Здавалка
Главная | Обратная связь

Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.



Цель экономической деятельности человека в повышении благосостояния большинства, создании материальных условий для свободы людей, увеличения их социальной защищенности.

Измеритель экономической деятельности –валовой национальный продукт (ВВП) (статистический показатель, измеряющий совокупную рыночную ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года).

Валовой национальный продукт представляет собой макроэкономический показатель, выражающий совокупную стоимость конечных материальных благ и услуг, созданных только национальными предприятиями в течение определенного времени (как правило, года) как на территории своей страны, так и за рубежом.

Если из ВВП вычесть стоимость амортизации, то получим ЧНП (чистый национальный продукт). Исключив из ЧНП косвенные налоги, уплачиваемые государству, получим НД (национальный доход). НД выступает как совокупный доход собственников всех ресурсов.

Если к ВВП прибавить доходы данной страны за рубежом и вычесть доходы иностранцев, работающих в этой стране, то получим ВНП (валовой национальный продукт), используемый для оценки доходов экономики страны. ВНП – стоимость продукции, которая является собственностью граждан данной страны, где бы она не находилась и не функционировала.

 

Связь между уровнем экономики и уровнем жизни населения. Можно производить много, но жить плохо:

1) Хозяйство ведется нерационально.

2) Ресурсы отвлекаются на непроизводственные затраты

3) Устаревшие технологии

4) Комфортные условия жизни людей обеспечиваются материальными благами и услугами.

Потребление – экономическое понятие, обозначающее использование произведенных в текущем году товаров и услуг с целью удовлетворения повседневных нужд. Если страна бедная, то она сразу все потребляет. Если страна производит больше, чем потребляет, то у нее есть возможность часть ВНП потратить на накопление.

Накопление – сбережение части доходов текущего года для использования их в будущем.

2. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

С понятием социального статуса личности неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль — ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей, независящее от индивидуальных характеристик индивида, и никакое другое является социальной ролью.

От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведения ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оценивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как следует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку данного социального положения.

Ожидание, предписание соответствующего статусу поведения называют в социологии социальной ролью.

Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас достаточно много. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью. Представим себе пожилого академика, который, выступая на научной конференции, говорит на молодежном сленге, а после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря, снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала. Конечно, наше время не знает таких жестких ограничений и условностей по рангу и чину, как, допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпадение ожидаемого в соответствии со статусом поведения и реальных поступков личности вызывает непонимание со стороны окружающих, а нередко и осуждение.

Напряженные отношения — ролевой конфликт — возникают и в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудносовместимых ролей. Например, профессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей приходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою очередь, предполагают широкий спектр обязанностей.

Ролевой набор, присущий отдельной личности, определяется многими факторами. Один из них — это возраст. Для периода юности, по оценкам социологов, характерна ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого. Такая ситуация порождает известную неустойчивость социального положения молодого человека. Он постепенно теряет статус, предоставляемый родительской семьей, и должен добиваться собственного статуса, овладевать новыми социальными ролями.

В реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им самим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать, и играть, исходя из сложившихся требований общества по отношению к нему (не исключая, конечно, его собственных целей и способностей).

 

Социальные группы.

Одни социологи рассматривают социальную общность как большую массовую социальную группу; другие определяют социальную группу как малую социальную общность.

Возможные значения понятия социальной группы:

1) в самом широком смысле понятие социальной группы охватывает любое социальное объединение – от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества;

2) в более узком смысле оно обозначает многочисленное объединение людей;

3) сравнительно небольшая совокупность людей, взаимодействующих между собой на ос-нове разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальные группы отличаются большой устойчивостью, высокой степенью однородности и сплочённости, а также тем, что могут входить в более широкие социальные образования в качестве элементов.

Массовые социальные общности обычно характеризуются бесструктурностью и расплывчатостью состава, организационной аморфностью, недостаточной определённостью границ.

Социальная группа – одна из основных форм объединения людей, целью которого является удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий.

Классификация социальных групп:

1. по численности: большие и малые;

2. по характеру взаимодействия: первичные и вторичные;

3. по способу организации и регулирования взаимодействия: формальные и неформальные;

4. по количеству ценностей, вокруг которых они объединены: односторонние и многосторонние;

5. Условные, номинальные (объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом) и реальные (действительно существующие объединения людей, связанных между собой определёнными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему).

Референтная группа (от англ. refer – относиться) – социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе; ведущим признаком референтной группы может выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты.

Каждую социальную группу характеризуют определённые связи и общие социально значимые признаки: национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни и пр.

В малых группах общественные отношения осуществляются путём непосредственных контактов их членов. Такие группы более спаяны и действенны. В больших группах отношения между членами складываются вокруг тех или иных общественных ценностей (норм, традиций, догм и постулатов), при этом члены могут и не знать о существовании друг друга.

Первичные группы (семья, группа друзей) воздействуют на многие аспекты нашей жизни и приводят нас к личным и близким связям с другими людьми. Вторичная группа представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер.

Группы, деятельность которых официально признана соответствующими институтами общества и оформлена в них должным образом, называются формальными. Группы, деятельность и нормы поведения которых официально не регламентированы, считаются неформальными.

Общественный класс, являясь более устойчивой общностью, объединённой рядом признаков фундаментального порядка, - категория социально-историческая, преходящая. Группы и слои же, порождаемые естественно – исторической дифференциацией сфер и видов человеческой деятельности, - постоянны и являются элементами любого общества как системы.

Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей, объединённых природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.