Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ



ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

 

Курсовая работа студентки

очного отделения группы СП-41

Смирновой Виктории Викторовны.

Научный руководитель:

к. пс. н. Иванова Ирина Викторовна.

 

 

Калуга 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ……….6

1.1. Формы, методы и виды профориентационной работы в школе……6

1.2. Роль социального педагога в организации профориентационной работы в школе………………………………………………………..11

1.3. Методы и формы работы социального педагога по профориентации………………………………………………………22

Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В СОШ №49 г. Калуги. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………………………….28

2.1. Организация деятельности социального педагога по профориентационной работе в учебном заведении…………………………...28

2.2. Оценка эффективности деятельности социального педагога по профориентационной работе в учебном заведении…………………………...34

2.3. Рекомендации по повышению эффективности работы социального педагога по профориентации старшеклассников……………………………...53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..64

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в нашей стране, связанные с переходом к рыночным отношениям, породили множество проблем, одной из которых является проблема безработицы и трудоустройства подрастающего поколения. Возникновение данной проблемы вызвало необходимость нового подхода к решению задач самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, сферы приложения личных возможностей в соответствии с определёнными способностями и склонностями к выбранной профессии.

По мнению большинства учёных, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - ещё в школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях. Её решению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека. Именно профориентационная работа является одной из самых перспективных психолого-педагогических форм помощи учащейся молодёжи на современном этапе развития общества, когда постоянно меняющиеся политические, экономические и социальные условия затрудняют и без того довольно сложный выбор профессии.

Повышению эффективности профориентационной работы способствует деятельность социального педагога, психолога, учителей и классного руководителя.

Государственная важность и социально-экономическая значимость проблем, связанных с самоопределением молодёжи, вызвали большую активность учёных и практиков различных областей знаний, работающих над разработкой ряда аспектов профориентационной работы.

Основоположниками профориентационной работы считают А. Бине, Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, Ф. Парсонса и Л. Термена, которыми впервые были разработаны психологические тесты, позволяющие выявлять профессиональные способности человека.

Выделению путей построения профессиональной ориентации в условиях общеобразовательной школы посвящены работы А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.Д. Сазонова, А.П. Чернявской, В.Д. Шад-рикова и др. Исследованиями факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности учащихся старших классов, занимались Дж. Аткинсон, Е.П. Ильин, И.А. Заборская, Е.А. Климов, Ю.А. Корреляков, О.П. Неменова, Н.С. Пряжников, Л.А. Храмцова и др. Процессы формирования профессиональной направленности в старшем школьном возрасте отражены в работах Э.Ф. Зеера, В.В. Кревневича, К.Д. Левитова, B.C. Лукиной, В.Н. Парамзина, Т.И. Шалавиной. Профильное обучение и его значение в организации профориентационной работы в школе раскрываются в работах Л.К. Артёмовой, П.С. Лернера, А.А. Пинского и др.

Объект исследования - профориентационная работа в старших классах.

Предмет исследования - формирование профессиональной направленности старшеклассников в рамках деятельности социального педагога в общеобразовательной школе.

Цель исследования - выявить специфику деятельности социального педагога в общеобразовательной школе и определить пути совершенствования организации профориентационной работы в среднем общеобразовательном учреждении.

 

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. провести анализ литературы по данной проблеме;

2. рассмотреть формы, методы и виды профориентационной работы в школе, а также роль социального педагога в профориентационной работе;

3. изучить методы и формы работы социального педагога по профориентации;

4. рассмотреть организацию деятельности социального педагога по профориентационной работе в МОУ СОШ №49 г. Калуги, выявить ее эффективность, а также разработать рекомендации по повышению ее эффективности.

Методологическую основу исследования составили современные концепции педагогики и психологии, определяющие содержание, формы и методы профориентационной работы в образовательном процессе.

Для реализации поставленной цели и решения задач использовалась следующая совокупность методов:

- теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, нормативно-правовых документов и учебных программ школы;

- эмпирические: праксиметрический метод (изучение школьной документации), анкетирование (Профессиональная ориентация учащихся старших классов, Готовность к выбору профессии);

- статистические методы: количественная и качественная обработка данных.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.