Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация научных исследований

Введение

 

Формой существования и развития науки является научное исследование. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научно-исследовательская деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Цель научного исследования - определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Объектом научного исследования являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.

Результаты научных исследований оцениваются тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок. Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

 

Классификация научных исследований

В зависимости от методов исследования используемые научные исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальным и экспериментальными. Теоретические научные исследования основываются на использовании логических и математических методов познания. Их результатом может быть установление в исследуемых объектах зависимостей, свойств, связей и т.д. Например, исследование сущности и роли издержек обращения в торговле. Теоретико-экспериментальные научные исследования - это исследование теоретического характера, связанные с одновременной опытной проверкой выявленных зависимостей, свойств, связей и т.д. Например, исследование факторов, влияющих на сумму и уровень издержек обращения в торговле. Экспериментальные научные исследования - это исследования, проводимые в конкретных объектах с целью выявления новых зависимостей, свойств, связей, или проверки выдвинутых ранее теоретических положений. Например, исследования формирование издержек обращения в торговых предприятиях. В зависимости от сферы использования результатов научные исследования разделяют на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные научные исследования - это экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение принципиально новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязи. Необходимость таких исследований обусловлена потребностями народного хозяйства или отрасли. Они могут заканчиваться рекомендациями относительно постановки прикладных исследований для определения возможностей практического использования полученных научных знаний, научными публикациями и т.д. Например, исследование путей ускорения НТП в торговле. Прикладные научные исследования - это научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей, поиск наиболее рациональных путей практического использования результатов фундаментальных научных исследований в народном хозяйстве. Конечным их следствием является рекомендации по созданию технических нововведений (инноваций). Например, исследование эффективности механизации труда в розничных торговых предприятиях. Фундаментальные и прикладные научные исследования являются основными формами научной деятельности. Разработки - это целенаправленный процесс преобразования прикладных научных исследований в технические приложения. Они направлены на создание новой техники, материалов, технологий и т.д. К объема разработок включают проектно-конструкторские и технологические работы, работы по созданию опытных образцов (партий) изделий (продукции), а также проектные работы для строительства. По видам связи с общественным производством различают научно-исследовательские работы, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и др., полностью используются для повышения эффективности производства; научно-исследовательские работы, направленные на улучшение производственных отношений, повышения уровня организации производства без создания новых средств труда; научно-исследовательские работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей. По степени важности для народного хозяйства научные исследования классифицируют на важнейшие работы, выполняемые по планам Национальной Академии Наук Украины; научно-исследовательские работы, выполняемые по планам отраслевых министерств и ведомств; научно-исследовательские работы, выполняемые по инициативе научно-исследовательских организаций. В зависимости от источников финансирования научные исследования делят на госбюджетные (финансируются за счет средств госбюджета), хоздоговорные (финансируются в соответствии с заключенными договорами организациями-заказчиками). По продолжительности разработки научные исследования разделяют на долгосрочные, разрабатываемых в течение нескольких лет, и краткосрочные, выполняемые обычно за год. По стадиям исследования научно-исследовательские работы дифференцируются на поисковые, научно-исследовательские и научно-производственные разработки. При формулировке любой научно-технической проблемы прикладного характера внимание исследователя направлена, прежде всего, на рассмотрение результатов выполненных фундаментальных исследований и практических достижений в той или иной сфере. Если же такая информация отсутствует, выполняется поисковое исследование. Поисковые исследования направлены на отбор факторов, влияющих на объект, поиск путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований. Например, исследование принципов материального стимулирования труда в торговле. Научно-исследовательская разработка по сравнению с поисковым исследованиям носит более конкретный характер и направлена на создание новых технологий, исследовательского оборудования, приборов, рекомендаций. Например, рекомендации по материальному стимулированию труда в торговле.

Научно-производственная разработка предусматривает доведение результатов научно-исследовательской разработки к условиям практического использования и включает опытную проверку рекомендаций научно-исследовательских разработок, их согласование с потребностями конкретных организаций и предприятий. Например, рекомендации по усовершенствованию материального стимулирования труда в торговле. Исследования, связанные с доведением научных и научно-технических знаний до стадии практического использования (опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, поисковые, проектно-поисковые работы, изготовление опытных образцов или партий научно-технической продукции), основными формами научно-технической деятельности. В зависимости от места проведения научные исследования разделяют на лабораторные и производственные. Место проведения обуславливает организацию исследования, методы, средства, исследовательский инструментарий, используемый, а также выбор объекта исследования. По составу качеств объекта различают комплексные и дифференцированные научные исследования. Современные научные исследования преимущественно носят комплексный характер. Комплексные работы предусматривают выполнение ряда независимых за местом и сроками, а также методами и средствами исследований различных групп качеств определенного объекта. Например, исследование путей повышения эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. К дифференцированных относят исследования одной из качеств, или группы однородных качеств объекта. Например, исследование путей повышения эффективности использования основных фондов торгового предприятия. Классификация научных исследований позволяет дать определение предмета научно-исследовательской работы студентов экономических вузов. Ими выступают прикладные теоретико-экспериментальные и экспериментальные, комплексные и дифференцированные исследования в сфере экономики.

 

 

Заключение

Научные исследования оказывают глубокое влияние на все стороны общественной жизни, экономический и технический прогресс, управление общественными институтами и т.д. Поэтому проблема их финансирования, планирования, организации, эффективности образует одну из центральных проблем государственной политики. В связи с этим развиваются исследования по организации, экономике и методологии научных исследований. Методы и навыки научных исследований находят широкое применение за границами науки при решении многих экономических и социальных задач.

Список литературы

1) Каргин В.Р. Методология научных исследований. Лекция № 3. Методологические основы научных исследований Минобрнауки России, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т) Самара, 2011.

2) Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования: Учеб. пособие. Л.,2007. С. 35

3) Марцин В.С., Миценко Н.Г., Даниленко А.А. и др. Учебное пособие / Л.: Ромус-Полиграф, 2002. - 128 c.

4) Печников Г.А. О важности юридических аксиом в преподавании основ уголовного права и уголовного процесса // Юрид. образование и наука. 2009. № 2. С. 33.

5) Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М., 2009. С. 80 – 88.

6) Сабитов Р.А.Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т.Челябинск, 2002. 138 с.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.