Теоретическая часть
Практически для полго сгорания топлива требуется большее количество воздуха, чем теоретически необходимо, так как невозможно создать такую горючую смесь, где каждая частица кислорода воздуха соединялась бы при сгорании с топливом. Кроме того, приходится учитывать и возможность работы дизеля с перегрузом. Часть воздуха не будет участвовать в горении, поэтому воздух надо подавать в избытке. Отношение действительного количества воздуха L к теоретически необходимому Lо называют коэффициентом избытка воздуха α = L/Lo α = 1,8 - 2,2.
Порядок выполнения работы: Для определения параметров в конце сгорания (точка Z) составляют уравнение сгорания на линии CZ’Z. В процессе сгорания химическая энергия топлива расходуется на совершение внешней работы на линии Z’Z и повышение внутренней энергии газа. Из всего количества теплоты, выделившейся на линии сгорания Qн = Q1’ + Q1”, используется ξQн Дж/кг, где ξ – коэффициент использования теплоты. Коэффициент ξ учитывает потери от неполноты сгорания, теплопередачи стенкам цилиндра и диссоциации продуктов сгорания. Значение ξ может быть определено только опытным путем. Оно зависит главным образом от качества смесеобразования, температурного режима, качества топлива, частоты вращения двигателя, а также конструктивных особенностей камеры сгорания. Чем лучше смесеобразование, тем меньше тепловые потери в камере сгорания. Чем быстрее происходит сгорание топлива, тем больше значение ξ. Баланс энергии на линии CZ’Z для 1 кг топлива:
Uc + ξQн = Uz + Lz’z (15.8) где Lz’z – работа газов на линии расширения, Дж/кг.
Внутренняя энергия газа в точке «С»
Uc = M1C’μv Tc
где M1 – количество молей смеси в конце сжатия, к моль/кг; C’μv - средняя мольная теплоемкость газов при постоянном объеме, Дж/ (К моль ºС); Tc – абсолютная температура газов в конце сгорания.
Внутренняя энергия газов после сгорания
Uz = M2C”μv Tz
где M2 – количество молей после сгорания; C”μv - средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания при постоянном объеме; Tz – абсолютная температура газов в конце сгорания.
Величина работы Lz’z = PzVz – Pz’Vz’ Pz’ = λPc, где λ – степень повышения давления. Vz’ = Vc Lz’z = PzVz – λPcVc = 8314M2Tc - 8314M1Tc PV = GRT
следовательно, Lz’z = 8314M2Tz – λ8314McTc
Подставим полученные значения Uc, Uz, Lz’z в формуле (15.8) и, произведя перегруппировку членов с учетом, что C”μv + 8314 = C”μp (C”μp – средняя мольная теплоемкость при постоянном давлении), получим
M1Tc(C’μv + 8314λ) + ξQн = M2 C”μv Tz
Разделим все члены на М1 и, приняв во внимание, что М2/М1 = β (действительный коэффициент молекулярного изменения), окончательно получим
(C’μv + 8314λ)Тс + + (ξQн)/М1 = β C”μр Tz (15.9)
Решение уравнения сгорания (15.9) позволяет определить температуру в конце сгорания. Конечная температура Tz для высокооборотных двигателей составляет 1900-2000 К. Максимальное давление Рz можно определить Рz = λРс.
Процесс расширения В идеальном цикле расширения газов происходит по адиабате, в действительном рабочем цикле – по политропе с показателем «n2». При этом надо помнить, что тепловой поток в процессе расширения все время идет от газа к стенкам, а газ получает теплоту при догорании топлива. На характер протекания процесса расширения оказывают влияние ряд эксплуатационных факторов: 1. При увеличении частоты вращения двигателя сокращается продолжительность процесса расширения, а, следовательно, уменьшается интенсивность теплоотдачи газ-стенка цилиндра. Кроме того, при возрастании частоты вращения процесс догорания распространяется на большем участке линии расширения. Это приводит к уменьшению «n2» и увеличению значения параметров газа в конце расширения Рв и Тв. 2. При увеличении нагрузки на двигатель возрастают количество и температура продуктов сгорания и теплоотдача в стенки, что приводит к повышению показателя «n2». однако при работе двигателя на гребной винт, когда с увеличением нагрузки возрастает частота вращения двигателя, значение показателя «n2» может уменьшиться. 3. Износ топливной аппаратуры и связанное с этим ухудшение качества смесеобразования приводит к растягиванию процесса сгорания и значительному распространению процесса догорания топлива на линии расширения, что в свою очередь уменьшит и увеличит Рв и Тв. Тоже произойдет вследствие ухудшения воздухоснабжения двигателя вследствие влияния атмосферных условий или загрязнения воздушных (газовых) трактов двигателя. Давление и температуру газов в конце расширения в точке «в» расчетного цикла определяют (по аналогии с процессом сжатия) из уравнения политропы расширения и PzVzn2 = PвVв n2 и уравнений состояния газа PzVz = 8314 М2Тz и PвVв = 8314 М2Тв в точках «z» и «в». Рв = Pz/δn2 ; Тв = Тz/δn2-1 , где δ = Vа/Vz – степень последующего расширения; δ = ε/ρ; δ = ε и ρ = (β/λ)(Tz/Tc) – для цикла υ = const.
Содержание отчета: 1. Тема и цель лабораторной работы. 2. Материальное обеспечение. 3. Отчет о проделанной работе. Заключительный контроль: 1. Охарактеризуйте 1 и 2 периоды горения топлива. 2. Охарактеризуйте 3 и 4 периоды горения топлива. 3. Что называют коэффициентом избытка воздуха? 4. Напишите и охарактеризуйте величины уравнения баланса горения для 1 кг топлива. 5. Значение величин Рz, Tz. 6. Какие величины влияют на эксплуатационные характеристики двигателя?
Литература: 1. Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Судовые энергетические установки и их эксплуатация», 1985. 2. Миклос А.Г., Чернявская Н.Г., Червяков С.П. Судовые двигатели внутреннего сгорания, 1986. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|