Здавалка
Главная | Обратная связь

ИГРОКИ, СУДЬИ, ЗРИТЕЛИ



(как бы... послесловие)

Н. Симонян, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР

В футбольных матчах участвуют две противоборствующие стороны. Но если посмотреть на эту великую игру с другой точки зрения, то можно представить футбол как своеобразный треугольник, стороны которого — игроки, судьи, зрители. В отличие от всем известного любовного треугольника этот вполне обоснованно следует назвать союзническим. И в самом деле, подумайте, ведь в большом футболе игроки и зрители не могут существовать друг без друга, иначе игра превратилась бы в искусство для искусства. А судьи? Да, футбольный матч без судейства превратится в хаос, окажется мало привлекательным не только для зрителей, но и для самих игроков.

Книга, которую вы только что про... Хотел было сказать «прочитали», но, видимо, точнее употребить иное слово — «просмотрели», а еще лучше — «изучили».

Итак, книга, которую вы изучили, дает наглядное представление, насколько богат футбол неожи-данными коллизиями и как сложно бывает судье мгновенно оценить ситуацию и принять единственно верное решение.

Но вот еще на какие размышления может навести вас эта книга. Если на поле возникают какие-либо нештатные (употребим термин, который вошел в нашу повседневную речь благодаря космонавтике) ситуации, то первым, в кого присутствующие начинают метать стрелы критики, оказывается судья. Его клеймят игроки и тренеры, по его адресу раздаются с трибун угрозы страшной расправы, которой судьям угрожали еще тогда, когда мыло не относилось к разряду дефицитных товаров...

«Позвольте, — наверное спросите вы, — но разве другие участники «тройственного союза» — игроки и зрители — не несут никакой ответственности за все происходящее на стадионе?»

Да, вы правы, действительно, не следует во всем обвинять только одного судью.

Естественно, у вас возникнет другой вопрос: а причем тут зрители? Ответом на него может служить случай, который напоминает анекдотическую выдумку, но тем не менее почерпнут из многообразной футбольной действительности. А произошло вот что.

Однажды на матч команд второй лили по какой-то причине не прибыл «нейтральный» арбитр, и судейство было доверено местному. И все бы, глядишь, обошлось без каких-либо эксцессов, да на беду этого судьи гости забили гол, а хозяева поля сквитать мяч никак не могут. Народ на трибунах собрался горячий: в неудачах любимой команды местные болельщики увидели не столько слабость ее игры, сколько «предательство» судьи. Конечно, он о настроении трибун догадывался, да и реплики доносились до него недвусмысленные. И вот, когда время матча почти истекло, гости нарушили правила игры. Произошло это вдали от их штрафной площади, тем не менее судья понес мяч на 11-метровую отметку. Игроки приезжей команды бросились к нему: «За что? Как же так?..»

Что же им ответил судья? А вот что:

- Ничего не могу поделать -- народ требует!..

Этот случай, конечно, из ряда вон выходящий. Однако, если разобраться, то фактор своего поляне что иное, как следствие так называемого «прессинга болельщиков». И судья должен обладать определенным мужеством, чтобы не реагировать на свист, выкрики, а то и откровенные угрозы. Поэтому следует призвать болельщиков пусть не к объективности (само пристрастие к какой-либо команде, пожалуй, исключает полную объективность), а хотя бы к соблюдению долга гостеприимства к приезжей команде, к арбитрам, не утрачивать даже в самый разгар матча сознания того, что на футбольном поле идет не бой, а игра.

Здесь как раз уместно будет вспомнить другой случай, происшедший на чемпионате мира 1962 года. Матч СССР—Колумбия. Мяч влетает в ворота наших соперников. Безусловно, счет матча был бы совсем иным, если бы капитан сборной СССР Игорь Нетто не сообщил, что мяч попал в ворота колумбийской команды через дыру в боковой сетке.

Это был поступок истинного спортсмена, подлинного рыцаря футбола. Думаю, арбитры не сталкивались бы с серьезными проблемами, если бы все футболисты с такой же щепетильностью, как Нетто, относились к своей чести и чести своей команды. К сожалению, футбольная история дает нам куда больше примеров иного рода.

Не надо далеко в нее углубляться, достаточно вспомнить чемпионат мира 1986 года и мяч, влетевший в ворота англичан от руки знаменитого Марадоны. Увы, судья этого не заметил в отличие от тысяч зрителей—бывает и такое. Но вспомним, что кроме судьи на поле присутствуют и другие. А САМ Марадона? Марадона сделал вид, что нарушения правил не было и артистически разыграл бурный восторг. Потом, после матча, он что-то говорил о «руке божьей», но... Как бы высока ни была цена матча, такой поступок не делает чести футболисту, Он выиграл бы в глазах публики, если бы сообщил арбитру, что мяч забит рукой. Но, видимо, в мире еще живуче ошибочное предоставление, что зритель ценит «победу любой ценой»...

Ветераны нашего футбола помнят матч 1964 года «Спартак» — ЦСКА, примечательный тем, что мяч после мощного удара Владимира Федотова пробил сетку и пролетел насквозь через ворота. Судья Алимов в этот момент занимал невыгодную позицию и посчитал, что мяч прошел мимо ворот. Но ведь игроки же видели, что было на самом деле! Я тогда тренировал «Спартак», но вмешаться в происходящее на поле физически не мог — этот сакраментальный эпизод произошел у дальних от нашей скамьи ворот. Более четверти века прошло с того вечера в Лужниках, а я ясно вижу все, будто это случилось только вчера, и вновь переживаю те давние события, когда мы проиграли армейцам 2:0, так что третий гол в наши ворота практически ничего не давал ни победителям, ни побежденным. Но у меня осталось чувство, что в тот раз наша команда проиграла дважды...

Как видите, я говорю об игроках, об этической стороне футбола, хотя при желании можно было бы сконцентрировать внимание на судейских ошибках. В обоих случаях — и с Марадоной, и с Федотовым — они были грубейшими! Однако я хочу показать, что нельзя всегда все «валить» на арбитров.

Недавно мне попалась на глаза старая фотография, сделанная перед началом матча тбилисского «Динамо» и «Спартака». И знаете, на что я вдруг обратил внимание? Рядом с приезжем «нейттральным» главным судьей стоят его помощники—судьи на линии. Оба—тбилисцы! Тогда (я хорошо это помню) подобное считалось в порядке вещей, было бы неслыханным оскорблением заранее выразить недоверие местным судьям. Почему? На основании чего? Сейчас подобное невозможно...

Прежде, в те годы, когда я еще играл за «Спартак», никогда не возникал вопрос, кто будет судить. Сейчас он волнует перед матчем и футболистов, и тренеров. Нередко в кабинетах руководителей футбола начинают раздаваться телефонные звонки: поменяйте судью...

 

Отчего же команды часто выражают «вотум недоверия» тому или иному арбитру? Ошибки у арбитров бывали во все времена, но раньше их не подозревали в том, что эти ошибки умышленные. Сейчас даже элементарный промах судьи квалифицируется однозначно: «Судья проявил заинтересованность»»...

Я полностью не отвергаю тот факт, что судей не обхаживают представители команд и так называемые «меценаты» от футбола, которые еще не перевелись, что арбитров не пытаются «заинтересовать». Но если искать истоки зла, то, спрашивается, кто в нем повинен — только ли судья? Нет, еще и руководители команд, администраторы, тренеры, околофутбольные люди. Покончить с негативными явлениями за кулисами футбола могут только они сами.

Вовсе не хочу утверждать, что все наши судьи не заслуживают доверия. Напротив, я — за то, что-бы процесс назначения судей был строго регламентирован и чтобы в него не имели права вмешиваться тренеры.

Другое дело, что судьи должны обладать высокой квалификацией. Некоторые из них твердят, что только на одном чемпионате мира 1986 года в Мексике было зафиксировано 17 грубых судейских ошибок, а у нас, мол, за весь сезон столько не наберется. Это, по-моему, пустая арифметика. Ошибки надо не оправдывать, а стремиться их избегать.

Игроки, судьи и зрители — действующие лица футбола, в котором все взаимосвязано. И чем больше каждая из трех сторон будет знать о другой, понимать ее, тем больше выиграют все вместе. Надеюсь, эта книга будет способствовать такому взаимопониманию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.