Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация деятельности социального педагога по профориентационной работе в учебном заведении



Работасоциального педагога МОУ СОШ №49 ведется по плану работы школы на 2011-2012 учебный год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

- Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

- Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча;

- Предупреждает отсев учащихся из школы;

- Поддерживает тесные связи с родителями;

- Изучает социальные проблемы учеников;

- Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

- Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.

- Проводит профориентационную работу с учащимися;

- Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.

- Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях;

- Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья.

Работа по профориентации учащихся старших классов проводиться в соответствии с планом по профориентационной работе на 2011-2012 учебный год.

Социальный педагог призван помочь старшекласснику познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.

Цельпрофориентационной работы:актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии.

Задачипрофориентационной работы:

- сформировать у учащихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;

- сформировать у учащихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;

- подготовить к профессиональному самоопределению.

Профориентационная работа в МОУ СОШ №49 проводится в 8-м и 9-м классах.

В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно

разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии.

В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами.

Цель профориентационной работы в 8-9-х классах - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.

Темы профориентационной работы:

- 8-й класс- «Мир профессий».

- 9-й класс - «Я и самопознание».

«Мир профессий» для учащихся 8-х классов рассматриваются мир труда и мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования.

«Я и самопознание» помогает учащимся 9-х классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию десятиклассниками профессионального самоопределения как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом.

В тоже время можно отметить что в МОУ СОШ №49 используется небольшое количество методов и форм проведения профориентационных занятий:

 

- активизирующие профориентационные опросники и тесты;

- индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;

- профориентационные игры с классом.

Регулярная работа с родителями по профориентации учащихся не проводиться. Иногда по решению педсовета проводятся индивидуальные консультации с родителями и трудными подростками по дальнейшему самоопределению и профориентации.

Профориентационные диагностика и консультации включаетисследование мотивации выбора профессии и исследование профессиональных интересов, что также является недостаточным. Диагностический этап профориентационной работы также требуется исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии и индивидуальные консультации психолога для учащихся, родителей.

В таблице 1 представлен план профориентационных мероприятий на 2011-2012 учебный год.

Таблица 1 - План профориентационных мероприятий на 2011-2012 учебный год для учащихся 9-х классов МОУ СОШ №49

Таблица 1

План профориентационных мероприятий на 2011-2012 учебный год для учащихся 9-х классов МОУ СОШ № 49

Сроки Мероприятия
Сентябрь Профориентационная игра «Пришельцы»
Октябрь Беседа «Знакомство с профессиями и их классификация»
Ноябрь Профессиональный успех. Анкета «Выбор»
Декабрь «Склонности и профессиональная направленность»
Январь Посещение-знакомство с центром занятости района
Февраль «Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные профессии»
Март Деловая игра «Кадровый вопрос»
Апрель Игра «Профконсультация»
Май «Анатомия профессии». Профессиограмма

 

В 8-м классе занятия проводятся один раз в месяц на классном часе, в 9 классе раз в неделю, за счет школьного компонента учебного плана.

Анализ организации деятельности социального педагога по профориентационной работе вМОУ СОШ №49 показывает, что профориентационная работа построена практически только на психодиагностике, т.е. прохождением школьником тестов. Но этого недостаточно. Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой главная цель профориентационного психодиагностического обследования состоит в том, чтобы опираясь на полученные результаты, подобрать человеку наиболее подходящую профессию. Самый существенный недостаток только «диагностической» профконсультации состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в выборе профессии, т.к. задачу выбора решает за него социальный педагог. Эту процедуру сложно назвать «выбором» профессии, это скорее «подбор» путем наложения «сетки» выявленных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований.

Поэтому психодиагностика является важным, но, тем не менее, только начальным этапом профконсультации. Основная работа, которую совершает по сути сам школьник, начинается с психологического тренинга.

Психодиагностическое обследование должно помочь старшекласснику лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать его стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся.

План по профориентации старшеклассников не включает экскурсий, встреч с представителями различных профессий, видео-презентаций и т. д., что говорит о недостаточном уровне использования форм.

Психологическое тестирование и анкетирование проводимые социальным педагогом и психологом МОУ СОШ №49 в начале 2011-2012 учебного года позволило выявить лишь основные проблемы, возникающие в области жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-х классов:

- недостаточное или неадекватное знание своих сильных и слабых сторон, неустойчивость интересов и потребностей, неполная и неточная самооценка своих способностей, возможностей;

- несформированность образовательного запроса или несогласованность его со своими способностями, возможностями, интересами и потребностями;

- незнание региональных потребностей в кадрах и перечня учебных заведений, готовящих соответствующие кадры по выбранной специальности;

- незнание возможностей профильного обучения, связанного с выбранной специальностью в республике, в регионе, в районе;

- недостаточный уровень развития таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремленность, организованность;

- отсутствие или слабость мотивации к творческой самореализации в профессиональной области, соответствующей своим особенностям и

способностям, основанной на знании субъективных и объективных факторов самореализации;

- плохо учитывались психологические особенности, мотивы, ценности, потребности, установки, настроения учеников. Только последние два года мы имеем дипломированного психолога, и то с малым опытом работы. Важно иметь различные виды психологического сопровождения на разных этапах обучения ребенка: психодиагностическая помощь, предпрофильное сопровождение, теоретическая и практическая ориентация средних и старших подростков, психологическая помощь при сложных ситуациях.

- отсутствие банка данных о профессиях, картотек индивидуальных образовательных программ обучения по разным профилям, которые всегда были под рукой учеников, чтобы своевременно узнать и посоветоваться с родителями, учителями.

На основании этого можно сделать выводы, что профориентационная работа в МОУ СОШ №49 может нуждаться в поиске путей ее совершенствования (по содержанию и формам).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.