Здавалка
Главная | Обратная связь

Таким образом, основным фактором, определяющим надежность образования масленого слоя является вязкостные свойства масел.



 

Смешанное и граничное трения

Смешанный или полужидкостный режим возникает в том случае, когда между поверхностями трения наблюдается частичное разрушение масленого слоя. Т.Е. имеет контакт микронеровностей. При этом наблюдается граничное, а иногда и сухое трение.

В двигателях и других агрегатах есть узлы, где не всегда обеспечивается жидкостное трение, например: нагруженные зубчатые передачи или сопряжение поршень, цилиндр.

Многие узлы, работающие при установившемся режиме жидкостного трения имеют смешанное трение в период пуска, прогрева и остановки.

В подшипниках скольжения сухое трение может возникнуть при неправильном подборе масла (малая вязкость), чрезмерно высокие удельные нагрузки, перегрев деталей, низкая частота вращения вала, нарушение режима технического обслуживания, либо наличие в масле механических примесей.

 

Граничным – такой режим, когда трущиеся поверхности разделены только тонкой абсорбированной масленой пленкой. Коэффициент трения в этом случае ниже сухого, но выше жидкостного трения. В таком режиме не редко работают трущиеся при сопряжения эксплуатации машин:

1. Малые скорости, высокие нагрузки (ручник)

2. Пуск и остановки

3. Преодоление кратковременных перегрузок

Граничное трение возникает в том случае, когда геометрия сопрягаемых деталей не допускает образования гидродинамического клина, либо из-за низкой температуры плохо поступает масло в зазор.

Во всех этих случаях прогрессирующий износ, заклинивание деталей. И если при жидкостном трении надежность масленого слоя определяется главным образом – вязкостью, то при граничной смазке, вязкость существенного влияния не имеет, так как поверхностная абсорбированная планка не подчиняется законам гидродинамики. Определиться только на каком металле.

Важнейшее свойство масла при граничном трении способность пленки выдерживать нагрузку без разрушения. Это свойство тесно связанно с молекулярно-силовым воздействием масла и металлом.

Основную часть минеральных масел составляют сложные смеси УВ различного строения и молекулярной массы, все они не обладают дипольным моментом, электрически нейтральны, а следовательно не обладают хорошими смазывающими свойствами и способность образовывать надежную пленку зависит от наличия в маслах поверхностно активных веществ (ПАВ), с электро заряженными молекулами. К таким соединениям относят асфальтовые и смолистые вещества, органические кислоты.

Хотя они все улучшают смазывающие свойства, и увеличивают склонность к образованию лаков и нагаров и ухудшают стабильность масел, а потому их удаляют при отчистке масленых фракций.

Режим граничного трения – предел работоспособности трущихся сопряжений.

При жидкостном трении износ наблюдается в основном только при нарушении режима, при граничном он происходит всегда. Поэтому основное требование к качеству масла, в этом случае-обеспечение наименьшего износа деталей, что зависит, от химического состава масел.

 

При эксплуатации двигателей ДВС смазывающие свойства масел имеют большое значение имеют в период пуска, прогрева, выхода на режимную работу, т.е. когда действуют высокие удельные давления и когда не обеспечивается жидкостное трение.

Смазывающая способность масле оценивают испытания на различных машинных трениях. На таких машинах в зависимости от методики можно определить:

1. Значение коэффициента трения

2. Потеря массы истираемых деталей

3. Нагрузку, под действием которой разрушается граничная пленка

4. Диаметр пятна износа (зубчатая пара)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.