Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности антиинфляционной политики в РБ



Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.

Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

Государство при выборе методов макроэкономического регулирования может рассматривать различные системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики.

Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП, проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.

Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса

Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике.

Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляции.

Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка.

В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.

Инфляция, в повседневной экономической жизни представляется в виде неуклонного роста цен, что чрезвычайно болезненно для общества.

Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

Устойчивые, уравновешенные цены являются непременным условием нормального экономического развития, выступают гарантом согласованности процессов производства, распределения, обмена и потребления. Напротив, инфляционные, «взбесившиеся» цены разрушают устойчивый ход общественного воспроизводства. Цены товаров отрываются от их реальной стоимости, теряют свои качества достоверного выражения затрат труда на их производство. В результате нарушаются количественные пропорции в обмене одного товара на другой, деформируются отношения спроса и предложения. Следствием этого является искаженное распределение труда и ресурсов между сферами и секторами экономики, возникают диспропорции в объемах производства товаров и услуг. Перераспределение национального дохода отрывается от его естественной трудовой основы.

Последние пять лет в динамике инфляционных процессов наблюдались две разнонаправленные тенденции - интенсивное, с 14,4 до 6,6%, снижение уровня инфляции в период 2004-2006 гг., затем, в 2007-2008 гг., - резкое увеличение инфляции до 12,1 и 13,3% [13,37]соответственно (рис.1).

 

 

 


Рис. 1 Динамика индекса потребительских цен и его составляющих в 2004-2008 г.г. [13,с.37]

Следует отметить, что в годы увеличения уровня инфляции относительные темпы роста цен на продовольственные товары и потребительские услуги для населения (особенно услуги жилищно-коммунального хозяйства) существенно опережали темпы роста цен потребительского рынка в целом.

Ускорение темпов инфляции объясняется существенным весом продовольствия в потребительских корзинах, достаточно высокими темпами экономического роста и менее действенным по сравнению с развитыми странами контролем за инфляционными ожиданиями.

Беларусь как страну с открытой экономикой не могли не затронуть мировые инфляционные процессы. Основными причинами инфляции в Беларуси, как и в других странах, являются внешние факторы – мировые тенденции удорожания энергоресурсов и продовольствия. Рост цен на мировых сырьевых и товарных рынках формирует импульсы увеличения инфляции в нашей стране.

Начиная с 2001 года, экономика нашей страны постепенно переходила в режим низко инфляционного развития. Если в 2001 году уровень инфляции по индексу потребительских цен составлял 146,1 %, то в 2006-м - 6,6 % [1,с.68] (рисунок 2)

 

 

 


Рисунок 2. Темпы роста потребительских цен в Республике Беларусь

(в % к декабрю 2008 года) [1,с.69]

 

Последовательное снижение уровня инфляции в эти годы было обусловлено принятием ряда мер в области денежно-кредитной, валютной и ценовой политики:

- ужесточением денежно-кредитной политики; устранением множественности курсов национальной валюты;

- укреплением белорусского рубля, что сопряжено с выравниванием национального и мирового уровней цен;

- ликвидацией значительных перекосов в ценах на различные товары и услуги с сопредельны­ми странами;

- сокращением объемов перекрестного субсидирования промышленностью населения по энергоносителям - газу и электроэнергии;

- предсказуемостью и относительной стабильностью цен на энергоносители, поставляемые из Российской Федерации;

- общим ростом доходов населения;

- ростом конкуренции на внутреннем рынке товаров и услуг, что благоприятно сказалось на ценовой ситуации в стране;

- формированием организационных и институциональных основ, позволяющих стабилизировать инфляционные процессы в Беларуси.

Однако в 2007 году в связи с резким удорожанием завозимых в республику топливно-энергетических ресурсов, ростом цен на продовольствие не удалось закрепить положительную тенденцию снижения инфляции, особенно в последние месяцы года. Если в течение 9 месяцев минувшего года инфляция находилась в рамках прогнозного значения - 5,4 %, то за октябрь - декабрь этот показатель составил 6,4 %, а в целом за год - 12,1% [1,с.69]. Основной инфляционный прирост произошел за счет продовольственных товаров - цены на них возросли на 15,9 % [1,с.69], что было обусловлено необходимостью принятия решений по повышению цен в целях компенсации удорожания используемых в сельскохозяйственном производстве материальных ресурсов, а также с учетом конъюнктуры внешнего рынка. Только в четвертом квартале 2007 года темп роста цен на продовольствие составил 109,1 %, в то время как за предыдущие девять месяцев они увеличились на 6,3 % [1,с.69].

На рисунке 3 видно [1,с.70], что тренд роста тарифов на платные услуги населению воспроизводит динамику кривой по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства на более низком уровне. Это говорит о достаточно высокой степени зависимости данной составляющей потребительской корзины от оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Поэтому от того, насколько обоснованно будут формироваться тарифы на услуги ЖКХ, во многом зависит динамика тарифов на платные услуги населению в целом. Это важно, поскольку на основании расчетных тарифов на очередной финансовый год определяются бюджетные дотации организациям жилищно-коммунального хозяйства.

 

 

 


 

 

Рисунок 3. Изменение тарифов на платные услуги населению и цен потребительского рынка (декабрь 2006 года = 100%) [1,с.70]

В декабре 2008 г. в Республике Беларусь были приняты оперативные решения в области ценовой политики, направленные на минимизацию влияния негативных тенденций в мировой экономике на отечественных производителей. Совет Министров Республики Беларусь принял Постановление от 1 декабря 2008 г. № 1834 «Об утверждении положения о порядке реализации за пределы Республики Беларусь продукции по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры мирового рынка». В документе определяется порядок принятия решений о реализации в исключительных случаях за пределы Республики Беларусь произведенной продукции (в разрезе отдельных наименований и объемов) по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры рынка, в том числе ниже себестоимости. В целях ускорения оборачиваемости запасов готовой продукции и денежных средств постановлением Совета Министров Республики Беларусь 9 декабря 2008 г. № 1903 утвержден порядок реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка на территории Республики Беларусь.

Определяя прогнозную динамику инфляции в 2009 г. в стране необходимо учитывать факторы, способные оказать усиливающее давление, и факторы компенсационного характера.

Безусловно, к главным стимуляторам инфляции следует отнести одномоментную и резкую девальвацию белорусского рубля по отношению к доллару, евро, российскому рублю. Первая реакция - рост цен потребительского рынка. В дальнейшем девальвационная составляющая инфляции будет воздействовать опосредованно через увеличение издержек производителей и определенный временной лаг на цены производства продукции, а затем и на цены потребительского рынка.

Вместе с тем инфляционные риски в текущем году могут быть компенсированы снижением и стабилизацией цен на биржевые товары, в первую очередь, энергетические ресурсы - нефть и природный газ. Кроме этого, не ожидается интенсивной корректировки заработной платы ни в структурообразующих отраслях экономики, ни в бюджетной сфере. Это, во-первых, позволит сдерживать увеличение себестоимости и цены продукции, во-вторых, умеренно будет расти платежеспособный спрос населения, что также выступит ограничением для темпов роста цен потребительского рынка.

Таким образом, оценка влияния на инфляцию таких факторов, как курс белорусского рубля, валютные цены на энергоносители и заработная плата, приводит к выводу, что инфляционные риски связаны в основном с девальвацией белорусского рубля. Цены на энергоносители и заработная плата должны оказать стабилизирующее и, возможно, понижающее воздействие на инфляцию. Данный вариант развития инфляционной ситуации возможен при проведении умеренно рестриктивной денежно-кредитной политики, соблюдении условий регулирования валютного курса в пределах 5%.

Сравнивая ситуацию в Беларуси с соседними странами, следует отметить, что уровень инфляции у нас ниже, чем в Латвии, России, и значительно ниже, чем в Украине (таблица 3). В Беларуси в условиях неблагоприятных внешних изменений удается удерживать инфляцию на более низком уровне, чем у соседей, свидетельствует об устойчивости отечественной экономики по сравнению с этими государствами, о ее меньшей уязвимости со стороны современных кризисных мировых тенденций. Основными причинами этого, на наш взгляд являются:

• стабильный экономический рост на протяжении достаточно длительного времени;

• достигнутая стабилизация денежно-кредитной системы, доверие населения национальной валюте;

• профицитный бюджет на протяжении достаточно продолжительного периода развития;

• активно проводимая политика регулирования цен;

• строго регламентированная процедура формирования цен, жесткий контроль ее соблюдения;

• осуществление ценового регулирования с учетом интересов как производителей, так и потребителей; ориентация при проведении ценового регулирования на защиту населения, в особенности его малообеспеченных слоев;

• способность антимонопольных органов не допускать (пресекать) ценовые сговоры и другие действия по ограничению конкуренции, имеющие место в ряде соседних стран.

Развитие инфляционной ситуации в нашей стране будет зависеть как от влияния внешних факторов (изменения мировых цен на энергоносители и сельхозпродукцию), так и от внутренней ценовой политики. Однако рост мировых цен на энергоресурсы может привести к ощутимому удорожанию импортируемой в республику нефти. Кроме того, дальнейшее повышение цен на продовольствие в мире также будет оказывать существенное давление на стоимость аналогичной продукции в Беларуси - как через удорожание импорта, так и вынуждая отечественных производителей поднимать цены. Что касается внутренней политики регулирования цен, то здесь, возможно, возникнет необходимость повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

 

Заключение

В заключение проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.

И в XIX веке, и в настоящее время инфляция является проблемой бумажных денег и считается одним из основных факторов, тормозящих экономическое развитие страны.

Инфляция бывает различной по своему характеру, интенсивности и проявлениям.

Инфляция - один из наиболее значимых аспектов нестабильности экономики. Она представляет собой обесценивание денег, в силу чего идет процесс повышения уровня цен. Но это всего лишь внешнее проявление процесса. Инфляция сопряжена с состоянием экономики, ее спадом, нарушением финансов, разбалансированностью бюджета, кредитно-денежной системы, лихорадкой в фискальной политике и т.д. Можно сказать, что инфляция порождает все стороны и все звенья экономики.

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, который наносит серьезный ущерб экономике страны и тормозит ее экономическое развитие. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Инфляция в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней требует больших сил и материальных затрат.

Инфляция существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив экономики как развитых, так и развивающихся стран. В условиях развитой рыночной экономики инфляция может рассматриваться как неотъемлемый элемент хозяйственного механизма. Там она может не представлять серьезной угрозы, тогда как в странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.

С проблемой высокой инфляции сталкивались многие страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Как показывает зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Но кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки зрения, что незначительная инфляция при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Процесс инфляции ведет к тому, что рост массы денег в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Для борьбы с инфляцией государство вынуждено разрабатывать и приводить в действие комплекс мероприятий, способствующих снижению уровня инфляции.

Основой любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий, благоприятных для ее возникновения и развития.Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос как ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Отличительной чертой переходного периода в Беларуси, как и в большинстве стран с транзитивной экономикой, являются мощные инфляционные процессы, сопровождающиеся соответствующими негативными социально-экономическими последствиями. Поэтому снижение инфляции на протяжении ряда лет является стратегической целью проводимой в Беларуси политики.

Тем не менее, рассматриваемая проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основе которой лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

 

Список использованной литературы:

1. Адашкевич В. Инфляция шагает по планете. / В. Адашкевич // Экономика Беларуси. – 2008. – №2. – с.66-71

2. Большая советская энциклопедия

3. Желиба В. Инфляция и ставка рефинансирования. / Б. Желиба //Вестник ассоциации белорусских банков. – 2008. – №35. – с.14-18

4. Мясников М. Глобальным вызовам – адекватные ответы. / М. Мясников // Экономика Беларуси. – 2008. – №3. – с.78-84

5. Никитин С. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт. / С. Никитин, М. Степанова // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – №4. – с.16-20

6. Осадчая // Человек и труд. – 2008. – №4. – с.52-57

7. Осадчая И. Инфляция: суть, причины, формы проявления. / И. Осадчая // Наука и жизнь. – 2008. – №4. – с.14-20

8. Пелих С.А. Антиинфляционная политика государства в переходной экономике. / С.А. Пелих // Новая экономика. – 2008. – №1-2. – с.47-52

9. Плышевский Б. Инфляция: причины и механизмы. / Б. Плышевский // Экономист. – 2008. – №7. – с.25-33

10. Советский энциклопедический словарь

11. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2007 году // Экономический бюллетень. – 2008. – №2. – с.4-94

12. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2008 году // Экономический бюллетень. – 2009. – №2. – с.4-90

13. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь: итоги первых девяти месяцев 2008 года // Экономический бюллетень. – 2008. – №11. – с.4-76

14. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2007 году // Экономический бюллетень. – 2008. – №2. – с.4-94

15. Экономика Беларуси в цифрах: итоги 2008 года: макроэкономические показатели// Экономика Беларуси. – 2009. – №1. – с.66-67

16. Экономическая теория: учеб. пособие / М.Н.Базылева, Н.И Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с.

17. http: // allbest.ru

18. http: // belstat.gov.by

19. http: // www.finmarket.ru

20. http: // www.5 ballow.ru

21. http: // www.respublira.info

22. http: // news.tut.by

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.