Здавалка
Главная | Обратная связь

История развития арбитражного процесса в России



Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерче­ские суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несо­стоятельности. Система коммерческих судов в России появилась в начале XIX в. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры был основан в Одессе в 1808 году.

Указом императора Николая I от 14 мая 1832 года были учреждены Учреждения коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства, которые действовали до 1917 года.

После введения в действие Устава гражданского судопроизводства в 1804 г. все виды торговых судов, за исключением коммерческих, были упраз­днены. В состав коммерческого суда входили:

председатель суда;

заместитель (товарищ) председателя;

судьи (назначались правительством и избирались купечеством).

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых то­варно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. 21 сентября 1922 года были образованы Арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреж­дениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной ко­миссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комис­сиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражны­ми комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управ­ления отдельными отраслями экономики создавались ведомственные арбитражные комиссии. Дела рассматривались в составе трех членов комиссии с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника по правилам, установлен­ными ГПК, с учетом особенностей работы арбитражных комиссий.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отноше­ний и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

Образовалось два вида арбитража - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций раз­личного подчинения, в ведомственном - подчиненных одному ведомству (минис­терству, комитету и т. д.).

Система органов государственного арбитража 1931 г. выполняла двойственные функции в системе управления народным хозяйством:

» государственное управление народным хозяйством (включая право при­нятия нормативных актов);

» разрешение споров между предприятиями.

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 г. по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизи­ровать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям.

В связи с принятием в 1991 - 1992 гг. Закона Российской Федерации "Об арбитражном суде" и АПК РФ система государственного ведомственного арбитража была упразднена и преобразована в арбитражные суды.

В Конституции РФ 1993 г.окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов государственной власти России.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процес­суального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 году двух новых актов: ФКЗ РФ "Об арбитражных судах в РФ" и АПК РФ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.