№
| Тема урока
| Биологические задачи.
|
| Введение (7 ч).
Зоология- наука о животных.
| Большинство животных активно передвигаются. Некоторые могут преодолевать десятки километров. Объясните, почему им необходимо активно передвигаться?
|
| Среды жизни и места обитания.
| Рыба, дельфин, крокодил, пингвин. Охарактеризуйте приспособленность этих животных к передвижению в воде. Чем объясняется сходство?
|
| Классификация животных.
| На земном шаре насчитывается более 1,5 миллиона видов животных. Все они объединяются в две большие группы. Назовите их.
|
| Влияние человека на животных.
| Какие звери, завезенные в Австралию, стали злейшими врагами фермеров? Почему?
|
| Краткая история развития зоологии.
| Какой вклад внес Петр Первый в развитие зоологии?
|
| Строение тел животных.
Клетка.
| В строении клеток бактерии, грибов, растений и животных много общего. А в чем различие? Поясните.
|
| Ткани.
Органы и системы органов.
| В чем выражается взаимосвязь строения и выполняемых функций систем органов? Объясните.
|
| Подцарство Простейшие (4 ч).
Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.
| Амеб поместили в пробирку с предварительно прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой. Что с ними произойдет?
Почему?
|
| Подтип Жгутиконосцы.
| К какому царству можно отнести эвглену зеленую, если она образует на свету органические вещества, и не погибает в жидком крахмальном клейстере?
|
| Тип Инфузории.
| Инфузория-туфелька переплывает по мостику из одной капли в другую, где находятся сенные бактерии. Объясните это явление.
|
| Многообразие простейших.
| В желчных протоках и в кишечнике человека могут поселиться простейшие – лямблии, которые вызывают тяжелое заболевание. У лямблии обычно отсутствуют пищеварительные вакуоли. Чем это можно объяснить?
|
| Подцарство Многоклеточные животные (3 ч).
Пресноводная гидра.
| Гидру поместили в банку с водой, где плавали маленькие гуппи. Рыбки, подплывающие к гидре, очень быстро от нее отплывали. Объясните поведение животных.
|
| Морские кишечнополостные.
| Медуза цианея достигает 4 м. в диаметре, а щупальцы – 30 м. Ожоги представляют опасность для рыб и других животных, но мальки трески чувствуют себя под зонтиком в безопасности. Почему?
|
| Обобщающий урок.
| Причудливые рифы и атоллы состоят из остатков многих миллиардов колоний кишечнополостных, какие животные участвуют в создании таких рифов?
|
| Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (6 ч).
Белая планария.
| В опыте из белой планарии удалось вырастить 1500 новых особей из одного взрослого животного. Объясните этот факт.
|
| Сосальщики и цепни.
| Почему опасно пить сырую воду из водоемов, расположенных вблизи выпаса скота?
|
| Класс Нематоды.
| Тело аскариды упругое и гибкое, заостренное на концах. Они могут передвигаться в направлении, противоположном движении пищи. Какое значение имеет эта особенность для выживания червей в кишечнике человека?
|
| Многощетинковые черви.
| В 30-е годы двадцатого столетия в Каспийское море из Азовского было перенесено около 65 000 нереид. С какой целью это было сделано?
|
| Малощетинковые черви.
| Если на кожу дождевого червя попадет стиральный порошок, то содержащиеся в нем вещества образуют на коже червя непроницаемую пленку. К чему это может привести?
|
| Обобщающий урок.
| Главная проблема, стоящая перед наземными – животными – избежать высыхания. Какие приспособления сформировались в процессе эволюции у червей?
|
| Тип Моллюски (4 ч). Моллюски.
| Чем можно объяснить, что моллюски, обитающие на дне морей и океанов, имеют более толстостенные раковины, чем обитатели пресных водоемов, а у многих наземных моллюсков раковина почти полностью исчезает?
|
| Класс Брюхоногие.
| Почему полевой слизень активен ночью, а не днем?
|
| Класс Двустворчатые моллюски.
| Сына вождя нашли мертвым на небольшой глубине. Его рука была зажата между створками гигантской тридакны. Их вытащили на берег. Ломом вскрыли створки и обнаружили крупнейшую в мире жемчужину – диаметром 23 см. и массой 6350 г. Почему погиб мальчик?
|
| Класс Головоногие моллюски.
| Какие моллюски и как передвигаются ракетным способом?
|
| Тип Членистоногие (8 ч).
Класс Ракообразные.
| Тип членистоногих – самый большой по численности видов. Большинство представителей этого типа населяют сушу. Многочисленные обитатели морей и пресноводных водоемов. Есть паразиты. Чем объясняется их разнообразие и широкое распространение? Объясните, почему речного рака называют санитаром водоемов?
|
| Класс Паукообразные.
| Большинство кровососущих клещей живут на теле хозяина не постоянно. Теплокровных животных они встречают через большие промежутки времени. Какие особенности клещей позволяют им выживать в этих условиях?
|
| Класс Насекомые.
| Сколько калорий в кузнечике, зажаренном в собственном соку? Какая польза от того, что адмиралу и монарху дома не силится?
|
| Типы развития насекомых.
| Бабочка капустной белянки откладывает около 250 яиц. Если предположить, что каждое яйцо превратиться во взрослое насекомое, из которых половина окажется самками, то уже в третьем поколение число бабочек будет 3906250. Почему этого не происходит?
|
| Пчелы и муравьи.
| Может ли муравей гидрометеорослужбу посрамить?
|
| Насекомые – вредители.
| Каждая гусеница плодожорки портит 2 яблока. Средний урожай яблони 600 яблок. Сколько бабочек должны отложить яйца, чтобы уничтожить урожай одной яблони, если одна бабочка откладывает 100 яиц?
|
| Насекомые – переносчики заболеваний человека.
| В условиях холодной сырости постельные клопы погибают. Сделайте вывод из этого.
|
| Обобщающий урок.
| Обычная муха с помойки – в янтаре. Как же она там оказалась?
|
| Тип Хордовые (29 ч).
Признаки хордовых (1 ч).
|
Минога, щука, карп, сазан. Найдите лишнее.
|
| Надкласс Рыбы (5 ч). Особенности строения.
| Чешуя рыб – «паспорт» и «медицинская книжка» одновременно. Почему?
|
| Внутреннее строение костной рыбы.
| В распоряжении экспериментатора два вида рыб: плотва и окунь. Какая рыба является удобным объектом для изучения пищеварительной системы?
|
| Особенности размножения рыб.
| Осенью самка рыбы отложила 3200 икринок; весной следующего года 640 мальков из отложенной икры вышли в озеро. Уцелевшие 64 малька мигрировали в море. Через 2,5 года к местам нереста возвратились 2 взрослые особи. Каков % смертности за 1 год жизни?
|
| Систематика рыб.
| 1. Царство – Тип – Класс – Род – Семейство – Вид
Животные – Хордовые – Хрящевые рыбы – Пескари – Карповые – Обыкновенный пескарь. Исправьте ошибки.
2. Спорили два начинающих рыболов. Один утверждал, что лещ и подлещик – особи одного вида, другой – разных видов. Кто прав? Почему?
|
| Промысловые рыбы.
| В пруду одновременно разводили карпов и уток. Рентабельность производства карпа от этого заметно возросла. Почему?
|
| Класс Земноводные (3 ч).
Внешнее и внутреннее строение лягушки.
| Немецкая пословица гласит: «Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет». Каков биологический смысл загадки?
|
| Годовой цикл. Происхождение земноводных.
| Растут ли лягушки зимой?
|
| Многообразие земноводных.
| На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик, вырвался, а хвост и ноги – нет. Через некоторое время на месте хвоста выросла нога, а вместо ноги – хвост. Возможно ли это?
|
| Класс Пресмыкающиеся (4 ч).
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.
| В зеленой траве - он зеленый. В высохшей и пожелтевшей траве - желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это?
|
| Внутреннее строение пресмыкающихся.
| Протоки ядовитых желез змеи перевязали. Через некоторое время змея погибла.
|
| Многообразие. Роль в природе и жизни человека.
| Из 600 видов пресмыкающихся большее число видов встречается в районах с тропическим и субтропическим климатом, а в средней полосе их значительно меньше. Почему?
|
| Охрана. Древние пресмыкающиеся.
| Гаттерия – «живое ископаемое». Почему?
|
| Класс Птицы (7 ч).
Внешнее строение птицы.
| Птиц иногда в шутку называют горячими ящерицами. Почему?
|
| Опорно-двигательная система. Скелет.
| Американский орнитолог Элиот Краузе назвал череп птицы поэмой в кости. Почему?
|
| Внутреннее строение птицы.
| Верно ли утверждение: «У птиц зубы в желудке»? Почему?
|
| Размножение и развитие птиц.
| В гнезде серой куропатки можно обнаружить до 24 яиц, у сокола – 2-4, у черного грифа – 1 яйцо. Численность птиц этих видов сохраняется примерно на одном уровне. Чем можно объяснить различие в количестве яиц, откладываемых птицами?
|
| Сезонные явления в жизни птиц.
| Верно ли выражение «глухая тетеря»? Почему?
|
| Многообразие птиц.
| Народная мудрость утверждает: «Все птицы крыльями машут, да не все летают». Почему?
|
| Значение и охрана птиц.
| Какие изменения в жизни птиц леса произойдут, если а) осуществлена санитарная рубка деревьев, б) уничтожены хищные птицы, в) проведена борьба с гнусом?
|
| Класс млекопитающие (9 ч).
Внешнее строение.
| Оголенная свежая кожа, оставленная на воздухе, высыхает, отвердевает, становится прозрачной и роговистой. Как можно объяснить это явление?
|
| Внутреннее строение млекопитающих.
| Сколько шейных позвонков у мыши, слона, жирафа?
|
| Размножение и развитие млекопитающих.
| Почему детеныши у кролика рождаются голыми и слепыми, а у зайцев опушенными и зрячими?
|
| Происхождение и многообразие млекопитающих.
| Ископаемые зубатые киты имели маленькие конечности – остатки задних конечностей. У современных китов эти косточки еще меньше. Какое значение для китов имеет их отсутствие?
|
| Высшие звери. Насекомоядные. Рукокрылые. Хищники.
| Кто собирает яблоки спиной? Почему?
В комнате натянули нити, с привязанными к ним колокольчиками. Летучие мыши, с завязанными глазами, не задели ни одной нити. Почему?
|
| Высшие звери. Ластоногие. Парнокопытные. Хоботные.
| Хобот слона, состоящий их 40 тысяч мышц, гибкий и сильный. Что собой представляет хобот слона? Какие функции он выполняет?
|
| Отряд Приматы.
| В рацион питания обезьян ревунов обязательно входят красные плоды. Плоды добывают только самки. Самцы лишены такой возможности. Почему?
|
| Экологические группы млекопитающих.
| Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси – нет. Объясните поведение этих животных.
|
| Значение млекопитающих.
| Млекопитающие - важнейшие компоненты природных сообществ. Основные типы отношений, в которые они вступают с факторами окружающей среды – это отношения хищника и жертвы, паразита и хозяина, квартиранство, конкуренции и симбиоза. Приведите примеры.
|
| Природные сообщества (3 ч).Биоценозы и агроценозы.
| Составьте цепь питания, одним из звеньев которого являются полевки.
|
| Место и роль животных в сообществах.
| Как могут влиять суслики на видовой состав растений, произрастающих на полупустынных и степных пастбищах?
|
| Жизнь природного сообщества весной.
| Крот активен круглый год. С чем это связано? Почему ежи в отличие от кротов впадают в спячку?
|
| Развитие животного мира на Земле (3 ч).
Доказательства эволюции животного мира.
| Какие виды вымерших животных помогли выяснить происхождение млекопитающих?
Почему кистеперых рыб считают предками наземных позвоночных?
|
| Учение Ч.Дарвина об эволюции орг. мира.
| Что Ч.Дарвин считал основной причиной изменчивости животных?
|
| Основные этапы развития животного мира.
| На каком основании можно полагать, что много- клеточные животные произошли от одноклеточных?
|
| Итоговый урок.
| Перечислите и обоснуйте правила поведения человека в природе.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.