Здавалка
Главная | Обратная связь

Биологические задачи 7 класс.



 

Тема урока Биологические задачи.
Введение (7 ч). Зоология- наука о животных. Большинство животных активно передвигаются. Некоторые могут преодолевать десятки километров. Объясните, почему им необходимо активно передвигаться?
Среды жизни и места обитания. Рыба, дельфин, крокодил, пингвин. Охарактеризуйте приспособленность этих животных к передвижению в воде. Чем объясняется сходство?
Классификация животных. На земном шаре насчитывается более 1,5 миллиона видов животных. Все они объединяются в две большие группы. Назовите их.
Влияние человека на животных. Какие звери, завезенные в Австралию, стали злейшими врагами фермеров? Почему?
Краткая история развития зоологии. Какой вклад внес Петр Первый в развитие зоологии?
Строение тел животных. Клетка. В строении клеток бактерии, грибов, растений и животных много общего. А в чем различие? Поясните.
Ткани. Органы и системы органов. В чем выражается взаимосвязь строения и выполняемых функций систем органов? Объясните.
Подцарство Простейшие (4 ч). Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Амеб поместили в пробирку с предварительно прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой. Что с ними произойдет? Почему?
Подтип Жгутиконосцы. К какому царству можно отнести эвглену зеленую, если она образует на свету органические вещества, и не погибает в жидком крахмальном клейстере?
Тип Инфузории. Инфузория-туфелька переплывает по мостику из одной капли в другую, где находятся сенные бактерии. Объясните это явление.
Многообразие простейших. В желчных протоках и в кишечнике человека могут поселиться простейшие – лямблии, которые вызывают тяжелое заболевание. У лямблии обычно отсутствуют пищеварительные вакуоли. Чем это можно объяснить?
Подцарство Многоклеточные животные (3 ч). Пресноводная гидра. Гидру поместили в банку с водой, где плавали маленькие гуппи. Рыбки, подплывающие к гидре, очень быстро от нее отплывали. Объясните поведение животных.
Морские кишечнополостные. Медуза цианея достигает 4 м. в диаметре, а щупальцы – 30 м. Ожоги представляют опасность для рыб и других животных, но мальки трески чувствуют себя под зонтиком в безопасности. Почему?
Обобщающий урок. Причудливые рифы и атоллы состоят из остатков многих миллиардов колоний кишечнополостных, какие животные участвуют в создании таких рифов?
Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (6 ч). Белая планария. В опыте из белой планарии удалось вырастить 1500 новых особей из одного взрослого животного. Объясните этот факт.
Сосальщики и цепни. Почему опасно пить сырую воду из водоемов, расположенных вблизи выпаса скота?
Класс Нематоды. Тело аскариды упругое и гибкое, заостренное на концах. Они могут передвигаться в направлении, противоположном движении пищи. Какое значение имеет эта особенность для выживания червей в кишечнике человека?
Многощетинковые черви. В 30-е годы двадцатого столетия в Каспийское море из Азовского было перенесено около 65 000 нереид. С какой целью это было сделано?
Малощетинковые черви. Если на кожу дождевого червя попадет стиральный порошок, то содержащиеся в нем вещества образуют на коже червя непроницаемую пленку. К чему это может привести?
Обобщающий урок. Главная проблема, стоящая перед наземными – животными – избежать высыхания. Какие приспособления сформировались в процессе эволюции у червей?
Тип Моллюски (4 ч). Моллюски. Чем можно объяснить, что моллюски, обитающие на дне морей и океанов, имеют более толстостенные раковины, чем обитатели пресных водоемов, а у многих наземных моллюсков раковина почти полностью исчезает?
Класс Брюхоногие. Почему полевой слизень активен ночью, а не днем?
Класс Двустворчатые моллюски. Сына вождя нашли мертвым на небольшой глубине. Его рука была зажата между створками гигантской тридакны. Их вытащили на берег. Ломом вскрыли створки и обнаружили крупнейшую в мире жемчужину – диаметром 23 см. и массой 6350 г. Почему погиб мальчик?
Класс Головоногие моллюски. Какие моллюски и как передвигаются ракетным способом?
Тип Членистоногие (8 ч). Класс Ракообразные. Тип членистоногих – самый большой по численности видов. Большинство представителей этого типа населяют сушу. Многочисленные обитатели морей и пресноводных водоемов. Есть паразиты. Чем объясняется их разнообразие и широкое распространение? Объясните, почему речного рака называют санитаром водоемов?
Класс Паукообразные. Большинство кровососущих клещей живут на теле хозяина не постоянно. Теплокровных животных они встречают через большие промежутки времени. Какие особенности клещей позволяют им выживать в этих условиях?
Класс Насекомые. Сколько калорий в кузнечике, зажаренном в собственном соку? Какая польза от того, что адмиралу и монарху дома не силится?
Типы развития насекомых. Бабочка капустной белянки откладывает около 250 яиц. Если предположить, что каждое яйцо превратиться во взрослое насекомое, из которых половина окажется самками, то уже в третьем поколение число бабочек будет 3906250. Почему этого не происходит?
Пчелы и муравьи. Может ли муравей гидрометеорослужбу посрамить?
Насекомые – вредители. Каждая гусеница плодожорки портит 2 яблока. Средний урожай яблони 600 яблок. Сколько бабочек должны отложить яйца, чтобы уничтожить урожай одной яблони, если одна бабочка откладывает 100 яиц?
Насекомые – переносчики заболеваний человека. В условиях холодной сырости постельные клопы погибают. Сделайте вывод из этого.
Обобщающий урок. Обычная муха с помойки – в янтаре. Как же она там оказалась?
Тип Хордовые (29 ч). Признаки хордовых (1 ч).   Минога, щука, карп, сазан. Найдите лишнее.
Надкласс Рыбы (5 ч). Особенности строения. Чешуя рыб – «паспорт» и «медицинская книжка» одновременно. Почему?
Внутреннее строение костной рыбы. В распоряжении экспериментатора два вида рыб: плотва и окунь. Какая рыба является удобным объектом для изучения пищеварительной системы?
Особенности размножения рыб. Осенью самка рыбы отложила 3200 икринок; весной следующего года 640 мальков из отложенной икры вышли в озеро. Уцелевшие 64 малька мигрировали в море. Через 2,5 года к местам нереста возвратились 2 взрослые особи. Каков % смертности за 1 год жизни?
Систематика рыб. 1. Царство – Тип – Класс – Род – Семейство – Вид Животные – Хордовые – Хрящевые рыбы – Пескари – Карповые – Обыкновенный пескарь. Исправьте ошибки. 2. Спорили два начинающих рыболов. Один утверждал, что лещ и подлещик – особи одного вида, другой – разных видов. Кто прав? Почему?
Промысловые рыбы. В пруду одновременно разводили карпов и уток. Рентабельность производства карпа от этого заметно возросла. Почему?
Класс Земноводные (3 ч). Внешнее и внутреннее строение лягушки. Немецкая пословица гласит: «Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет». Каков биологический смысл загадки?
Годовой цикл. Происхождение земноводных. Растут ли лягушки зимой?
Многообразие земноводных. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик, вырвался, а хвост и ноги – нет. Через некоторое время на месте хвоста выросла нога, а вместо ноги – хвост. Возможно ли это?
Класс Пресмыкающиеся (4 ч). Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. В зеленой траве - он зеленый. В высохшей и пожелтевшей траве - желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это?
Внутреннее строение пресмыкающихся. Протоки ядовитых желез змеи перевязали. Через некоторое время змея погибла.
Многообразие. Роль в природе и жизни человека. Из 600 видов пресмыкающихся большее число видов встречается в районах с тропическим и субтропическим климатом, а в средней полосе их значительно меньше. Почему?
Охрана. Древние пресмыкающиеся. Гаттерия – «живое ископаемое». Почему?
Класс Птицы (7 ч). Внешнее строение птицы. Птиц иногда в шутку называют горячими ящерицами. Почему?
Опорно-двигательная система. Скелет. Американский орнитолог Элиот Краузе назвал череп птицы поэмой в кости. Почему?
Внутреннее строение птицы. Верно ли утверждение: «У птиц зубы в желудке»? Почему?
Размножение и развитие птиц. В гнезде серой куропатки можно обнаружить до 24 яиц, у сокола – 2-4, у черного грифа – 1 яйцо. Численность птиц этих видов сохраняется примерно на одном уровне. Чем можно объяснить различие в количестве яиц, откладываемых птицами?
Сезонные явления в жизни птиц. Верно ли выражение «глухая тетеря»? Почему?
Многообразие птиц. Народная мудрость утверждает: «Все птицы крыльями машут, да не все летают». Почему?
Значение и охрана птиц. Какие изменения в жизни птиц леса произойдут, если а) осуществлена санитарная рубка деревьев, б) уничтожены хищные птицы, в) проведена борьба с гнусом?
Класс млекопитающие (9 ч). Внешнее строение. Оголенная свежая кожа, оставленная на воздухе, высыхает, отвердевает, становится прозрачной и роговистой. Как можно объяснить это явление?
Внутреннее строение млекопитающих. Сколько шейных позвонков у мыши, слона, жирафа?
Размножение и развитие млекопитающих. Почему детеныши у кролика рождаются голыми и слепыми, а у зайцев опушенными и зрячими?
Происхождение и многообразие млекопитающих. Ископаемые зубатые киты имели маленькие конечности – остатки задних конечностей. У современных китов эти косточки еще меньше. Какое значение для китов имеет их отсутствие?
Высшие звери. Насекомоядные. Рукокрылые. Хищники. Кто собирает яблоки спиной? Почему? В комнате натянули нити, с привязанными к ним колокольчиками. Летучие мыши, с завязанными глазами, не задели ни одной нити. Почему?
Высшие звери. Ластоногие. Парнокопытные. Хоботные. Хобот слона, состоящий их 40 тысяч мышц, гибкий и сильный. Что собой представляет хобот слона? Какие функции он выполняет?
Отряд Приматы. В рацион питания обезьян ревунов обязательно входят красные плоды. Плоды добывают только самки. Самцы лишены такой возможности. Почему?
Экологические группы млекопитающих. Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси – нет. Объясните поведение этих животных.
Значение млекопитающих. Млекопитающие - важнейшие компоненты природных сообществ. Основные типы отношений, в которые они вступают с факторами окружающей среды – это отношения хищника и жертвы, паразита и хозяина, квартиранство, конкуренции и симбиоза. Приведите примеры.
Природные сообщества (3 ч).Биоценозы и агроценозы. Составьте цепь питания, одним из звеньев которого являются полевки.
Место и роль животных в сообществах. Как могут влиять суслики на видовой состав растений, произрастающих на полупустынных и степных пастбищах?
Жизнь природного сообщества весной. Крот активен круглый год. С чем это связано? Почему ежи в отличие от кротов впадают в спячку?
Развитие животного мира на Земле (3 ч). Доказательства эволюции животного мира. Какие виды вымерших животных помогли выяснить происхождение млекопитающих? Почему кистеперых рыб считают предками наземных позвоночных?
Учение Ч.Дарвина об эволюции орг. мира. Что Ч.Дарвин считал основной причиной изменчивости животных?
Основные этапы развития животного мира. На каком основании можно полагать, что много- клеточные животные произошли от одноклеточных?
Итоговый урок. Перечислите и обоснуйте правила поведения человека в природе.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.