Коммуникативные барьеры
29.01.2013 Лекции не было. Проходило практическое занятие в ходе которого прошел тренинг конструктивного диалога. В диалоге необходимо дослушать позицию оппонента, только когда он закончит её излагать, изложить свою позицию и только потом говорить, что ты с чем-то не согласен. 1-й этап – 2 человека излагают позиции, 2 этап – обсуждение, 3 этап – принятие решений. А в жизни получается так – как только человек слышит то, с чем он не согласен, он перестает слушать и начинает вслух или про себя выстраивать контраргументы. Это главная ошибка. Надо слушать до конца. Был конструктивный диалог, который стал неконструктивным. Выводы – говорить медленнее и четче, не откладывать аргументы на потом, сразу их излагать. 05.02.2013 На видеокамеру записывались самопрезентации каждого из нас. Надо было рассказать о себе перед незнакомой аудиторией в течение 3-4 минут. Выступали: о.Амвросий, о, Лука, Яков, о. Михил Савин, о. Матфей и о.Феофан. Мои ошибки: 1) в паузах постоянно «ээ...»; 2) быстрая, нервная речь; 3) не самая лучшая дикция; 4) стою зажатый – руки по швам: правая неестественно недвижима и закинута во внутрь; 5) левая рука иногда немного перебирает пояс подрясника; 6) глаза не спокойно передвигаются по аудитории, а воровато бегают; 7) голос есть – надо использовать; Ошибки других: 1) «раскачка» тела; 2) облизывание губ языком; 3) взгляд в потолок; 4) отсутствие установки «заинтересовать» - слишком нравоучительно-дидактический тон умного учителя; 5) быстрый ритм; 6) стойка гусара – отсутствие свободы; 7) рука нервно дергается; 8) руки в позе защиты (ниже пояса спереди одна другую держит за запястье); 9) речь не имеет логического движения – выступающий не знает, чем он закончит речь, к чему её надо вести. 12.02.2013 Было практическое занятие: короткое выступление каждого; просмотр и анализ видеозаписей этих выступлений. Выступали: о.Давид Лавров, Саша Гордюшин, Алексей Соловьев, Егор Ланцев, о. Максим Скворцов, Никита Шепелев, Яков Матросов. Мои ошибки: 1) блокированы руки, чтобы расслабить их, нужно расслабить плечи и не уводить локти назад; 2) держать свои эмоции; когда их не контролируешь, то речь становится «бытовой» и хуже воспринимается аудиторией; 3) быстрый темп; 4) средняя дикция; 5) ноги сильно вывернуты наружу. Общее замечание: во время лекции молодой лектор должен стоять. Ошибки других (которых не было на прошлом занятии): 1) перебирание рук, сплетенных в районе солнечного сплетения; 2) «танцы» ног, 3) слишком тихий голос; 4) поднятая голова – знак превосходства; 5) неуверенный выход на сцену и уход: взгляд в пол, рука в кармане, приветствие после паузы 2-3 секунды или наоборот преждевременное приветствие еще во время ходьбы. Надо встать и сразу приветствовать аудиторию; 6) излишняя вальяжность, чувство собственного достоинства, которые выражаются слишком величественным взглядом и раскачкой корпуса; 7) внутреннее ощущение своей презентабельности, диссонирующее с внешней хилостью; 8) фразы выговариваются рывками, а не ровной линией. Д/З: Создать словесный портрет человека, с которым мы общались, т.е. рассказать о нем в течение 4 минут. 19.02.2013 Служили литургию с отцами: Антонием и Петром, потом долго ели, пришли на последние 30 минут, о. Савин был зол, сказал, что мы его кинули и должны теперь искупить вину, желательно в денежном эквиваленте... Писать не о чем. Было практическое занятие: все по очереди выходили, и Ирина Юрьевна задавала вопросы (как на TV в прямом эфире), отвечали все хорошо. Ошибок меньше, но те, которые все еще есть - уже описаны мной выше. 26.02.2013 Было практическое занятие. Каждый выходил и рассказывал о каком-либо человеке, встретившимся ему в жизни; все остальные должны были прерывать выступающего, используя приемы, которые мы проходили в прошлом семестре; выступающий же должен был грамотно себя вести в таких неожиданных ситуациях. Список приемов прерывания и рекомендации для лектора (кратко): 1) Прием дилетантов. Кто-то просит пояснить что-то, на самом деле оттягивая на себя внимание и сокращая время для намеченного рассказы лектора. Надо сказать: «Ответ на Ваш вопрос Вы услышите из дальнейшего содержания лекции». 2) Тактика причисления: «Вы так говорите, т.к. Вы сами священник»; или «Все попы наживаются на людях». Сделать паузу, для того, чтобы аудитория оценила хамство перебивающего и сказать: «А уместны ли обобщения?» 3) Научная тактика. Когда сыпят цитатами. Если знаешь другое высказывание кого-то, которое уместно сказать в ответ, но не знаешь дословно, нужно сказать своими словами, но выдать за цитату, иначе не будет эффекта. 4) Тактика прерывания, когда просто хамят: «Мы это уже слышали»; или «Сколько можно об одном и том же». Сделать паузу, для того, чтобы аудитория оценила хамство перебивающего, сказать: «Разрешите мне продолжить?» И сразу, не дожидаясь ответа, продолжать. 5) Тактика приведения иностранных или непонятных терминов. Сказать: «Раскройте для аудитории содержание термина». Обычно это сложно сделать. 6) Тактика сведущего (Вы устарели или Вы молоды). Сказать: «Возразите конкретно». Моя ошибка: о.Лука задал вопрос, который был не хамским и даже интересным мне, я начал отвечать и из-за этого у меня не хватило времени рассказать в полной мере то, что я хотел. Т.е. он использовал прием дилетантов (первый), я ему поддался. Надо было сразу сказать: «Ответ на Ваш вопрос Вы услышите из дальнейшего содержания моего рассказа». Д/З: Повторить материал прошлого года о стрессе и дистрессе по конспекту или в книге Лавриненко. 05.03.2013 Коммуникативные барьеры 1) Фонетический барьер связан с недостатками речи к которым относятся: а) тихая речь, возникающая из-за волнения и неправильного дыхания, б) быстрая речь, в) Слишком монотонная, усыпляющая речь, г) глотание слов. 2) Семантический барьер, связан с различием системы общения: одному и тому же слову предают разные значения. Из-за этого возникают споры, которые не имеют объективного основания. Поэтому нужно уточнять какое значение вкладывает собеседник в тот или иной термин. 3) Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи или психологического состояния коммуникатора и собеседника. Например, нельзя с рабочими говорить научным языком. 4) Логический барьер. Логика рассуждения коммуникатора кажется собеседнику неверной и противоречит присущей ему манере доказательств. Разделяют логику мужскую и женскую логику. 5) Эмоциональный барьер возникает когда, восприняв информацию от коммуникатора, человек захлестнут чувствами более, нежели содержанием информации. Симптомы стресса – чувство беспричинной усталости, реакция тревоги, повышение возбудимости. Но стресс – положительное явления. Это защитная реакция организма на чрезвычайные ситуации. Дистресс – затяжное состояние напряжения, которое снижает активность. Поисковая активность необходима. Она обладает стимулирующим воздействием на организм и является стержнем стрессоустойчивости. Нужно всегда быть в поиске выхода. Чувство превосходства часто мешает слушать. Проходило практическое занятие. Цель: научиться делать смысловые ударения на концах фраз. Д/з: 1) для всех: сделать 5 фраз, в первом случае подчеркнуть неправильные смысловые ударения (на первых и последних слогах), во втором случае сделать правильные смысловые ударения на конец фразы. 2) для тех, у кого невысокая посещаемость: подготовить текст для того, чтобы прочитать его на занятии, делая смысловые ударения на конец фразы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|