Региональные и глобальные интересы России.
После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Новая постсоветская Россия оказалась в достаточно сложном геополитическом положении. Геополитика представляет собой политологическую концепцию, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.). Термин «геополитика» ввел шведский географ Р.Челлен в начале XX в. , но основоположником геополитики считается немецкий ученый Х.Маккиндер (1861-1941), объяснявший природу мирового господства владением «сердцем Земли» – Хартлендом (охватывающем степные районы России, Западного Китая, Монголии, Афганистана, Ирана и Белуджистана). Геополитика видела в территории уникальный и наиболее значимый ресурс политической власти, позволяющий государствам реализовывать свою программу своего жизнеобеспечения, взаимодействовать с торговыми и финансовыми центрами, развивать глобальные и локальные связи с другими центрами. Геополитическое положение России большинством специалистов признается более уязвимым, чем у СССР. Общая протяженность российских границ составляет более 58 тыс. км. С Норвегией – 219,1 км, Финляндией – 1325,8 км, Польшей – 209,3, Монголией – 3485, Китаем – 4280,4, Кореей – 39,4. На морях: Тихоокеанского бассейна – 16997,9 км, Северного Ледовитого океана – 19724,4, на Балтийском море (Калининградская и Ленинградская области) – 458,5, на Черном море – 433,9 км. Протяженность границ с бывшими советскими республиками составляет: с Эстонией – 437,5 км, Латвией – 250, Литвой – 251, Беларусью – 990, Украиной – 1270,2, Грузией – 950,4, Азербайджаном – 367,2, Казахстаном – 7200 км. У России остался лишь один фактор, заставляющий с ней считаться, – обладание ядерным оружием. В руководстве США немало сторонников развертывания национальной противоракетной обороны. Реализация этих планов способна коренным образом подорвать систему международной безопасности, которая с начала 70-х годов базировалась на системе договоров США и СССР по вопросам ограничения стратегических вооружений. В обычных вооружениях Россия в четыре раза слабее НАТО. Военный бюджет стран НАТО превышает расходы России на оборону многократно, например, в 1995 г. военный бюджет США составлял 260 млрд. долларов, а в России – 6,5 млрд. долларов. Меньше, чем в США, в 40 раз. Статус России в мировом сообществе, ее место в системе международных отношений в настоящем и в ближайшем будущем является предметом споров теоретиков и практиков, многих российских граждан. Некоторые считают, что Россия, являясь официальной преемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН и обладая мощным ядерным потенциалом, осталась мировой державой, с которой должны считаться ведущие западные страны. Российских президентов (Ельцина, Путина) западные лидеры приглашают на ежегодные встречи «большой семерки», проявляют уважение в двусторонних встречах. Но в обсуждении действительно важных проблем международной политики слово российских лидеров является совещательным, но не решающим. Западные лидеры руководствуются лишь собственными национальными интересами. При резко сократившихся ресурсах Россия может играть лишь роль регионального лидера и российскому руководству приходится считаться со значительно возросшим влиянием западных стран в Прибалтике, Молдавии, Грузии, азиатских государствах. Западные границы России в связи с расширением НАТО на восток путем включения в состав НАТО бывших стран «социалистического лагеря» (Польша, Чехия, Венгрия) и бывших республик СССР (Латвия, Литва, Эстония) представляются весьма уязвимыми. В 1990 г. в НАТО входили 16 стран, в 2008 г. – 26 государств. Южные границы с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Украиной обустраиваются крайне медленно из-за нехватки средств. Морское и воздушное пространство защищается с помощью военно-технических средств, которые создавались десятилетия назад и требуют обновления. На юге сохраняется угроза исламского экстремизма. Малонаселенные Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся в зоне мощного экономического влияния со стороны таких мировых гигантов как Япония и Китай. 66. РФ в первое десятилетие XXI века. Глобальные проблемы современности и роль РФ в их решении. В 2000-2008 годах В.В. Путин являлся Президентом Российской Федерации и при этом опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия. В.В.Путин за первые годы президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ. Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным. С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган пи Президенте России – Государственный совет. А в Совет Федерации – верхнюю палату Федерального Собрания – вошли по два представителя от 89 регионов России – от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов. В экономической области началась налоговая реформа. Вместо существовавшего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы. В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, увеличился минимальный размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий. С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы вместо службы с оружием в руках. В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации. Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей. Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую В.В.Путин однозначно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуация: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|