Билет 3. Исторический жанр в литературе романтизма
Родоначальник современного исторического романа В. Скотт (1771—1831). Двадцать девять романов разнообразные исторические эпохи. «Уэверли» (1814), необходимо сосредоточить «интерес на характерах и страстях действующих лиц - тех страстях, которые свойственны людям на всех ступенях общества и одинаково волнуют человеческое сердце, бьется ли оно под стальными латами пятнадцатого века... или под голубым фраком... наших дней». человеческий характер - константа, которой определяется движение истории. Цель романа – изучение жизни частного человека.. внимание к обычному человеку новаторство метода. Скотта. соединил приключения с историей, случайности и перипетии человеческой жизни — с поворотным моментом национальной истории. Исторические лица: изображаются в их повседневных делах и заботах. предмет исторического романа - история человека, связанная с историей нации, события человеческой жизни, происходящие в исторически значимый момент (войны, восстания и т. п.). Признаки исторического романа: а) сосуществование в поэтике произведения вымысла и правды; в этом случае историческое лицо лишается официальной «парадности», а частное лицо героизируется; с) соблюдение местного колорита, реализующегося в материально-культурном (быт, одежда, утварь, архитектура и пр.) и речевом (диалектизмы, архаизмы) аспектах; д) признание закономерности общественной борьбы; с) соблюдение местного колорита, реализующегося в материально-культурном (быт, одежда, утварь, архитектура и пр.) и речевом (диалектизмы, архаизмы) аспектах; б) признание закономерности общественной борьбы; е) признание поступательного движения истории, результатом чего является представление о сегодняшнем дне как совокупности сложившихся ранее исторических условий. В 1829 г. роман П. Мериме «Хроника царствования Карла IX».«В истории я люблю только анекдоты, среди анекдотов предпочитаю те, где ... есть подлинное изображение нравов и характеров данной эпохи». общественные нравы — категория историческая, подвержена изменениям во времени. То, что считалось в XVI в. поведенческой нормой или даже проявлением доблести - убийство из ревности, ложные, с точки зрения человека XIX в. понятия о чести, для современников писателя неприемлемо. Варфоломеевская ночь результат стихийного народного движения. Мериме ограничивает круг персонажей только очевидцы и невольные участники событий. братья де Мержи - гугенот Бернар и католик Жорж, возлюбленная Бернара католичка Диана де Тюржи, Исторические лица - король Карл IX, глава гугенотов принц Конде, адмирал Коли-ньи - мелкие расчетливые натуры. нейтральная позиция в историческом споре католиков с гугенотами. Принцип «за-бытовления» исторической личности в романе Мериме оборачивается его «забвением» (конечно, не полным, иначе роман потерял бы качество исторического). Повествование о частных лицах эпохи Карла IX, лишено описательности «шотландского чародея». В романе практически отсутствуют описания костюмов, придворных обычаев и т. п. История эволюционирует в первую очередь в сфере морали, убежден Мериме. Общественные нравы, разумеется, смягчаются от эпохи к эпохе, но их движение не так прямолинейно, как социальный прогресс. Мериме разрабатывает жанр романа-хроники, - быстрое развитие событий, узкая персонажная сфера лаконизмом описаний. Композиционно ряд эпизодов, каждый из которых нацелен на разрешение определенной сюжетной ситуации. Минимум второстепенных персонажей (в действие вовлечены только его участники), композиционная «облегченность» массовых сцен (локализация взгляда автора на том эпизоде, в котором задействованы основные персонажи), принципиальная незаинтересованность автора в разрешении личной драмы ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|