Здавалка
Главная | Обратная связь

Рекомендации по повышению эффективности работы социального педагога по профориентации старшеклассников



Нами предлагается реализация программы профориентации учащихся 9-х классов «Шаг в будущее».

Основной целью данной программы является ориентирование обучающихся на осознанный выбор в старших классах профилирующего направления собственной деятельности и оказание поддержки обучающимся в основной школе в самоопределении в отношении выбора профиля будущего обучения.

Цель профориентации подготовки учащихся 9-х классов «Шаг в будущее» - оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных способностей и возможностей в освоении той или иной профессии.

Программа профориентации подготовки учащихся 9-х классов «Шаг в будущее» направлена на реализацию следующих задач:

1. определение генеральной линии профессионального самоопределения и самореализации учащегося и возможных вариантов ее развития;

2. совместный с учащимися поиск профиля профессии,
который бы наилучшим образом соответствовал индивидуальным
особенностям учащегося;

3. поиск реальных профессий, соответствующих найденному профилю,
обсуждение возможных видоизменений и модификаций профессий,
специальностей, рабочих мест;

4. определение и обсуждение с учащимися сложностей и проблем,
связанных с внутренними и внешними обстоятельствами жизни
учащегося, которые могут встречаться на пути реализации планов и возможных путей разрешения выявленных проблем;

 

5. помощь личностному росту учащегося, работа с самооценкой, умение
принимать решения и брать на себя ответственность за свои
действия.

Основные направления работы руководителя профориентационной работы по профессиональному самоопределению подростков в рамках программы профориентационной подготовки учащихся 9-х классов «Шаг в будущее»:

- взаимодействие с учащимися 9-х классов (проведение часов общения, беседы, лекции, профориентационные игры, анкетирование, тестирование, профконсультации, выпуски информационных бюллетеней, рекламных листовок о профессиях, стенгазет, оформление уголков профориентации);

- взаимодействие с родителями учащихся 9-х классов (информирование родителей, знакомство с нормативными документами, планом и направлением работы, анкетирование и вовлечение родителей в профессиональное самоопределение подростка, организация родительских собраний, встреч с представителями учебных учреждений, индивидуальные беседы родителей с психологами);

- взаимодействие с учителями-предметниками, классными руководителями (контроль успеваемости, изучение предметов на продвинутом уровне, выявление интереса к учебным предметам, организация профессиональных проб, проведение совместных
мероприятий по профессиональному самоопределению, учитывая специфику предмета);

- взаимодействие с психологами школы и центра «Психолого-медико-социального сопровождения» (индивидуальные консультации учащихся родителей, анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, помощь в проведении занятий и интерпретации тестов);

- взаимодействие с представителями средних специальных ОУ
(организация и проведение экскурсий, предоставление информационных


материалов, привлечение представителей ОУ к взаимному сотрудничеству);

- взаимодействие с представителями организаций (организация и
проведение экскурсий на предприятия, встречи с интересными людьми, профессионалами своего дела.

Организация работы по программе профориентационной подготовке учащихся 9-х классов «Шаг в будущее» включает в себя три этапа.

1. Пропедевтический или подготовительный этап (конец 8-го - начало 9-го класса). Проведение информационных занятий, реализация программ по технологии, первичная диагностика уровня развития профессиональных установок, выбор элективных курсов.

2. Основной этап (период обучения в 9-м классе.). Углубленная диагностика по изучению образа “Я”, реализация образовательного запроса при изучении элективных курсов, информационные и ориентационные беседы, занятия и игры, профессиональные пробы, заполнение портфолио.

3. Заключительный этап (конец 9-го класса.). Контрольное тестирование, индивидуальные рекомендации по выбору дальнейшего обучения и дальнейшему развитию личности учащегося, обучение на профиле, соответствующем индивидуальным запросам школьника.

Работа по профильному самоопределению учащихся на пропедевтическом этапе начинается в конце 8-го класса и ведется по двум направлениям: информирование и диагностирование.

На этом этапе основная информационная роль лежит на учителе.

Программа профориентационной подготовки «Шаг в будущее» включает ежегодные беседы с учащимися 8-го класса: «Об организации предпрофильной подготовки в ОУ», «Выбор элективных курсов», «Портфолио учащегося».

 

Первоначальные диагностические исследования программы профориентационной подготовки «Шаг в будущее» включают: «Карта интересов», «Профессиональные склонности и интересы», «Анкета профильной ориентации» (8 кл.), «Выбор предметов на углубленном изучении в 9-м классе».

Анализ результатов пропедевтического этапа показывает необходимость предпрофильной подготовки и дальнейшей углубленной информационно-просветительской и диагностической работы с девятиклассниками.

На основном этапе система работы по организации предпрофильной подготовки включает в себя комплексное взаимодействие учителей-предметников, классных руководителей, творческих групп, психолога и администрации школы, руководителя профориентационной работы с выпускниками и их родителями. Одной из важнейших составляющих процесса предпрофильной подготовки является психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения учащихся. Система психолого-педагогической поддержки включает в себя взаимодействие педагогов и психологов на педагогических советах школы, организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, психологических классных часов с учащимися, психологического лектория для родителей учеников.

В ходе предпрофильной подготовки с девятиклассниками проведятся беседы, коллективные и групповые занятия по следующим темам: «Предпрофильная подготовка в школе», «Образовательная карта города», «Многообразие мира труда и профессий», «Хочу, Могу, Надо» - формула выбора профессии», «Социально-психологический портрет современного профессионала», «Классификация и анализ профессий», «Человек и профессия», «Мои профессиональные приоритеты», «Ценностные ориентации», «Имидж и профессиональная карьера», «Что такое профессиональная этика, профнепригодность», «На пороге взрослой жизни», «Выбор профессии - это серьезно» и др.

Для активизации познавательного интереса учащихся занятия проводятся в форме профориентационных игр: «Цепочка профессий», «День из жизни, сон из жизни», «Человек-профессия», «Личный профессиональный план», «Три судьбы».

Проводится анкетирование по темам: «Потребность в достижении», «Мотивы выбора профессии» и т. д.

В результате проведенных занятий учащиеся получают полное представление о многообразии мира профессий, о требованиях, предъявляемых к современному профессионалу, о приоритетных профессиях на рынке труда, о серьезности в принятии решения - выбора профессионального будущего.

Также реализация образовательных потребностей проводится через выбор элективных курсов и анкетирование девятиклассников: анкеты “Я выбираю...” (выбор предметов для изучения на продвинутом уровне) и “Выбор учащимися 9-х классов элективных курсов”. По результатам анкетирования, с учетом выявленного образовательного запроса, организуются для изучения элективные курсы: «В мире синтаксиса», «Вы сказали, здравствуйте!», «Решение текстовых задач», «Модуль и параметр», «Экология и жизнь», «Делопроизводство с использованием информационных технологий», «Химия и жизнь», «Химия в быту», «Личная экономика», «Право и ответственность», «Великие путешественники России», «История государства Российского в одной картинке», «Механика», «Тайны живой природы», «Деловой английский».

Также должно проводится мониторинговое исследование учащихся с целью выявления интереса к выбранному курсу, осуществлялся контроль за перемещением девятиклассников с курса на курс и посещением учащихся элективных курсов, подводятся итоги прохождения курсов: «зачтено», «не зачтено», «прослушал».

 

Работа в рамках знакомства с профориентационной информацией и вдумчивым изучением собственных качеств позволяет учащимся сформировать интерес к определенным областям деятельности. Это лишний раз доказывает, что одной из важнейших составляющих предпрофильной подготовки является психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения учащихся, которая включает в себя взаимодействие педагогов и психологов на педагогических советах школы, организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, психологических классных часов с учащимися, психологического лектория для родителей учеников.

Неотъемлемую часть в предпрофильной подготовке выпускников 9-х классов составляет работа с их родителями.

С родителями девятиклассников проведятся тематические и информационные родительские собрания: «Предпрофильная подготовка в школе», «Как помочь ребенку в выборе профиля», «Посещение и организация элективных курсов», «Образовательные учреждения города» и др. Проводится анкетирование родителей: «Отношение родителей к профильному обучению», «Предполагаемый выбор профиля», «На пороге выбора профессии».

Как видно из результатов проведенного исследования в п. 2.2., уровень влияния родителей на выбор ребенка высок, но при этом родители плохо ориентируются на современном этапе рынка труда. Как следствие возникает противоречие, которое необходимо преодолеть педагогам и психологам - активизировать разъяснительную работу среди родителей девятиклассников.

В рамках предлагаемой программы в помощь девятиклассникам оформляются уголки «Предпрофильная подготовка”. Там наглядно представляются: план работы класса по предпрофилю, расписание элективных курсов, интересные статьи о профессиях, информационные буклеты средне-специальных учебных заведений. Ежегодно должен

проводиться конкурс уголков «Предпрофильная подготовка», выявляться наиболее информативные и эстетично оформленные стенды. Особый интерес в итогах конкурса будут проявлять учащиеся, т.к. именно они под руководством классного руководителя участвуют в оформлении уголков.

В учреждении оформляются стенды «Образовательная карта города», «Профильное обучение и предпропрофильная подготовка».

Необходимо проводить конкур плакатов среди учащихся 8-9 классов «Виват, профессия!» и рекламных листовок о профессиях «Многообразный мир профессий».

Девятиклассниками могут выпускатся праздничные стенгазеты: «Новогодний калейдоскоп профессий», «Профессии с женским лицом, посвященные женскому дню 8 Марта», «Профессии настоящих мужчин», «Есть такая профессия - Родину защищать», «Профессиональные праздники времен года».

Один раз в четверть должен выпускаться информационный бюллетень. Готовят выпуск, в зависимости от тематики, сами выпускники 9-х классов, в содружестве с классным руководителем или руководитель профориентационной работы. Цель выпусков - в наглядной и лаконичной форме расширить знания учащихся о современном мире труда и профессий, возможности получения образования. Темы информационных бюллетеней: «Куда пойти учиться», «Современные профессии», «Профессиограммы», «Профконсультация», «Абитуриенту», «Информационные технологии в современных профессиях», «Рейтинг Российских вузов».

Одной из наиболее увлекательных направлений в работе руководителя профориентационной работы в рамках программы является организация и проведение экскурсий.

Предварительно проводится анкетирование девятиклассников о желании участвовать в планируемых экскурсиях, согласно проведенному опросу

 

формируются группы учащихся для посещения средне-специальных и профессиональных учебных заведений.

Девятиклассники так же должны посещают «Дни открытых дверей» образовательных учреждений, с целью более полного знакомства с интересующим их учебным заведением.

Также необходимо наладить и поддерживать связь учебного учреждения с туристическими агентствами по организации и проведении профориетационных экскурсионных туров с посещением объектов промышленного производства: «Кока-кола», «Гамма», «Дормаш» и др. Представители средне - специальных образовательных учреждений и высших должны регулярно проводить информационные и разъяснительные беседы со старшеклассниками.

На заключительном этапе профориентационной работы с девятиклассниками:

- проводится контрольное тестирование учащихся с несформированными интересами и склонностями и даются рекомендации по дальнейшему обучению в учебных заведениях профессионального образования;

- вырабатываются и даются рекомендации по дальнейшему развитию личности учащегося, выбравшего профиль соответственно индивидуальному запросу.

Также необходимо отслеживать дальнейший профессиональный выбор выпускников 9-х классов.

Для реализации данной программы необходимо:

1. назначить координатора предпрофильной подготовки и руководителя профориентационной работы;

2. разработать локальные акты, структура, содержание и методология предпрофильной подготовки.

3. сформировать творческую группа по разработке методических рекомендаций.

Подводя итоги, можно сказать, что реализация программы по профориентации учахихся 9-го класса «Шаг в будущее» в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников показывает эмоциональную и деловую включенность учащихся в работу, рост уровня самостоятельности учащихся при построении своих профессиональных планов, активизацию размышления по вопросу самоопределения. При этом система работы должна быть построена методически грамотно и представлена в широком диапазоне учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Вышеперечисленные разнообразные формы и методы поддержки учащихся помогают в решении основной проблемы предпрофильной подготовки – повышении уровня самостоятельности и осознанности выбора профиля своего дальнейшего обучения, вселяют оптимизм по отношению к своему будущему, веру в свои силы, в саму возможность достижения успеха, а также свою готовность даже в самых сложных моментах жизненного пути и карьеры не потерять собственного достоинства.

Однако, учитывая все возрастающие требования к выпускнику новой школы, который должен быть подготовлен в соответствии с требованиями современного информационного общества (достичь понимая себя и окружающей среды, разобраться в своих профессиональных потребностях и потребностях рынка труда, пройти курсы интеллектуальной, культурной, эстетической, экологической подготовки, проявить себя как творческая личность) необходимо проведение пропедевтической профориентационной работы на более ранних этапах становления школьника (5-8 классы) с учетом возрастной психологии учащихся, продолжая совершенствование апробированных методов и разрабатывая новые комплексные подходы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
  2. Социальный педагог должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью. Социальный педагог - это проводник ребят по дороге к будущему. Он помогает подростку самосовершенствоваться и самореализовываться. Эта профессия несет в себе гуманность, помощь и поддержку, опеку и защиту.
  3. Анализ деятельности социального педагога по профориентационной работе ее эффективность в общеобразовательной средней школе №49 г. Калуги показал, что профориентационная работа ограничивается только психодиагностикой, т.е. прохождением школьником тестов. План по профориентации старшеклассников не включает экскурсий, встреч с представителями различных профессий, видео-презентаций и т. д., что говорит о недостаточном уровне использования форм.

 

 

  1. Для проведения оценки эффективности деятельности социального педагога по профориентационной работе в МОУ СОШ №49, автором данной работы было проведено анкетирование учащихся 9-го класса, которое показало, что большинство учащихся оценили уровень подготовки по профориентации в школе на оценку «удовлетворительно», так как большинству учащихся хотелось бы ближе познакомится, с некоторыми профессиями через организацию экскурсий, организацию встреч с интересными людьми, посещению специалистов, занятия по профориентации проводятся в форме лекций, что не вызывает интереса у учащихся и поэтому они должны строиться в форме беседы, на основе диалога, с использованием наглядного материала, дискуссию, 30% учащихся отметили, что им ничего не нравиться в организации занятий по профориентации, учащиеся отметили не интересную организацию проведения, отсутствие возможности получения новых знаний, методику преподавания, что говорит о необходимости пересмотра процесса преподавания данной дисциплины и является показателем не эффективной организации занятий.
  2. Для повышения эффективности профориентационной работы с учащимися 9-х классов, нами предлагается реализация программы профориентации «Шаг в будущее». Реализация программы по профориентации учащихся 9-го класса «Шаг в будущее» в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников позволит повысить эмоциональную и деловую включенность учащихся в работу, повысить рост уровня самостоятельности учащихся при построении своих профессиональных планов, активизацию размышления по вопросу самоопределения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесов В.С. Методологический анализ понятия “профориентация”// Проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: межвузовский сборник научных трудов. – Красноярск: КПИ, 1995. – 128 с.
  2. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П.Профориентация и самоопределение детей-сирот [текст]: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. – 2-е изд., перераб. и доп. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. — 240 с.
  3. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». – М.: Образование, 2007. – 189 с.
  4. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». – М.: Образование, 2007. – 180 с.
  5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2010. - 384с.
  6. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: уч. пособ. – Архангельск. - 2010г . – 152 с.
  7. Грецов А.Г. Выбираем профессию. - СПб.: Питер, 2007. - 216 с.
  8. Довузовская работа в системе доступности высшего образования: методические рекомендации / сост. Е.А.Мартынова, Е.В.Семенова, С.П. Ярошенко и др. - Челябинск, 2006. – 338 с.
  9. Зеер Э.Ф.Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

 

  1. Информационное письмо Министерства образования от 20.08.2003 № 03-51-157 ин/13-03 “Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 20011/2012 учебный год”.
  2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 2007. – 390 с.
  3. Кон И.С. В поисках себя. – М.: наука, 2006. – 329 с.
  4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Министерство образования Российской Федерации, Российская академия образования) //Стратегии образования, 2002. – № 3. – С. 23-26.
  5. Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л. Воспитательная деятельность педагога. – М., 2008.
  6. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников // Народное образование, 2009. - № 1. - С. 207-213.
  7. Лернер П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся // Школьные технологии, 2007.- № 5.- С. 86-92.
  8. Макаева О.А. Григорьева Е.С. Я выбираю профессию. - М.: Юнекс, 2008. – 390 с.
  9. Материалы Минобрнауки России “О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации” //Директор школы, 2009. - № 2. – С. 20-22.
  10. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек - знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина- М. Молодая гвардия, 2005. – 276 с.

 

  1. Михайлова М.В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников // СОТИС — современные технологии, исследования, 2006. - № 3. - С. 36-47.
  2. Николаева И. В. Развитие идеи профориентационной работы в отечественной и зарубежной школах // http://festival.1september.ru/articles/510519/
  3. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. – М.: Альянс Пресс, 2004. – 312 с.
  4. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий [текст]/ под ред. Ю.Р.Вишневского, Я.В.Дидковской, М.В. Певной //Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ, - 2011. - 167 с.
  5. Профориентационная работа в школе (методические рекомендации) // http://festival.1september.ru/articles/412720/
  6. Профессиональная ориентация на рынке труда. Образовательная программа / Сост. Бендюков М.А. Александрова О.Е. – М.: Прогресс, 2006. –80 с.
  7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: Прогресс, 2007. – 109 с.
  8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: ИПП, Воронеж: МОДЭК, 2006. - 246 с.
  9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006. - 288 с.
  10. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2004. – 224 с.
  11. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  1. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В.А. Бодров. - М.: Логос, 2007. - 855 с.
  2. Ракова, Н. А. Педагогика современной школы [текст]: учебно-методическое пособие / Н. А. Ракова, И. Е. Керножицкая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. – 215 с.
  3. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.: ВАКО, 2006. - 240с.
  4. Сарсенбаева Б.И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей. - М.: Б. и., 2005. - 175 с.

35. Социальная педагогика: традиции и инновации //Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с Международным участием ч. 1, - УрГПУ. – 2009 г.

  1. Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессий у японских школьников // Вопросы психологии, 2007. - №6. - С. 150-157.
  2. Фадеева Е. И., Ясюкевич М.И. От выбора профессии к успеху в жизни: Учебно-методич. пособие. - М.: Перспектива, 2008. - 125 с.
  3. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога : учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" : доп. М-вом образования РФ / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина ; под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 206 с.:

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

АНКЕТА

«Профессиональная ориентация учащихся старших классов».

Уважаемый участник исследования!

Просим Вас принять участие в опросе, с целью выявления специфики профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ в условиях трансформации общества и особенности функционирования системы профессиональной ориентации школьников.

Техника заполнения анкеты: обвести выбранный ответ(ы) в кружок.

Анонимность гарантируется, все данные будут опубликованы в общем виде.

Заранее благодарю за участие!







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.