплодотворение покрытосеменных растений. Т. Искусственное оплодотворение кукурузы. Опыление растений насекомыми.     &44 Таблица.
Основы систематики растений Комбинированный урок. Обучающая: Дать представление о классификации растений. Познакомить с основными систематическими группами растений. Воспитательная:Формировать любознательный, интерес к предмету Развивающая:развивать настойчивость, трудолюбие словарный запас. Учить систе6матизации знаний. Диктант. Работа с новыми понятиями. Составление опорных схем, таблиц. Контрольный диктант по теме «опыление и оплодотворение покрытосеменных растений.» Т. Строение цветка вишни. Т. Схема двойного оплодотворения, классификация покрытосеменных растений, гербарий – клевер луговой. история &45
Деление покрытосеменных растений на классы и семейства УФНЗ Обучающая: Провести тренировочные упражнения по определению принадлежности растений к систематическим категориям (классам, семействам). Познакомить с разнообразием цветковых растений и их хозяйственном значении. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение. Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Учить применять знания в новой ситуации. Работа с понятиями, гербарием, таблицами. Выполнение тренировочных заданий. Самостоятельная работа. Гербарий однодольных и двудольных растений, Т. шиповник.   &46 Повторить &18, &19, &23
Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Лаб. Работа «выявление признаков семейства по внешнему строению растений» Р.К: Представители сем. Крестоцветные, занесенные в Красную книгу Омской области УФНЗ Обучающая: Познакомить с отличительными признаками растений семейства крестоцветных, показать хозяйственное значение этих растений, научиться составлять морфологическое описание растений. Определять систематическое положение. Воспитательная:Воспитывать аккуратность, рациональное использование времени. Развивающая:развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности. Учить давать плановую морфолого-биологическую характеристику растений. Знакомство с планом МБХ. Мобилизация полученных знаний и применение их. Работа с гербарием. Лабораторная работа. Самостоятельная работа. Т. Семейство крестоцветные, разновидности капусты, гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты. География, краеведение &47
Семейство розоцветные и паслёновые Р.К: Представители сем. розоцветные и пасленовые,, занесенные в Красную книгу Омской области УФНЗ. Обучающая: Познакомить с отличительными признаками растений семейства розоцветных и пасленовых. Показать значение растений этих семейств для человека. Воспитательная:Воспитывать аккуратность, рациональное использование времени. Развивающая:развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности. Учить находить отличительные признаки семейства по гербариям, муляжам, таблицам. Индивидуальный контроль. Фронтальная беседа. Составление опорных схем. Работа с таблицей, гербарием. Решение познавательных задач. Самостоятельная работа по определению растений. Т. Семейство крестоцветных, розоцветные, паслёновые, разновидности капусты, гербарии растений семейства розоцветные, модель цветка вишни, картофеля География, краеведение &48,49
Семейство мотыльковые и сложноцветные УФНЗ Обучающая: Познакомить учащихся с многообразием и отличительными признаками растений семейства мотыльковых и сложноцветных. Показать значение растений этих семейств в природе и жизни человека. Воспитательная: :воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения Развивающая:навыки обобщать, анализировать, систематизировать. Учить самостоятельно составлять МБХ растений. Устанавливать общие признаки, определять растение по определительной карточке. Актуализация знаний. Беседа с использованием гербария, таблиц. Самостоятельная работа по составлению МБХ. Определение растений по гербарию, с использованием определительной карточки. Т. Подсолнечник однолетний, горох посевной, гербарий бобовых и сложноцветных, различные виды клевера, шиповник.   &50,51
Класс однодольные. Семейство лилейные и злаки Р.К: Представители сем. Лилейные, занесенные в Красную книгу Омской области УФНЗ Обучающая: Познакомить с отличительными признаками и многообразием растений семейства лилейных и злаков, их биологическими особенностями. Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Учить работать с гербарием, учебником, сравнивать растения, систематизировать знания. Актуализация знаний. Беседа, рассказ. Систематизация знаний. Выполнение лабораторной работы. Лабораторная работа. Т. Лилейные, лук репчатый, кукуруза, пшеница, подсолнечник, горох. краеведение, география &52,53
Основные экологические факторы и их влияния на растения УФНЗ Обучающая: Сформировать понятие об экологических факторах; показать влияние экологических факторов на растения; подвести учащихся к выводу о взаимосвязи в природе. Воспитательная: :воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения Развивающая:навыки обобщать, анализировать, систематизировать Учить составлять схемы, работать с д/фильмом. Введение в тему. Рассказ с элементами беседы. Составление схем. Обработка новых понятий. Работа с д/фильмом. Контрольная работа по теме «классификация растений».   Гербарий засухоустойчивые растений, Т. дубрава, паслён чёрный, пшеница, горох. экология &54
Характеристика основных экологических групп растений. Лаб. Работа «Особенности строения растений различных экологических групп» Комбинированный урок Обучающая: Познакомить с основными экологическими группами растений, выявить особенности строения растений разных экологических групп. Воспитательная:Формироватьнаучное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая:развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие. Учить наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь строения и условий существования, составлять таблицы сравнительного характера. Анализ контрольных работ, коррекция знаний. Актуализация знаний. Рассказ с элементами беседы, использованием рисунков, таблиц, гербариев, живых комнатных цветов. Составление таблицы сравнительного характера.   Фронтальная беседа. Лабораторная работа. Гербарий растений с избыточным увлажнением и сухих мест обитания, голосеменные растения. экология &55 Задания.
Растительные сообщества УФНЗ Обучающая: Сформировать у учащихся понятия о растительном сообществе, познакомить с типами растительных сообществ, раскрыть понятие «растительность» и «типы растительности». Воспитательная:Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая:Формировать оперативную память, развивать глазомер Учить применять знания для объяснения явлений окружающей действительности. Проверка знаний (тест). Актуализация знаний. Рассказ с элементами беседы. Викторина «Знаете ли вы?». Тестирование по теме «Основные экологические группы растений». Индивидуальный контроль знаний. Викторина. Т. Биогеоценоз дубравы, гербарий растений засушливых мест. экология &56
Взаимосвязи растений в сообществе Комбинированный урок. Обучающая: Показать приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе, дать представление о развитии и смене природных сообществ. Воспитательная:Формироватьнаучное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая:развивать навыки культуры труда, оказать словарный запас Учить устанавливать взаимосвязи между организмами, применять знания в новой ситуации. Актуализация знаний. Поисковая беседа. Викторина. Индивидуальный опрос. Викторина. Т. Биогеоценоз дубравы, водоёма. Экология &57
Экскурсия «Природное сообщество и человек» Экскурсия. Обучающая: Познакомить с многообразием дикорастущих цветковых растений края, их приспособленностью к обитанию в сообществе; закрепить умение распознавать основные виды растений изученных семейств. Воспитательная: :воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения Развивающая:навыки обобщать, анализировать, систематизировать. Учить наблюдать, соблюдать правила поведения в природе, анализировать, фиксировать, делать выводы. 1 Беседа. 2 Распределение заданий. 3 Экскурсия. 4 подведение итогов. Отчет по итогам экскурсии.   Блокноты, ручки. экология Повторить &54-57
Обобщающий урок