ГЛАВА II. В ПОИСКАХ ОБЪЯСНЕНИЯ И ПРЕДСКАЗАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Homo examinator[43] Способы познания мира — метод очевидного знания — метод авторитета — метод интуиции (метод a priori) — научный метод Индукция и дедукция Основные характеристики научного метода — контролируемость — операциональное определение — повторяемость Организационная психология и научный метод Исследование в организационной психологии — цели и задачи исследования — фундаментальные и прикладные исследования Этапы научного исследования — определение проблемы и постановка задачи — предварительный анализ имеющейся информации, условий, теоретических моделей и прикладных методов для решения выявленной проблемы — формулирование гипотезы — выбор теории или модели, помогающих решению проблемы — выбор переменных — выбор метода Методы изучения организационного поведения — наблюдение — метод описания критических ситуаций — анализ документов — контент-анализ — опрос анкетирование интервьюирование социометрический опрос — эксперимент естественный (полевой) эксперимент лабораторный эксперимент Планирование и организация эксперимента Схемы планирования исследования — план 1: «Разовый срез» — план 2: «Pretest/post-test для отдельной группы» — план 3: «Статическое сравнение двух групп» — план 4: «Pretest/post-test с контрольной группой» — план 5: «Post-test с контрольной группой» — план 6: «Схема из четырех групп» —план 7: «Лонгитюдинальный план» Мультивалентные экспериментальные планы Факторные эксперименты Возможности и ограничения организационно-психологических исследований Анализ и обобщение результатов научного исследования — обработка полученных результатов — проверка исходной гипотезы на основе полученных результатов и окончательная формулировка новых фактов или взаимосвязей — объяснение проблемы и прогнозирование ее дальнейшего развития —составление отчета Практическое упражнение Homo examinator Что хотел сказать шеф своим суровым видом, ведь работа была сделана на совесть? Почему после подписания контракта надежные и давние партнеры словно «под землю провалились»? Как же все-таки заставить сотрудников не опаздывать и быть более приветливыми к клиентам? Да есть ли вообще в этой организации хоть один человек, на которого можно положиться? Бесконечная череда похожих вопросов ежедневно занимает сознание людей, и ошибочные ответы нередко приносят им серьезные неприятности. Все эти вопросы в той или иной мере связаны с наблюдением, объяснением и прогнозированием поведения людей, которые нас окружают. Всю жизнь мы изучаем чужое поведение, и накопленный опыт подсказывает нам, кому следует доверять, на кого можно положиться, кого следует избегать. И все-таки наш опыт не страхует нас от неудач. «Как же мы могли потерять такого ценного профессионала! Ведь именно благодаря ему конкуренты теперь ушли далеко вперед». — горестно вздыхает руководитель, вспоминая ершистого работника, уволившегося год назад. Насколько точными могут быть наши наблюдения за поведением других людей? Разумеется, чем ближе и дольше мы знаем людей, тем реже мы сталкиваемся с неожиданностями. Но жизнь динамична, и многим, в особенности в организационной среде, приходится общаться, взаимодействовать, работать с множеством незнакомых или малознакомых людей. К сожалению, и старые знакомые иногда преподносят неожиданные сюрпризы. Наши заключения о поведении других людей формируются из многих источников: собственных наблюдений, переживаний и жизненного опыта в целом, а также на основании опосредованного опыта других людей, отраженного в традициях, литературе, искусстве, средствах массовой информации, науке и т. д. Мысль о том, что каждый из нас является в определенном смысле ученым-исследователем, легла в основу модели человека, предложенной американским психологом Г. Келли[44]. Стремление преодолеть несоответствие абстрактных концепций личности в психологии и реальных проблем конкретных людей привело его к Мысли уравнять в правах всех, кого психологи рассматривают в качестве испытуемых, с самими психологами, провозгласив, что «каждый человек — это ученый, исследователь». Он не просто реагирует на жизненные обстоятельства как некие стимулы, не только перерабатывает внешнюю информацию, но и выдвигает собственные гипотезы, проверяет их на практике, строит свою индивидуальную теорию мира и человеческого поведения. Человек-ученый, человек-исследователь не ограничивается ролью наблюдателя, затерянного в мире, а пытается объяснять, предсказывать и контролировать события своей жизни и свое поведение, стремится учитывать последствия своих действий и поступков и потому несет всю полноту ответственности за них. Стремления каждого из нас во многом схожи с задачами научного исследования. Чтобы жить среди людей, справляться с множеством ежедневных проблем, каждый из нас в меру своих способностей и особенностей должен понимать поведение окружающих, правильно интерпретировать изменения в их действиях с тем, чтобы адекватно прогнозировать ход событий, в которые он вовлечен. Таким образом, не только психологи и специалисты в области поведенческих наук, но и обычные люди, ежедневно исследуя мир, используют те или иные методы его познания. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|