Здавалка
Главная | Обратная связь

Парламентаризм в России: история и современное состояние



Состояние парламентаризма в современной России
Становление современного российского парламентаризма происходит с использованием опыта других стран, т.е. Россия ориентируется на зарубежные страны.
После распада СССР началось укрепление власти Президента Российской Федерации. Несмотря на разделение властей, в российской действительности президентская власть стоит над всеми остальными – законодательной, исполнительной, судебной.
Федеральное собрание является постоянно действующим органом, что обуславливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе. Дума проводит ежегодно 2 сессии:
Весеннюю, продолжительностью в 6 месяцев, и осеннюю, продолжительностью в 4 месяца. Таким образом, палата за период своей работы вполне может реализовать обширную законотворческую программу.
В Госдуме партия «Единая Россия» имеет ведущую роль. Предусмотрен подход, призванный обеспечить систему сдержек и противовесов в деятельности Госдумы. Совет Федерации предстает в роли фильтра по отношению к Думе для предотвращения возможности установления в России «тирании большинства».
Проведем краткий анализ работы Государственных Дум, избираемых начиная с 1993 года.
Пятый созыв Госдумы 1993 год –это Созыв,где заложились первые важные шаги. Была завершена разработка Уголовного кодекса, Арбитражного процессуального, Водного, Земельного и ряда других кодексов.
Шестой созыв (1995г) Госдума была самым оппозиционным парламентом по отношению к исполнительной власти.
-Значительно усилилось влияние Думы на законодательный процесс.
-Новая дума существенно сократила «указное право».
-Возросло влияние Думы на формирование партийной системы страны. Процент проходимости партий повысился, и в итоге в Думу прошли только четыре партии. Это КПРФ, ЛДПР, «Яблоко» и Наш дом - Россия».
Седьмой созыв. Госдума 1999г. Является рекордсменом по числу бывших премьеров страны.
1999 г. - это год, когда страна практически разваливалась, год кризиса.И один из бывших премьеров страны Е.Примаков буквально не дал стране рухнуть. Три партии - КПРФ, Яблоко и ЛДПР сохранили свое представительство, хотя и уменьшили свою численность.
Далее началось формирование так называемой полутора –партийной системы при доминировании «партии власти».
Процессы партийно-политического структурирования в современной России протекают по схеме: сколько партий в России не создавай – получается КПСС. При том, что в стране существует демократия, менталитет России оставляет желать той системе власти, что была в СССР.
«Единая Россия» остается «думской вещью в себе», формой ,которую еще предстоит наполнить политическим содержанием.
В одном из интервью спикер Государственной Думы Т.Селезнев высказал сожаление по поводу деградации представительной функции нижней палаты и неудовлетворение тем, что она все больше превращается в «законодательную машину». В целом в результате перемен произошло закрепление подчинительного статуса законодательной власти.
К негативным сторонам работы Госдумы последнего созыва относится наиболее высокий уровень управляемости со стороны президентской власти. В последний еприод депутатам нередко приходится вносить поправки в законы сразу после их введения в действие. Большинство законов либо не действуют в полном объеме , либо углубляют стратегические проблемы страны.
Признаки социального недовольства наблюдаются практически во всех слоях. Но никакая парламентская оппозиция не может решиться на прямое противостояние президентскому «центру».
В настоящее время наблюдается рост Абсентеизма. Политики не хотят быть ответственными перед гражданами, а граждане вполне рационально отвечают недоверием к политикам и к самой процедуре выборов. Российский избиратель утрачивает интерес к «выборам без выборов» с предопределенным итогом.
Также рост абсентеизма может обуславливаться тем, что у людей растет недоверие к власти. Дееспособность Госдумы во многом зависит от нее самой. Госдума нарушает собственный регламент. В результате в законодательстве часто преобладает количество, а не качество. В отличие от Госдумы члены Совета Федерации подчас отстаивают интересы не всей России, а лишь отдельных ее частей.
В стране остро ощущается недостаточность законодательного оснащения повседневной деятельности в самых разных областях общественной жизни. В результате происходит регулирование ее президентскими указами.
Таким образом, в Росси процедура формирования парламента и его деятельности до сих пор не получила адекватного решения. Парламент современной России еще далек от совершенства, парламентаризм у нас еще не достаточно оформился.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.