Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Введение

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – оперы и симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на примере поэмы А.С. Пушкина и оперы М.И Глинки, показать связь литературного произведения с музыкальным.

Задачи работы:

1. Определить понятия поэмы и оперы

2. Провести анализ поэмы и оперы в отдельности с целью выявления ключевых моментов и образов, а также сопоставительный анализ видов искусства.

Поэма и опера как жанры искусства.

Для того, чтобы провести сопоставительный анализ поэмы А.С.Пушкина и оперы М.И. Глинки обратимся к ключевым понятиям.

Поэма (греч. poiema, от греч. poieo – творю). Большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде.
Опера. Синтетический жанр музыкально-драматического искусства , появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское "opera" буквально -- труд, дело, сочинение).

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

"Для вас, души моей царицы,Красавицы, для вас однихВремен минувших небылицы,В часы досугов золотых,Под шопот старины болтливой,Рукою верной я писал;Примите ж вы мой труд игривый!Ничьих не требуя похвал,Счастлив уж я надеждой сладкой,Что дева с трепетом любвиПосмотрит, может быть, украдкойНа песни грешные мои."

С этих слов начинается романтическая, удивительная, завораживающая уже не одно поколение читателей поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

Уважаемая аудитория, сейчас я попрошу вас вспомнить свое первое впечатление от прочитанного пролога поэмы. (к аудитории) С „трепетом любви“ или иронической улыбкой вы читали поэму? (высказываются мнения). Таким образом, мы выяснили, что пролог вызывает разноречивые впечатления.

А теперь, я предлагаю вам сравнить свое впечатление с тем, которое вспоминает И. А. Бунин в конце 20-х годов: «Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к „Руслану“: Казалось бы, какой пустяк — несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли во все мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле.»
Что понимает И. А. Бунин под «колдовским прологом»? Это, конечно, притягательность, неотступность художественного образа, способного силой ассоциативного мышления рождать у чуткого и талантливого читателя новые, субъективные художественные образы.

А можно ли представить поэму без пролога, ведь Пушкин написал его позже, в 1828 году? Да, бесспорно, вступление обладает исключительной художественной ценностью и может восприниматься как самостоятельное художественное произведение, но в поэме оно выполняет роль зачина, волшебной потайной дверцы, которая открывает нам вход в удивительный мир преданий, сказок и песен.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.