Здавалка
Главная | Обратная связь

Для чего нужны присадки к маслам и можно ли их добавлять самостоятельно



Для автомобилей и другой техники выпускают масла с комплексом присадок. Присадками являются вещества, добавляемые к маслам (или топливам) в незначительном количестве для улучшения или придания новых свойств, например, антикоррозионных, антиокислительных, антипенных, противоизносных, для снижения температуры застывания (депрессаторы) и других. Присадки должны полностью растворяться в масле, не выпадать в осадок и не разлагаться при хранении, не изменять другие качества масла, не действовать на другие присадки негативно. Это называется совместимостью присадок.

Присадки срабатываются вследствие нейтрализации и дисперги­рования продуктов сгорания топлива в масле, нейтрализации продуктов окисления масла, адсорбции присадок на фильтрующих элементах мас­ляных фильтров, взаимодействия присадок с металлами, с которыми контактирует масло, механической и термической деструкции присадок и т.д.Увеличивать срок службы масла за счет добавления срабо­тавшихся присадок в условиях эксплуатации нельзя/Для этого не-

обходимо знать весь комплекс присадок, введенный в масло изначально при его производстве, количество еще работающих присадок, а также совместимость присадок, предназначенных для введения, что практи­чески невозможно.

С учетом того, что качество наших товарных масел низкое (хуже ка­чества масла, которое разрабатывалось для какого-то определенного двигателя, не сравнивая уже с качеством отечественных и импортных масел одинакового назначения), в продажу поступает большое количес­тво разнообразных добавок и присадок. Судя по рекламе, они предназ­начены для уменьшения износа двигателя с одновременным повы­шением его мощности, снижением расхода топлива, масла и другими достижениями, которые можно получить введением этих добавок ,или присадок. Однако далеко не всегда рекламные данные соответствуют реальным. Так, увеличить мощность двигателя за счет снижения трения удается на 2...3%, при благоприятных условиях эта цифра может быть несколько выше (но не 25...30%, как иногда рекламируют, так как такое повышение мощности должно привести к отсутствию трения, чего на практике достичь невозможно).К тому же, не всегда самый низкий коэффициент трения сопровождается уменьшением износа двигателя. Например, содержание органических кислот и смол в масле увеличива­ется при эксплуатации за счет его окисления. Эти соединения, являясь полярно-активными, адсорбируются на металлических поверхностях и снижают коэффициент трения, но износ двигателя повышается вследствие коррозии и нагарообразования. Некоторые добавки (или присадки), снижая коэффициент трения, при работе могут разлагаться с образованием коррозионных соединений. Факторов, необходимых для разложения добавок (или присадок), в двигателе предостаточно: высо­кая температура, наличие влаги, некоторые соединения отработавших газов и т.д.

Снижения коэффициента трения, улучшения антифрикционных свойств масла в условиях эксплуатации можно достичь введением в масло специальных рабоче-консерваци'онных (защитно-антифрик­ционных) добавок' или присадок. В данном случае речь идет о до­полнительном введении добавок или присадок, так как все современные моторные и трансмиссионные масла для автомобилей изготовлены уже с комплексом присадок, в состав которого входят антифрикционные, противоизносные и противозадирные. Действие присадок такого рода состоит, прежде всего, в адсорбции поверхностно-активных веществ и сопровождается химическими преобразованиями с возникновением новых веществ и соединений, т.е. химических модифицированных слоев. В микронеровностях металла при трении возникают очень высокие давления, в зоне контакта генерируется теплота. Именно в условиях высоких удельных нагрузок и температур химические модифицированные слои проявляют наибольшую активность. Действие адсорбционных и особенно хемосорбционных слоев зависит от химического состава масла, металла и особенно состава присадки (или добавки) и связано со способностью проникать в. микрощели, нивелировать, т.е. выравнивать трущиеся поверхности, снижать элект­ростатическое изнашивание за счет усиления перетекания электри­ческих зарядов с одной поверхности на другую, уплотнять зазоры. Осо­бое место принадлежит добавкам и присадкам, которые одновременно с уменьшением износа двигателя снижают коэффициент трения, так как не всегда высокая маслянистость, т.е. малый коэффициент трения, обеспечивает уменьшение износа двигателя.

Все эти добавки и присадки находят сбыт и применение в связи с не­удовлетворительным техническим состоянием двигателя, качеством топлива, с низким качеством наших масел, а точнее — качеством присадок, входящих в состав масел. Подтверждением тому служит срок работы до замены масел М-6з/10Г1, М-5з/10Г1 и М-63/12Г1. Все три масла — "жигулевские", предназначены для высокофорсированных кар­бюраторных двигателей, все три — всесезонные. Но срок службы масла М-6з/10Г1 в 1,5 раза меньше, чем у двух последних марок. Объяснение очень простое: два последних масла изготовлены с добавкой импортных присадок, потому их меняют через 15 тыс. км.

Качественные масла (это относится к большинству импортных масел) не требуют дополнительных добавок или присадок при эксплуатации. Но реальность такова, что даже самое качественное масло можно испортить некондиционным топливом: бензином с примесями керосина или дизельного топлива, бензином с повышенным содержанием смол, с низким октановым числом, другими отклонениями от стандарта; дизель­ным топливом с содержанием воды или механических примесей] топливом, не соответствующим сезонности (зимой — летним) и с другими отклонениями от стандарта. Следует отметить и недостаточно высокий уровень технического обслуживания. Все это ведет к ускорен­ной срабатываемости масла, необходимости дополнительного введения добавок или присадок, которые предохраняли бы двигатель от повы­шенного износа.Некоторые добавки и присадки позволяют снизить износ высоконагруженных или термонагруженных деталей в 1,3 и более раза, несколько снизить расход топлива. Но следует очень осторожно относиться к добавкам и присадкам к маслам, так как большинство из них не имеет тех магических свойств, которые им приписывает реклама.

Новые двигатели и двигатели после ремонта должны пройти период обкатки, для чего используются специальные обкаточные масла или присадки к маслам и топливам.При этом автолюбители иногда вводят в-состав масла дисульфид молибдена или мягкие метал­лы. Последними не следует увлекаться, так как некоторые металлы и их оксиды являются катализаторами окисления масла (медь, свинец, их окислы и сплавы). При отсутствии обкаточных масел к моторным маслам можно добавлять самостоятельно порошкообразный дисульфид молибдена, который вводится в масло в количестве до 3% веса при тем­пературе масла 60...70°С. Все хорошо перемешивается, добавляется в картер, и двигателю дают нагрузку. Автомобиль должен поработать без

перерыва несколько часов. Несмотря на то, что большая часть дисульфида молибдена останется на фильтрах и со временем осядет на дно картера, свою позитивную роль как обкаточный компонент он сыгра­ет: пришлифуются в какой-то мере поверхности, уплотнятся зазоры (повысится давление в системе). После этого следует поменять фильтры.

В последнее время дисульфид молибдена находит широкое применение как модификатор, т.е. как присадка. Для этого он должен быть однородной дисперсией с размером частичек не более 1 мкм. В чистом виде (сам) он не используется, а только в смеси с поверхностно-активными веществами ингибиторами, предупреждающими некото­рые негативные явления, такие, например, как коррозия.

Приготовление присадок —очень сложный технологический процесс, требующий надлежащих условий и специального технологического обо­рудования. Некоторые компоненты нуждаются в ультразвуковом измельчении (в том числе и дисульфид молибдена).

К подбору твердых (и маслорастворимых) добавок или присадок к маслам следует относиться с большой осторожностью, со знанием их свойств и действия. Как отмечалось выше, медь, свинец и их оксиды и сплавы, будучи твердыми смазочными материалами, ускоряют срабатываемость масла (как катализаторы окисления); дисульфид молибдена, графит должны пройти ультразвуковое дробление; большинство полимерных соединений работает только при невысоких давлениях и температурах, поэтому они не могут быть качественными добавками или присадками к моторным и трансмиссионным маслам. Добавки к маслам обычно "тяжелее", чем масло (выше плотность и вязкость). При смешивании с маслом сила внутреннего трения в масле, т.е. энергия, затрачиваемая на его прокачивание, не уменьшается, поэтому за счет такой добавки экономии топлива и увеличения мощности двигателя достичь нельзя. Экономию топлива и повышение мощности двигателя в данном случае можно получить за счет снижения коэффициента трения. Положительный эффект от введения некоторых добавок имеется. К таким немногим добавкам относятся, в частности, из отечественных — "Фриктолы",из импортных — Dura Lube(США), "Экомины"(Прибалтика) и другие. Добавки проникают в микротрещины, предохра­няют от дальнейшего износа двигатель, шлифуют поверхности трения, покрывают металл дополнительным смазочным слоем, уплотняют зазо­ры, повышая давление в системе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.