Коммуникативные качества речи Практика
Задание 1. 1. Прочитайте различные афоризмы, связанные с уместностью, и приведите примеры подобных несоответствий речи и того или иного компонента коммуникативной ситуации. Подумайте, как нужно избежать неуместности в каждом случае. Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время (Гораций). | Чаще ты взвешивай, что и кому говоришь обо всяком (Гораций). Легко счастливому поучать несчастного (Эсхил). Тот, кто дает упрямому совет, сам нуждается в совете (Саади). Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь, что не промолчал (Л. Н. Толстой). С умного хватит и намека (Теренций). 2. Прочтите начало рассказа А. П. Чехова «Злой мальчик» и оцените речь молодого человека с точки зрения ее стилевой уместности. Иван Иванович Лапкин, молодой человек приятной наружности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком, спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, между густыми кустами молодого ивняка. Чудное местечко! Сели вы тут, и вы скрыты от целого мира — видят вас одни только рыбы да пауки-плауны, молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, сачками, банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. Усевшись, они тотчас принялись за рыбную ловлю. - Я рад, что мы, наконец, одни, — начал Лапкин, оглядываясь. — Я должен сказать вам многое, Анна Семеновна... Очень многое... Когда я увидел вас в первый раз... У вас клюет... Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную трудовую жизнь... Это, должно быть, большая клюет... Увидя вас, я полюбил впервые, полюбил страстно! Подождите дергать... пусть лучше клюнет... Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчитывать — не на взаимность, нет! — этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом, — могу ли я рассчитывать на... Тащите! 3. Расскажите об одном и том же смешном (грустном) случае, произошедшим с каждым из вас: а) друг другу; б) своим Домашним; в) преподавателю. Опишите ситуации, в которых ваши рассказы будут уместны. Пронаблюдайте, что будет меняться в вашем рассказе в зависимости от изменения адресата или ситуации в целом. 4. Прочтите примеры народной мудрости, которые приводит К. В. Рождественский в «Теории риторики», и определите, к каким параметрам коммуникативной ситуации относятся эти пословицы. В каких ситуациях они могут быть уместно употреблены в вашей речи? С какой целью? Глухой слушает, как немой речь говорит. И глупая речь бывает к месту. Чрезмерная мудрость хуже глупости. Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где желоб. Его из деревни гонят, а он просится в старосты. Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить. Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя. Учит рыбу плавать.
Задание 5. Попробуйте подсчитать примерное количество слов, которые вы используете в процессе общения на иностранном языке. Задание 6. Определите разницу в значении и употреблении следующих синонимических конструкций. Я люблю петь. — Я люблю пение. Курение вредно для здоровья. — Курить вредно для здоровья. Декан разрешил нам не приходить сегодня к первой паре. — Нам разрешили сегодня не приходить к первой паре. Он хочет учиться. — Ему хочется учиться. Богатство (разнообразие и многообразие) сложных предложений подтверждается наличием в русском языке сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложений, предложений с различными видами связи. Каждая из названных конструкций по-разному проявляет характер связей и отношений между частями сложного предложения. Синонимические отношения в сфере сложного предложения реализуются на разных уровнях: — в процессе использования различных вариантов связи частей сложного предложения: Дом, который привлек мое внимание, находился за чертой города. — Дом, что привлек мое внимание..; — при передаче примерно одинакового содержания различными синтаксическими конструкциями: вода замерзает в трещинах камней и разрушает их. — Вода, замерзая в трещинах камней, разрушает их. — Вода, которая замерзает в трещинах камней, разрушает их; — при конструировании различных видов сложных предложений. Раздался звонок, и все пошли в класс. — Когда раз' дался звонок, все пошли в класс. Задание 7. 1. Представьте себе, что вам необходимо этически корректно дать совет разнообразить свою речь кому-то из ваших знакомых. Под каким предлогом и в каком жанре речи вы это сделаете? Какие собственные примеры приведете? 2. Проанализируйте с точки зрения богатства речи параграф вашего учебника по одной из основных дисциплин. В чем и как оно проявляется? 3. Приведите пример текста, в котором автору удалось проявить богатство своей речи, и при этом сделать это мастерски, соблюдая законы стиля и жанра, не нарушая общей гармонии речи, оправданно и удачно используя разнообразные средства языка и речи. Задание 8. Приведите примеры точной и неточной в этом отношении речи. Задание 9. Прочтите фрагмент книги А. И. Галича «Теории красноречия для всех родов прозаических сочинений...» о точности речи. Совпадают ли представления о точности лицейского учителя риторики А. С. Пушкина с современными определениями этого понятия? Точность — устранение всего излишнего или предложение только того, что нужно для обозначения мысли; следовательно, состоит: а) в определительности и б) краткости. Первая, бережливая, выбирает самые правильные или приличные слова и выражения для оттенения мыслей, чувствований и предметов; вторая, отчетливая, действующая по закону достаточных причин, для обозначения вещи употребляет выражения только существенные, кои не могут отсутствовать, не причиняя темности. Точность языка зависит от точности мыслей. Мы погрешаем против нее, когда слова наши или не выражают того, что имеем в мыслях (а нечто похожее), или выражают более либо вдвойне то, что сказать хотели. Точности противно многословие... Задание 10. 1. Найдите неточности в следующих предложениях. Определите их причину. Сформулируйте правильный вариант высказывания. Я не буду лить много слов. Есть тут у нас один миллионер в долларах. Какие доходы вы зарабатываете? С окончанием футбольного матча количество звонков должно активизироваться. Когда Россия так уперто возражает против расширения НАТО. Картина проясняется вполне точно и понятно. Уже виден ее завершающий конец. Сотрудники МВД ввели в действие план «Перехват» и вооружились свирепыми лицами. Приговоры бывают суровыми — вплоть до смертной жизни. Некоторые из них были охотниками и взяли с собой ружья. Украинец оке приехал со своим родственником. Введены ограничения для рыболовов на период нереста. Она пришла с двумя своими блюдцами вместо глаз. 2. Оцените правдивость опубликованной в какой-либо газете информации, сопоставив ее либо с действительными событиями (если вы о них знаете не понаслышке), либо с другими сообщениями (публикациями) об этом событии. 3. Приведите примеры текстов, в которых: а) суть дела вполне понятна за счет подробного и полного (но не излишнего) объяснения; б) суть дела не вполне ясна (совсем неясна) за счет недостаточности важных сведений. Оцените в том и другом случае целесообразность как подчеркнутой точности, так и отступлений от нее.
Задание 11. Определите причины неясности речи. Устраните, где это возможно, ошибки, нарушающие ясность речи. 1. Трудно удерживать в себе мысль или идею, и, следовательно, я легко вступаю в дискуссию, причем я практически никогда не заканчиваю её, если не убедил оппонента в своей правоте или, наоборот, в своей неправоте. 2. Низкий уровень развития культуры речи приводит к её загрязнению. 3. И вот наступила суббота. Присутствовало даже большее количество народу, чем было зарегистрировано! Общение, новые знакомства и, конечно же, футбол по всем правилам. Да-да! Мы умеем не только прожигать здоровье ночами в клубах!!! 4. Эти костюмчики – сотая новинка для детей, производство которых освоено с начала года. 6. Анонимный кабинет при кожно-венерологической больнице №6. Обследование на все виды инфекций, передаваемых половым путем на современной американской аппаратуре «Эбботт», в день обращения. 7. Ассистенту приходилось много объяснять. Задание 12. Определите, какие законы логики нарушены в высказываниях. Исправьте предложения. 1. В результате отравления хлорным газом госпитализированы 16 жителей. 2. Кроме прочих титулов Демидов числился и российским посланником во Франции. 3. В этом общем каравае есть капли пота Максима, его трудовые мозоли. 4. Тема быстро развивалась и через несколько дней переплюнула по популярности самые выдающиеся вечеринки недели. 5. На основе проведенного мной опроса студентов, мирно стоящих около деканата, получилась вполне ожидаемая картина. Самым популярным местом быстрого питания и веселого общения оказался McPeak, далее Sanday, Freeday, Кофе Бум и, как это не странно, столовая ГУКа. Ночи наши студенты проводят в Ra, Луне-2000, Метрополии, Карабасе (признаюсь, результаты здесь для меня оказались неожиданными). 6. Самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары. 7. В связи с проведением данного мероприятия правительство России обязано выделить мэрии Санкт-Петербурга помещение и сумму в количестве 1,5 миллиона рублей из бюджета мэрии для проведения данного мероприятия. 8. Голова у зверя круглая, с выпуклым лбом, с косым разрезом крупных глаз, черным носом, со щеткой жестких усов, с длинным пушистым хвостом. (Популярная биологическая статья). 9. Были песни, танцы, хохот. Но мы чувствовали, что веселье сегодня нам обеспечено 10. Весна только входит во вкус. Изредка пахнёт с юга талым снегом. Набухают почки багульника и всё же чувствуется, что весна не за горами. Задание 13. Найдите алогизмы в высказываниях, исправьте. 1. Перед нами был сборник коротких, но правдивых новелл. 2. Неправда, что Чечня — это «чёрная дыра», что в Чечне только воруют. Во всех регионах, если мы посмотрим, везде одно и то же. Только в Чечне хуже (А. Кадыров). 3. Мне бы адвоката, желательно с юридическим образованием. 4. Он сделал эту тумбочку из дуба с четырьмя ножками. Задание 14. Докажите или опровергните истинность следующих мыслей; аргументируйте свою точку зрения. 1. У короткого ума длинный язык (Аристофан). 2. Дружба возможна только между хорошими людьми (Цицерон). 3. Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется (Сенека). 3. О вещах, которым научаешься сам собой, получаешь гораздо более ясные и верные понятия, нежели о тех, с которыми знакомят нас чужие уроки (Жан-Жак Руссо). Задание 15. Проанализируйте высказывания. Найдите элементы фактической (предметной, понятийной) неточности и неточности словоупотребления (лексической неточности), объясните их суть. Исправьте предложения. 1. Когда мы делили яблоко, ему досталась большая половина. 2. Герасим был двенадцать верст в высоту. 3. Начертите круг произвольной формы с заданным радиусом. 4. Они прислали нам благодарственную рекламацию. 5. Мне купили шубу из искусственной лисы. 6. Данная рейтинговая система далека от совершенствования. 7. Спортсменка обошла напарницу на финише. 8. Всё, о чём мы сегодня говорили, было страшно интересно. До свидания (Из телепередачи). 9. Можете ли вы дать портрет близких вам людей? 10. Новое произведение композитора вызвало обширный восторг публики. 11. После обеда в больнице каждому выдали его долю лекарств. 12. Я одела ребенку шапку, чтобы пойти погулять. 13. Мы не попали вовремя на выставку из-за большого инцидента на улице. 14. — Какую букву мы произносим в слове «разносчик»? — Букву «ще»? 15. Из объявления: «В среду состоится встреча кандидата в депутаты с избирателями. Приглашаются все близлежащие жители». 16. Сегодня мы пройдём тему «Синтаксис». Синтаксис — это наука языка... 17. Цель урока — развивать умение говорить на грамматическую тему, развивать речь. 18. Можно было бы провести ещё множество методик. 19. Пойду покушаю немного. 20. Онемев от страха, она закричала. 21. Информаторы всегда отвечают положительно о роли перечисленных приёмов в аспекте повышения ритмизированности. 22. В городе производились демонстрации. 23. Дядюшка взял костистыми руками гитару, сдунул пыль и стукнул полюбовно по крышке. 24. Собрал все нажИтое своим трудом. 25. Извиняюсь, где здесь булочная? 26. На выставке были представлены вещи лицеистов: их книги, рисунки, воспоминания. 27. И вот наконец трибуна была представлена молодым учёным.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|