Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы изучения когнитивных процессов.



1. использование дифферинцировочных условных рефлексов для оценки когнитивных способностей животных. Такие методики могут различаться по своим основным параметрам порядок предъявления стимулов может быть последовательным или одновременным.

При последовательном предъявлении животное должно научиться давать положительный ответ в ответ на стимул А и воздерживаться от реакции при включении стимула Б. Выработка деффиринцировки при этом состоит торможение реакции на второй стимул.

При одновременном предъявлении конкретной пары стимулов животное учиться различать стимулы по нескольким абсолютным признакам.

2. Формирование «установки на обучение» данное правило заключается в том чтобы выбирать тот же предмет что и в первой пробе, если его выбор подкреплялся или другой если подкрепление не было получено.

3. Метод отсроченных реакций был предложен Хантером 1913 году для оценки способности животного реагировать на воспоминания о стимуле в отсутствии этого реального стимула. Метод применяется для изучения процессов представления.

4. Метод обучения в лабиринтах. Метод лабиринта является из самых давних и широко распространён методов изучения сложных форм поведения животных.

Метод лабиринта позволяет изучать как вопросы связанные не посредственно со способностью животных к обучению так и вопросы пространственной ориентации в частности роль кожно – мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности переносу двигательных навыков новое условие к формированию чувственных ощущений.

Чаще всего используют радиальный и водный способ. Обычно радиальный состоит из центральной камеры и 8 или 12 лучей (коридоров). Голодное животное крыса или мышь сажают в центральный отсек и оно начинает заходить в лучи в поисках пищи. По ходу опыта у крыс формируется мысленное представлении о пространственности структуре лабиринта животные помнят о том какие отсеки посетили, а в ходе повторных тренировок мысленная карта данной среды постепенно совершенствуется. После 7-10 сеансов обучения крыса безошибочно или почти безошибочно заходит только в те отсеки где есть подкрепление и воздерживается от посещения тех отсеков где она только что была.

Метод радиального лабиринта позволяет:

1. Оценивать формирование пространственной памяти животных

2. Соотношение таких категорий пространственной памяти как рабочее и эфферентное

Рабочая память сохранение информации в пределах одного опыта.

Референтная памятьхранит информацию существенно для освоения лабиринта в целом.

3.Выявления у животных определенных стратегий поиска пищи:

аллоцентрическая стратегия – животное при поиске пищи полагается на мысленное представление о пространственной структуре данной среды.

эгоцентрическая стратегия – основана на знание животным конкретных ориентиров и сопоставление с ними положение своего тела.

Обучение в водном лабиринте Мориса животное запускают в бассейн с водой из бассейна нет выхода но имеется невидимая подводная платформа (вода мутная), которая может послужить убежищем: отыскав его животное может выбраться из воды в следующим опыте животное через некоторое время выпускают плавать уже из другой точки периметра бассейна, постепенно время которое проходит от пуска животного до отыскания платформы укорачивается, а путь упрощается, это свидетельствует, о формировании у него представления о пространственном расположении платформы, на основе внешних по отношению к бассейну ориентиров.

В процессе обучения у животного формируется «когнитивная карта» всех признаков лабиринта или его мысленный план. Затем на основе этого плана животное выстраивает своё поведение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.