Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др. В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологическая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента и т.д. У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Для успешного разрешения конфликта необходимо: 1. Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию. 2. Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться
3. Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента. 4. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации. В случае необходимости — приглашение посредника.
Различают 2 модели переговоров: 1) модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения 2) модель «уступок — сближения». 5. Благоприятным является организация совместной деятельности на всех ста Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который улажен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон конфликта.
2. Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин небольшого бутика уверял, что сапоги сделаны из натуральной кожи. Однако через два месяца носки у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она узнала, что причиной аллергии были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки, доказывающие, что продавец — хозяин магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это нарушение относится именно к данному виду.
Речь идет о гражданско-правовом правонарушении, которое совершил хозяин магазина. Это выразилось в том, что он при заключении с гражданкой М. договора купли-продажи предоставил ей в нарушение ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации недостоверную информацию о товаре, сказав, что осенние сапоги изготовлены из натуральной кожи. На самом деле, как позднее установила экспертиза, они были сделаны из синтетических материалов. Таким образом, в данном случае существенно нарушены требования к качеству товара. Поэтому гражданка М. вправе на основании ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации или отказаться от исполнения договора, потребовав возврата уплаченной за сапоги денежной суммы, или потребовать замены сапог на действительно изготовленные из натуральной кожи. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» гражданка М. вправе потребовать полного возмещения причиненных ей убытков, а также возмещения морального вреда.
3. Вам предстоит выполнить учебное социалогические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
Анкета 1. В каком возрасте люди должны вступать в брак: а) до 20 лет; б) с 20 до 30 лет; в) с 30 до 40 лет; г) в любое время. 2. Необходимо ли заключение брачного договора: а) да; б) нет; в) в зависимости от супруга (супруги). Сколько детей должно быть в семье___ . Кто должен заниматься воспитанием малолетних детей: а) родители; б) бабушки и дедушки; в) детский сад. 5. Как должны распределяться роли в ведении домашнего хозяйства: а) все хозяйственные дела должны выполнять один из супругов, а другой дол б) все дела должны выполняться совместно; в) «женские» дела должна выполнять жена, а «мужские» — супруг. 6. Отпуск супруги должны проводить: а) только вместе; б) только отдельно; в) как договорятся. Что можно простить супругу (супруге)___________ . Чего нельзя прощать супругу (супруге) ни в каком случае___________ .
Билет 22
1. Рынок и рыночный механизм.
Рыночная экономика — это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок. Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи. Рыночной экономике присущи следующие признаки: господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна; принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности; S государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм; главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена. Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.
Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги. Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называется конъюнктурой рынка. Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения. Спрос — это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос находится в обратной зависимости от цены товара. На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина доходов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожидаемые изменения цен в будущем. Предложение — это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким образом, предложение напрямую зависит от цены. На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: цены на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством. Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластичным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спросе в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластичностью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в результате изменения конкурентной цены. На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь наблюдается избыток товаров(перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называемой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным. Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. Прибыльюназывается доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками понимают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции. Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
2. Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры XIX века, писал: «Молодое поколе ние есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и, так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить». О каком богатстве, собранном предыдущими поколениями, он говорит? Какова связь данного утверждения с изученным вами материалом о духовной культуре человека и общества? Как вы думаете, что могут означать слова «умножить» и «расточить» в отношении духовной культуры?
Человеческое общество находится в условиях выживания человека как биологического вида. Происходит постепенное истощение продовольственных ресурсов, исчезают целые виды животного мира, уменьшаются плодородные почвы, сокращаются запасы питьевой воды и т.д. Помимо негативного воздействия на природу, отдельные представители человеческого общества сознательно идут на разрушение того, что накоплено многими поколениями. Создается впечатление, что человеческая цивилизация стремится к саморазрушению. И в этой связи особое место занимает пропаганда нравственных, общечеловеческих ценностей. На протяжении многих веков люди стремились приумножить не только материальные богатства своей семьи, своего народа, способствовать развитию экономики, но и создавать произведения духовной культуры, способствовать росту авторитета своей страны на международной арене, содействовать развитию науки и техники. Основываясь на традициях своего народа, используя достижения всего человечества, они делали богаче эту землю, способствовали осуществлению исторического прогресса в России и в мире в целом. Их жизнь и деятельность фактически прошла под девизом, сформулированным великим русским педагогом К. Ушинским: «Будь сыном своей Родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее». В этом смысле «умножить» означает, что человек должен способствовать развитию всех сфер жизни общества, и материальных, и духовных. Но при этом все направления развития должны находиться в гармонии между собой, и не следует умалять значения каких-либо составляющих сферы человеческой деятельности.
3. Дедушка и бабушка завещали вам квартиру. Как должен быть оформлен документ, дающий вам право на наследство, чтобы он был признан правомочным? Какие документы вам необходимы для подтверждения вашего права на наследство? Какие действия в отношении полученной в наследство квартиры вы можете совершать до достижения вами совершеннолетия и при каких условиях?
Распорядиться квартирой на случай смерти бабушка и дедушка могли только путем составления завещания. Причем, каждый из них должен был совершить завещание лично на ту часть квартиры, которая ему принадлежит. Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Кроме нотариуса, аналогичным правом пользуется главный врач больницы, его заместитель или дежурный врач, если завещатель находится на лечении в больнице. На завещании, как правило, указывается место и дата его удостоверения. Для подтверждения права на наследство необходимо представить нотариусу заявление о принятии наследства (квартиры) или заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство. К заявлению прилагаются свидетельства о смерти бабушки и дедушки, документы на квартиру (справка БТИ, свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру и пр.), паспорт заявителя. Все эти документы вправе представить нотариусу родители несовершеннолетнего как его законные представители. При условии достижения 14-летнего возраста несовершеннолетний в соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса РФ может осуществлять сделки с недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, дарить, передавать в безвозмездное пользование и т.д.) только с письменного согласия родителей (законных представителей).
Билет 23
1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой
В эпоху первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения — социальным нормам,создаваемым в целях регулирования деятельности общества. Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в обществе они начинают перерастать внормы права и морали. Тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки: они представляют собой правила поведения общего характера; обладают той или иной степенью обязательности; направлены на упорядочение общественных отношений. Но наряду с общими признаками право имеет свои специфические характеристики, которые отличают его от других социальных регуляторов: правовые нормы устанавливаются государством; другие социальные нормы складывают правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других норма исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством; нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;
в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; для других социальных регуляторов возможно параллельное существование различных социальных норм (например, наличие разных религий в одном государстве). Если право — это система норм, то под нормой права следует понимать охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности. Нормы права, отличаются своей формальной определенностью и излагаются в источниках права. Теория права выделяет 3 основных источника права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный правовой акт. Нормативный правовой акт — это документ компетентного органа государственной власти или местного самоуправления, содержащий правовые нормы. Данный источник права имеет больший удельный вес в странах романо-германской правовой системы (Франция, ФРГ и т.д.). Это основной источник права и в Российской Федерации. Все нормативные правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). Все нормативные правовые акты можно разделить по их юридической силе на две большие группы: законы иподзаконные акты. Законы — это нормативные правовые акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой. Законы образуют стержень правовой системы. В Российской Федерации они принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ.
2. Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков школой считались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие такихзанятий считалось основой развития личности. Как вы думаете, почему древние греки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?
Игра, наряду с трудом и учением, является одной из форм деятельности человека. Человек, вступая в жизнь, познает ее через игру. Знаменитый психолог С.Л. Рубинштейн писал, что суть человеческой игры в способности, отображая, преображать действительность. Для ребенка игра является лучшим способом познакомиться с будущей взрослой жизнью. Благодаря играм дети копируют поведение взрослых, в них воспитываются общественно значимые качества, такие как находчивость, выносливость, сообразительность, коммуникабельность. Эта форма деятельности необходима для полноценного развития ребенка — как физического, так и психического. Любая игра основана на определенных правилах. Участие в ней воспитывает необходимость признавать и соблюдать правила. Она гармонична и системна. Благодаря ей ребенок может примерить на себя различные роли и выяснить, где он чувствует себя наиболее комфортно. В 1938 г. был опубликован трактат историка и культуролога Йохана Хейзинги «Человек играющий» (лат. Homo Ludens), посвященный всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. Хейзинга выделяет такой формальный признак игры, как свободу. Он подчеркивает, что игра не опирается на какой-либо рациональный фундамент, ее важнейшая характеристика — иррациональность, Основное различие между игровой и трудовой деятельностью заключается в общем отношении к своей деятельности. Выполняя работу или участвуя в созидательном труде, человек делает не только то, что ему интересно или удовлетворяет его непосредственные потребности, но и то, что нужно сделать ему, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нем обязанности. Игра же никак не связана с насущным удовлетворением жизненных потребностей. Таким образом, игру можно определить как форму сознательной деятельности, где человек, осваивая регламентируемый правилами процесс, в силу своих способностей постигает сущность этого процесса и взаимосвязь происходящего с ним.
3. Вам поручили подготовить реферат на тему «Современное информационное общество». Составьте план ваших действий для выполнения этого задания.
Во-первых, необходимо составить план реферата. Реферат, как правило, должен состоять из следующих структурных элементов: 1) введение, в котором обосновывается актуальность темы, объект и предмет исследова 2) основных глав (разделов); как правило, в первой главе (разделе) излагаются основные 3) заключение, в котором кратко делаются основные выводы по проблеме; 4) список источников и литературы. Во-вторых, необходимо подобрать литературу: справочники, энциклопедии, учебники, монографии, статьи в различных журналах, таких как «Общественные науки и современность», «Полис» и т.д. Третьим этапом работы является написание реферата по составленному и согласованному с учителем плану.
Билет 24 1. Экономические цели и функции государства.
Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются: повышение благосостояния и качества жизни населения в России; обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;
развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;
улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.
Кважнейшим экономическим функциям государства относятся: формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов; регулирование кредитно-денежной системы страны;
развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма; защита и охрана всех видов собственности;
формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов; регулирование трудовых отношений в стране; охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику; регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства; сбор и распространение информации об экономическом развитии страны. Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей: увеличение объемов производства материальных благ; обеспечение более высокого уровня жизни; табильный уровень цен; справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории; охрана окружающей среды. Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизмналогообложения.
2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болезни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмотрено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.
Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права. Они закреплены в Гражданском кодексе РФ и принятых в соответствии с ним других нормативных правовых актах. Из условий задачи следует, что гражданка К. заключила договор возмездного оказания услуг с организатором курсов иностранного язьпса, по условиям которого должна была пройти обучение по конкретному учебному плану. За обучение гражданка К. внесла определенную плату. Поскольку перед заключением указанного договора обе стороны — гражданка К. и организаторы курсов — были свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора, следует признать, что в данном случае была соблюдена предусмотренная п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ свобода договора. Участники возникшего правоотношения равны между собой, приобрели и осуществляли свои гражданские права по договору возмездного оказания услуг и в своем интересе. Более того, посчитав свои права нарушенными, гражданка К. в соответствии с нормами, регулирующими защиту гражданских прав, восстанавливает их, обратившись с исковым заявлением в суд.
3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переделаешь», — утверждал папа. «Без дела жить — только небо коптить», — говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?
Под понятием труд принято понимать осознанную, целенаправленную деятельность по производству материальных и нематериальных благ. Именно в процессе трудовой деятельности создается экономическая основа общества. Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род занятий и деятельности. Он вправе, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Право на труд относится к основным правам и свободам человека. При этом важную роль играют такие нравственные качества человека, как трудолюбие либо, наоборот, тунеядство. Обратимся к высказываниям мыслителей прошлого: «Трудолюбие — душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс). «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер). «Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай» (Л. Толстой). «Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Писарев).
Билет 25
1. Мышление и речь.
Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы. Мышление — это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколений, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, производственной, художественной и т.д.). Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие — это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме в виде слов или словосочетаний (например, государство, железо, политический режим и др.). Суждение — это форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Оно выражается повествовательным предложением, которое может быть либо истинным, либо ложным. Например: «Все реки впадают в Балтийское море»; «Москва — столица России». Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением, или следствием. Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных формах: индукции, то есть перехода от единичных фактов к общим положениям; дедукции, то есть вывода от общего к частному; анализа и синтеза, то есть процессов мысленного разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей; в создании гипотез, теорий и т.д. Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление). Первоначальная функция речи - коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой. В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение ислушание) и письменную (письмо и чтение).
2. В 90-е гг. доход африканских стран, расположенных к югу от Сахары, снизился по сравнению с концом 70-х гг. Об обострении какой глобальной проблемы свидетельствует этот факт? Какие другие глобальные проблемы существуют в мире?
Этот факт свидетельствует об обострении проблемы «Север-Юг» — именно так называют рост экономического отставания стран третьего мира от ведущих государств Запада. Как правило, отставание связано с тяжелой демографической ситуацией в этих странах, а именно быстрым увеличением населения, что резко обостряет все проблемы и прежде всего проблему продовольствия. В истории экономической науки было сформулировано несколько причин слабого экономического развития: 1) темпы роста населения выше темпов экономического роста. Эту причину 2) политическая нестабильность прямо отражается на инвестиционном процессе и 3) неверная ошибочная экономическая политика правительства (неразумная нало 4) географические, исторические и культурные особенности страны (например, которых возможно лишь в глобальном, т.е. мировом масштабе. От их решения зависят перспективы развития человечества. К числу глобальных проблем относятся проблемы экологии, здравоохранения, войны и мира, международного терроризма, возобновляемое™ энергетических ресурсов, продовольственная, сырьевая, демографическая проблемы, преодоление отсталости стран и народов, освоение Космоса и мирового океана, обеспечение достойного будущего человечества и т.д.
3. Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить же
Для более успешного поиска работы необходимо правильно составить резюме. Резюме — это характеристика человека, составленная им самим, представляемая в организацию при поиске работы. Единой стандартной формы резюме не существует. Оно, как правило, составляется на одной странице в произвольной форме и содержит следующую информацию: 1) фамилия, имя, отчество, 2) год рождения, 3) контактные телефоны, 4) на какую работу рассчитываете, 5) образование, 6) есть ли опыт работы, 7) дополнительное образование (курсы, тренинги и др.), 8) какие дополнительные навыки имеются (умение владеть персональным компью 9) желательно указать несколько своих личностных черт, которые помогают дос
Билет 26
1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Доходы отдельного человека и общества формируются из нескольких источников: заработной платы, банковских процентов от внесенного вклада, дивидендов на имеющиеся акции, денежные средства, выигранные в лотерею и т.д. Размеры доходов, их надежность и стабильность влияют на поведение человека в условиях рьшочной экономики. В любом государстве люди делятся на богатых и бедных. Причиной имущественного неравенства являются прежде всего различия в социальном положении различных групп населения. Как определяется бедность? В этих целях фиксируется прожиточный минимум, согласно которому устанавливается минимум средств, с помощью которых возможно поддержание жизнедеятельности человека. Границей бедности признается стоимость минимально необходимых ежемесячных расходов на потребление, позволяющих поддерживать здоровье человека и его жизнедеятельность. Черта бедности — это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных. На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавливаемые государством минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии. Поэтому с каждым годом все большее значение в социальной политике имеет «адресная помощь» государства наиболее нуждающимся людям — социально незащищенным слоям населения. Борьба с бедностью в России осуществляется по следующим направлениям: обеспечение равных возможностей в получении образования и доступа к профес создание специальных центров переподготовки, финансируемых из средств го квотирование рабочих мест для инвалидов;
льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных категорий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.);
ежемесячные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла, ветеранам труда и т.д.; компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии на льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдельных мало выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам
2. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» описал действия мужика, который, чтобы спасти генералов, «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков... Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек... разной провизии...». Какую форму деятельности
В данном отрывке приведены признаки практической деятельности человека, направленной на преобразование объектов природы. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд, с которым связано прежде всего создание и совершенствование орудий труда. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего развития. В данном случае речь идет о труде.
3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?
В данной ситуации следует придерживаться следующих правил поведения: Ни в коем случае нельзя входить в квартиру. Необходимо позвонить в дверь к соседям и попросить их вызвать милицию. Следует сообщить родителям о случившемся. До приезда милиции лучше находиться в квартире соседей, либо выйти на улицу Помните, что вы имеете право требовать присутствия родителей при совершении следственных действий.
Билет 27
1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Под налогом принято понимать определенную сумму денежных средств, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец определенного имущества должен уплатить в пользу государства. Налоги появились с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства. Благодаря налогам перераспределяется часть национального дохода от тех, кто создает прибыль или, не создавая ее, занимается другой общественно полезной деятельностью (врачи, учителя, работники правоохранительных органов, военнослужащие). Также за счет налогов осуществляется и социальная поддержка населения (в виде стипендий, пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат). Уплату налогов осуществляют основные участники производства - работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица). Разделяют прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся те, которые уплачиваются с какого-то имущества или дохода в определенном размере (например, подоходный налог все граждане нашей страны должны уплачивать в размере 13 процентов от дохода). Косвенные же налоги взимаются обычно в сфере реализации или потребления товаров и услуг, следовательно, в конечном счете — с потребителей (когда вы покупаете товар в магазине, то уплачивая его цену, дополнительно должны оплатить и налог на добавленную стоимость). Виды налогов Прямые налоги Косвенные налоги
В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала формироваться с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы и включает: федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина); налоги субъектов Российской Федерации (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата местные (или муниципальные) налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог, Подобное разнообразие налогов обеспечивает решение многочисленных целей и задач, стоящих перед различными уровнями государственной и муниципальной власти, дает возможность реализовать разнообразные функции в процессах регулирования экономической деятельности различных слоев общества.
2. Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин считает: «Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из властей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в гарантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями». Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объясните, почему конституция нуждается в гарантиях повышенной стабильности.
Конституция (от лат. constitutio —установление, учреждение) — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления. Конституция призвана выражать интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.
Конституция выполняет несколько функций, в том числе учредительную, организаторскую и юридическую.Учредительная функция выражается в том, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, учреждая для них соответствующую нормативную базу. То есть учредительные начала конституции проявляются и по отношению к политической системе общества в целом, и по отношению к системе государственных органов. Организаторская функция Конституции заключается в том, что она стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе Основного закона. Конституция носит основополагающий характер, так как она регулирует наиболее важные общественные отношения, является базой развития общества. Ее задачей является раскрытие и закрепление самого главного в общественных отношениях. Одновременно конституция должна выражать интересы народа. Чтобы созданные Конституцией новые общественные отношения заработали в полную силу, этот документ должен действовать достаточно долго и быть стабильным. Стабильность, являясь одной из основных черт конституции, означает длительность ее действия без внесения существенных изменений. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Стабильность конституции обеспечивается и усложненным порядком внесения изменений в Основной закон.
3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом.Каждая личность в обществе выполняет определенные социальные функции: для школьника и студента — это учеба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д., то есть может иметь несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребенка являются гражданами России, он тоже становится гражданином России; предписанным является статус мужчины или статус женщины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д.). Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае говорят о социальной роли личности. То есть социальная роль личности — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, который ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Социальная роль представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей денного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, министр, президент и т.п.) или же иметь неформальный характер. Ролевая идентификация — это процесс усвоения образцов поведения, связанных с той или иной статусной позицией. Как правило, человек обладает не одной, а несколькими социальными ролями. Совокупность таких социальных ролей называется ролевой системой. Уильям Шекспир такое состояние гениально описал: «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль». Конечно, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных можно выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их успешному выполнению членами общества возможно и нормальное функционирование общества в целом. Но каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, человек становится пассажиром и обязан выполнять правила проезда в автобусе, в магазине человек выполняет роль покупателя, в театре — роль зрителя и т.д. Многообразие социальных ролей может стать причиной межролевых конфликтов. Например, тяжело совмещать роль любящего отца, который много времени должен проводить с детьми, и роль крупного государственного деятеля, который по роду своей деятельности не имеет возможности много времени уделять семье. Но человек всегда имеет возможность выбрать из множества социальных ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально адекватно применять свои способности.
Билет 28
1. Человек и его ближайшее окружение.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы. Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая представляет собой небольшое объединение людей — от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни. Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы. По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д. По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официальные) инеформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.). Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, например, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д. Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является младшим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д. Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное воздействие на человека малой группы в том, что: отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять сущест группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно восприни
мать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков; группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития. Для нормального психологического развития человек должен иметь максимально объективные знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для личности своеобразными зеркалами, в которых отражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой, особенно, если группа представляет собой сплоченный высокоразвитый коллектив. Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом. Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М.Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно,становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый — внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй — конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.
2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г. и вступивший в действие с 1 января 1997 г., воплотил в себе гуманистические начала уголовного права, последовательно реализовы-вая принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Уголовный кодекс РФ ориентирован в первую очередь на охрану от преступных посягательств жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан, а также на предупреждение преступлений. В отличие от прежних Уголовных кодексов, ставивших на первое место защиту государственных интересов, Особенная часть УК начинается с раздела о преступлениях против личности. Конституция провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это обязанность государства Защита личности предполагает прежде всего защиту жизни и здоровья человека, что согласуется с нормами международного права (ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.). В раздел VII «Преступления против личности» Особенной части Уголовного кодекса РФ входят следующие главы: гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья», гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», гл. 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних».
3. Семья Петровых накопила значительную сумму сбережений. Семья рассматривает несколько вариантов размещения своих накоплений: открыть счет в банке, купить новую мебель, приобрести земельный участок для постройки дачи. Помогите семье сделать наиболее рациональный (выгодный) выбор с учетом того, что экономисты прогнозируют рост инфляции в течение года 25%.
В банке размещать сбережения нерационально, потому что размер инфляции будет намного превышать процентную ставку по вкладу, которая, как правило, в среднем обычно составляет 9%. Таким образом, денежные средства будут быстро обесцениваться. Наиболее удачным следует признать либо покупку мебели, либо приобретение земельного участка. Покупка мебели является долгосрочным вложением, но не приносит владельцу прибыли, тогда как покупка земли, учитывая рост цен на земельные участки, при последующей продаже, сдаче в аренду, может оказаться источником прибыли. К тому же земля как ресурс экономики позволяет производить продукцию. Мебель же имеет тенденцию к амортизации и износу, то есть через некоторое время она исчерпает свой ресурс, как любой потребительский товар. Таким образом, лучшим вложением денег является приобретение земельного участка для постройки дачи. Но следует помнить, что такая покупка требует длительного времени и оформления многочисленных документов.
Билет 29
1. Личность. Межличностные отношения.
Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной деятельности и общения. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) называются межличностными отношениями.Они могут быть классифицированы по различным основаниям. 1. Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, Президент РФ — глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми. 2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нормами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются между людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами. В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами — симпатией (внутреннее расположение, привлекательность человека) иантипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формирует общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимосвязь характера, поведения и внешнего облика человека. Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести: 1) неумение различать намерения и мотивы действия людей; 2) неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними; 3) наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго 4) наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной 5) стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о 6) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление пола Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных условиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения — дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.
2. Определите, о каком виде юридической ответственности идет речь в перечисленных случаях: а) ответственность наступает только за совершение преступления. Реализуется ответственность в наиболее жесткой форме государственного принуждения — лишения свободы; б) ответственность выражается в таких мерах, как выговор, строгий выговор, увольнение и др.; в) ответственность выражается в возложении на виновного обязанности возместить причиненyый им имущественный вред. Приведите примеры правонарушений, за которые последует соответствующий вид юридической ответственности.
A) Уголовная ответственность — это правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному мер государственного принуждения в виде наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. От других форм юридической ответственности она отличается повышенной тяжестью. Уголовная ответственность возникает с момента совершения преступления, но реализуется постепенно, начиная с момента привлечения лица в качестве обвиняемого и прекращается либо по отбытии наказания, либо освобождения от уголовной ответственности, либо в силу актов об амнистии или помиловании. Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических юридических отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие. Все составы преступлений зафиксированы в Уголовном кодексе РФ, например: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кража (ст. 158), гра Б) Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, который наступает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за нарушение служебных обязанностей, которые устанавливаются Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на предприятиях и в организациях, уставами и др. (например, за опоздание на работу, прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и т.д.). Применяется к нарушителям трудовой, служебной дисциплины. Заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией того предприятия, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом. B) Гражданско-правовая ответственность — это установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Заключается она в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда). Неправомерное поведение может состоять в недобросовестности продавца, продавшего некачественный товар, в совершении незаконной сделки, в причинении имущественного ущерба и морального вреда и т.д. В качестве гражданско-правовых санкций применяются: ограничение дееспособности; признание сделки недействительной; расторжение договора; взыскание удвоенной суммы задатка; выселение из жилого помещения; взыскание неустойки, убытков, компенсация морального вреда и др.
3. Вы решили укрепить свое здоровье и приобрести все необходимое для занятий лыжным спортом. Определившись с предметами покупки, вы оценили свои денежные ресурсы. Осталось выбрать место и условия покупки. Есть неско ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|