Здавалка
Главная | Обратная связь

Лабораторный практикум



Введение

Цель: создание условий для повышения эффективности работы будущих сотрудников ФСБ.

Задачи:

1. Создать условия для развития теоретических знаний будущих сотрудников ФСБ в области психологии (память, стрессоустойчивость).

2. Диагностировать уровень стрессоустойчивости сотрудников ФСБ.

3. Создать условия для формирования повышения уровня стрессоустойчивости будущих сотрудников ФСБ.

4. Профилактика возникновения негативных психических состояний в стрессовых ситуациях.

5. Создать условия для тренировки и увеличения объема памяти сотрудников ФСБ.

 

Содержание программы

Теоретический компонент

Необходимые дисциплины для сотрудника ФСБ:

1. Основы безопасности жизнедеятельности;

2. Экономика;

3. Физическая культура;

4. Начальная военная подготовка;

5. Психология: общая психология, зоопсихология, психология поведения;

6. Юридическая психология;

7. Правоведение;

 

 

Лабораторный практикум

Тренировка памяти

Память — это психический процесс, включающий в себя:

а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д. ;

б) сохранение в памяти того, что было запомнено;

в) воспроизведение запомненного;

г) узнавание при повторном восприятии тех объектов, которые имели место в прошлом опыте.

Обычно различаются четыре вида памяти.

Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.

Двигательная память зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.

Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.

Кратковременная память удерживает информацию в виде неполного отражения событий. Это происходит, например, при взгляде на скопление каких-либо объектов, лиц, цифровых знаков и т. д. Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть.

1.Тренировка запоминания логически не связанного текста.

Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

1.Украинец 11.Масло
2.Экономка 12.Бумага
3.Каша 13.Сладости
4.Татуировка 14.Логика
5.Нейрон 15.Социализм
6.Любовь 16.Глагол
7.Ножницы 17.Прорыв
8.Совесть 18.Дезертир
9.Словарь 19.Свеча
10. Глина 20. Вишня

Эффективность запоминания вычисляется по формуле: Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100 , получаем % эффективного запоминания.

2.Запоминание чисел.
За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этого написать все, что вы запомнили.

1. 43 11. 37
2. 57 12. 38
3. 12 13. 86
4. 33 14. 56
5. 81 15. 47
6. 72 16. 6
7. 15 17. 78
8. 44 18. 61
9. 96 19. 83
10. 7 20. 73

Эффективность запоминания в % вычисляется по формуле:
Количество правильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100.

3.Запоминание лиц с именами и фамилиями.
Запомнить предлагается несколько фотографий с именами и фамилиями. На это дается 30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются исследуемому, и он должен "опознать" их. Эффективность запоминания определяется по аналогичной формуле.

4.Запоминание логически связанного материала.
Предлагается запомнить 10 основных положений подчеркнутых в нижеследующем тексте (они приведены в определенном порядке). Испытуемый должен прочесть текст и через 1 минуту воспроизвести содержание основных положений и порядок предложений.
«РОБОТЫ, КОТОРЫМ ДОСТУПНЫ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. РОБОТЫ МОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ СОЗНАНИЕ (1), СОЗДАВАЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ. ОНИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (2). ЭТО МИРАЖ (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (4)? ДЕОНТОЛОГИЯ ИЛИ ЛОГИКА НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС (5). СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6). ОБЩЕСТВО НЕ МОГЛО БЫ (7) СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ПОДОБНЫХ НОРМ. ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫРАБОТКИ НАУЧНЫХ ОСНОВ, ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ (9). ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ (10).»

Эффективность запоминания в % выражается формулой:
Число правильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 и умножить на 100.

Средняя продуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенных упражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае 4).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.