Здавалка
Главная | Обратная связь

Что происходит с маслом при работе



В период хранения первоначальный химический состав масла изме­няется незначительно. При правильном хранении его качество не снижа­ется более 5 лет. Химический состав масел и их эксплуатационные свой­ства резко изменяются в процессе эксплуатации — под воздействием высоких температур, кислорода воздуха, продуктов неполного сгорания топлива, конденсирующейся воды, картерных газов, каталитического действия металлов и старых продуктов окисления.. Кроме того, происходит испарение легких фракций масла, срабатывание присадок, загрязнение различными механическими примесями, водой. Стойкость масла против окисления кислородом воздуха (химическая стабиль­ность) является одним из важнейших факторов, определяющих пове­дение масла в узлах трения во время эксплуатации, а также срок его службы до замены. Окисление приводит к образованию лаковых и углистых отложений (особенно на горячих поверхностях, таких как пор­шень и поршневые кольца), низкотемпературных отложений — шламов, к коррозии и разрушению металлов, например, вкладышей подшип­ников образующимися кислыми продуктами. Скорость окисления зависит от химического срстава масла, условий эксплуатации, техничес­кого состояния двигателя, качества топлива, охлаждающей жидкости и других факторов.

Среди них основным является температура. Под действием темпера­туры масло подвергается интенсивному окислению, полимеризации, конденсации, разложению, коксованию. Кроме того, моторное масло подвергается и воздействию высоконагретых газов, прорывающихся в картер из камеры сгорания. Например, при температуре 150°С необ­ходимо в 1700 раз меньше времени для окисления масла до той же глубины, что и при температуре 50°С. Моторное масло подвергается воздействию высоких температур: в картере —до 110...140°С, в зоне первого поршневого кольца —до 220...280, а в ряде" случаев —до 300...330 и т.д.

При работе масло соприкасается с различными металлами, некото­рые из них могут быть катализаторами. Это, в первую очередь, свинец, медь и их сплавы. В присутствии парных металлов, например, железа и меди, масло окисляется значительно быстрее, чем под действием каж­дого из этих металлов в отдельности.

На окисляемость масла каталитически действуют старые продукты окисления. Поэтому перед заправкой свежим маслом картер и всю мас­ляную систему следует промыть. Промывка двигателя должна производиться специальными промывочными маслами для двигателя (например ВНИИ НП-ФД), имеющими высокие смазочные свойства и растворяющую способность. Нельзя использовать для промывки керосин, дизельное топливо или смеси топлив с маслами. Отработав­шее масло сливают при температуре 75...85°С, заливают промывочное

масло и дают поработать двигателю 15. ..20 минут на переменных часто­тах вращения коленвала. Затем промывочное масло сливают и заливают свежее моторное масло, меняют фильтр. Промывка двигателя ведет к снижению токсичных выбросов в атмосферу, уменьшению расхода ТСМ, износа двигателя, повышению его надежности. Срок службы свежего масла без промывки двигателя сокращается в 1,5...2,0 раза (в зависимости от качества масла, топлива). После отстоя и фильтрации промывочное масло можно использовать несколько раз.

При отсутствии специального промывочного масла для масляной системы двигателя в случае необходимости замены масла для нане­сения меньшего вреда двигателю следует применять индустриальные масла (веретенное, турбинное, трансформаторное), но не топлива (например, дизельное или керосин). Нельзя добавлять к маслам раст­ворители для лучшей промывки двигателя, такие как толуол и пр. Топлива и растворители снимают масляную пленку и, не обладая сма­зочными свойствами, вызывают повышенный износ двигателя.

К сожалению, наши работники на станциях техобслуживания иност­ранных фирм обычно не производят промывку двигателя при замене масла, объясняя это высоким качеством импортных масел. Качество лю­бого масла (нашего, импортного) ухудшается от наличия остатков старо­го масла.

В изношенных двигателях масло окисляется значительно быстрее.

Как отмечалось, выше, результатом окисления являются кор­розионные продукты и продукты глубокого окисления, образующие низко- и высокотемпературные отложения —шламы, нагары и лаки.

• Шламы (осадки) представляют собой не растворимые в масле вещес­тва, которые накапливаются в картере двигателя, на сетке маслоприемника, на фильтрах, в каналах системы смазки, на крышке кла­панной коробки. При этом ухудшается очистка масла, происходит повы­шенный износ двигателя, в первую очередь вкладышей подшипников и шеек коленвала, гильз цилиндров и др. Шламробразование увеличива­ется при использовании низкокачественного масла, при работе двигате­ля на пониженных тепловых режимах, при наличии воды в масле. Именно шламы удаляются при промывке двигателя не специальными промывоч­ными маслами, а заменителями.

Нагары представляют собой углистые вещества, который откладыва­ются на днище поршня, стенках цилиндра. Нагары на впускных клапанах, лродувочных окнах гильз цилиндров снижают коэффициент наполнения цилиндров и мощность двигателя, вызывают перерасход ТСМ. При ра­боте двигателя на пониженном тепловом режиме, а также при использо­вании масел повышенной вязкости (например, авиационного вместо ав­томобильного) увеличивается количество нагаров. Нагары могут быть причиной появления калильного зажигания и детонации. Частицы нага­ра, смываемые несгоревшим топливом, попадая в зону трения "цилиндр — поршень", вызывают повышенный их износ, износ колец, загрязняют масло в картере и ускоряют его окисление, вызывают абразивный износ

других деталей двигателя. Нагарообразование увеличивается при использовании низкокачественных масел и масел не соот­ветствующих марок, особенно с повышенной зольностью, в высо­кофорсированных бензиновых двигателях (например, масел для КамАЗов М-8Г2К и М-10Г2К). Количество нагара будет уменьшатся при длительной работе двигателя на постоянных повышенных теп­ловых режимах, т.е. они могут выгорать.

Лаки — очень плотные, трудно удалимые вещества, образующиеся в зоне поршневых колец и на горячих деталях двигателя. С повышением температуры лакообразование увеличивается. При повышенном лако-образовании наблюдается пригорание поршневых колец, они не выпол­няют свои функции, нарушается герметичность между цилиндром и пор­шнем. Лакообразование увеличивается при использовании масел "повы­шенной вязкости (выше, чем положено для данного двигателя). Лаки, образующиеся на стеблях выпускных клапанов например, в ряде случа­ев приводят к заклиниванию и последующей поломке штанг. Удалить лаки, промывая двигатель заменителем, а не специальным промывоч­ным маслом, не представляется, возможным, так как заменители не обладают высокими растворяющими способностями.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.