Организация деятельности социального педагога по профориентационной работе в учебном заведении
Работасоциального педагога МОУ СОШ №49 ведется по плану работы школы на 2011-2012 учебный год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог: - Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; - Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча; - Предупреждает отсев учащихся из школы; - Поддерживает тесные связи с родителями; - Изучает социальные проблемы учеников; - Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; - Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих. - Проводит профориентационную работу с учащимися; - Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей. - Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях; - Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья. Работа по профориентации учащихся старших классов проводиться в соответствии с планом по профориентационной работе на 2011-2012 учебный год. Социальный педагог призван помочь старшекласснику познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии. Цельпрофориентационной работы:актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии. Задачипрофориентационной работы: - сформировать у учащихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии; - сформировать у учащихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности; - научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; - научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии; - подготовить к профессиональному самоопределению. Профориентационная работа в МОУ СОШ №49 проводится в 8-м и 9-м классах. В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. Цель профориентационной работы в 8-9-х классах - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий. Темы профориентационной работы: - 8-й класс- «Мир профессий». - 9-й класс - «Я и самопознание». «Мир профессий» для учащихся 8-х классов рассматриваются мир труда и мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования. «Я и самопознание» помогает учащимся 9-х классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию десятиклассниками профессионального самоопределения как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом. В тоже время можно отметить что в МОУ СОШ №49 используется небольшое количество методов и форм проведения профориентационных занятий:
- активизирующие профориентационные опросники и тесты; - индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания; - профориентационные игры с классом. Регулярная работа с родителями по профориентации учащихся не проводиться. Иногда по решению педсовета проводятся индивидуальные консультации с родителями и трудными подростками по дальнейшему самоопределению и профориентации. Профориентационные диагностика и консультации включаетисследование мотивации выбора профессии и исследование профессиональных интересов, что также является недостаточным. Диагностический этап профориентационной работы также требуется исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии и индивидуальные консультации психолога для учащихся, родителей. В таблице 1 представлен план профориентационных мероприятий на 2011-2012 учебный год. Таблица 1 - План профориентационных мероприятий на 2011-2012 учебный год для учащихся 9-х классов МОУ СОШ №49 Таблица 1 План профориентационных мероприятий на 2011-2012 учебный год для учащихся 9-х классов МОУ СОШ № 49
В 8-м классе занятия проводятся один раз в месяц на классном часе, в 9 классе раз в неделю, за счет школьного компонента учебного плана. Анализ организации деятельности социального педагога по профориентационной работе вМОУ СОШ №49 показывает, что профориентационная работа построена практически только на психодиагностике, т.е. прохождением школьником тестов. Но этого недостаточно. Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой главная цель профориентационного психодиагностического обследования состоит в том, чтобы опираясь на полученные результаты, подобрать человеку наиболее подходящую профессию. Самый существенный недостаток только «диагностической» профконсультации состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в выборе профессии, т.к. задачу выбора решает за него социальный педагог. Эту процедуру сложно назвать «выбором» профессии, это скорее «подбор» путем наложения «сетки» выявленных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований. Поэтому психодиагностика является важным, но, тем не менее, только начальным этапом профконсультации. Основная работа, которую совершает по сути сам школьник, начинается с психологического тренинга. Психодиагностическое обследование должно помочь старшекласснику лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать его стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся. План по профориентации старшеклассников не включает экскурсий, встреч с представителями различных профессий, видео-презентаций и т. д., что говорит о недостаточном уровне использования форм. Психологическое тестирование и анкетирование проводимые социальным педагогом и психологом МОУ СОШ №49 в начале 2011-2012 учебного года позволило выявить лишь основные проблемы, возникающие в области жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-х классов: - недостаточное или неадекватное знание своих сильных и слабых сторон, неустойчивость интересов и потребностей, неполная и неточная самооценка своих способностей, возможностей; - несформированность образовательного запроса или несогласованность его со своими способностями, возможностями, интересами и потребностями; - незнание региональных потребностей в кадрах и перечня учебных заведений, готовящих соответствующие кадры по выбранной специальности; - незнание возможностей профильного обучения, связанного с выбранной специальностью в республике, в регионе, в районе; - недостаточный уровень развития таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремленность, организованность; - отсутствие или слабость мотивации к творческой самореализации в профессиональной области, соответствующей своим особенностям и способностям, основанной на знании субъективных и объективных факторов самореализации; - плохо учитывались психологические особенности, мотивы, ценности, потребности, установки, настроения учеников. Только последние два года мы имеем дипломированного психолога, и то с малым опытом работы. Важно иметь различные виды психологического сопровождения на разных этапах обучения ребенка: психодиагностическая помощь, предпрофильное сопровождение, теоретическая и практическая ориентация средних и старших подростков, психологическая помощь при сложных ситуациях. - отсутствие банка данных о профессиях, картотек индивидуальных образовательных программ обучения по разным профилям, которые всегда были под рукой учеников, чтобы своевременно узнать и посоветоваться с родителями, учителями. На основании этого можно сделать выводы, что профориентационная работа в МОУ СОШ №49 может нуждаться в поиске путей ее совершенствования (по содержанию и формам). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|