Здавалка
Главная | Обратная связь

Представление о функциональной системе (П.К. Анохин). Формирование функциональной системы на каком-либо примере.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Физиология»

 

 

выполнила: студентка

группы СОФ- 21 Авдолова Е. С.

проверил: кафедры ТМФВ

Алешина Т. Е.

 

Калуга 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Представление о функциональной системе (П.К. Анохин). Формирование функциональной системы на каком-либо примере.

2. Заполнение таблицы.

3. Описание регуляции дыхания.

4. Описание регуляции сердечной деятельности.

5. Описать динамику ЧСС и АД у одного человека в течении недели.

6. Список литературы.

 

Представление о функциональной системе (П.К. Анохин). Формирование функциональной системы на каком-либо примере.

Объективные возможности для изучения физиологических функций организма создает общая теория систем. Система – целое, составленное из частей, их соединение. Функциональная система – совокупность взаимосвязанных органов и элементов управления физиологическими реакциями, обеспечивающих единую функцию с положительным конечным результатом.

Понятие функциональной системы в современную физиологию ввел П. К. Анохин. Под функциональной системой он понимал такое объединение различных органов, структурных образований организма, благодаря которому достигается полезный приспособительный результат.

В рамках функциональной системы выявляется вероятностный характер поведения организма. Выбор ответной реакции в ответ на действие внешнего раздражителя осуществляется в условиях неопределенности. Однако для биологической системы неопределенность выбора ограничивается реакциями, направленными на получение полезного приспособительного результата.

По мнению П. К. Анохина, свойство добиваться положительного адаптивного результата возникло на самых ранних ступенях эволюции. Однако свое завершение оно получило только у высших животных. Появление устойчивых систем с чертами саморегуляции стало возможно потому, что возник первый полезный результат этой саморегуляции в виде устойчивости, способности к противодействию факторам внешней среды.

Активное отражение действительности, представляющее новый этап развития системного управления, проявилось в так называемом опережающем его характере. Опережение, по П. К. Анохину, - это активное, без ожидания толчка извне, отражение. Способность опережать внешние воздействия – результат непрерывного накопления информации, отражения внешнего мира. Мозг высших животных и человека является идеальным инструментом отражения действительности. Это отражение носит активный характер. Животное, обладающее высокоорганизованным мозгом, вносит в это отражение свои коррективы в соответствии жизненными потребностями, что и позволяет формировать поведенческие реакции. Поведенческие реакции в конечном итоге являются лишь средством достижения полезного приспособительного результата.

Взаимодействие различных структур в складывающейся функциональной системе обуславливает ее дальнейшее развитие на основе частных механизмов интеграции. В свою очередь, сложившая функциональная система детерминирует деятельность отдельных органов, поднимая их работу на новую качественную ступень. Внутреннее единство их функций является необходимым условием формирования функциональной системы управления жизнедеятельностью целостного организма.

Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы ФС составляет афферентный синтез. Афферентный синтез – процесс отбора и синтеза различных сигналов об окружающей среде и степени успешности деятельности организма в ее условиях, на основе которого формируется цель деятельности, управление ею.
Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации (т.е. информации о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотивационное возбуждение появляется в центральной нервной системе с возникновением у животного или человека какой-либо потребности. Мотивационное возбуждение играет особую роль в формировании афферентного синтеза. Любая информация, поступающая в центральную нервную систему, соотносится с доминирующим в данное время мотивационным возбуждением, которое является как бы фильтром, отбирающим нужное и отбрасывающим ненужное для данной мотивационной установки.
Обстановочная афферентация – информация о внешней среде. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения.

Основные признаки ФС. П.К.Анохиным были сформулированы следующие признаки функциональной системы:
1) ФС, как правило, является центрально-периферическим образованием, становясь, таким образом, конкретным аппаратом саморегуляции. Она поддерживает свое единство на основе циркуляции информации от периферии к центрам и от центров к периферии.
2) Существование любой ФС непременно связано с существованием какого-либо четко очерченного приспособительного эффекта. Именно этот конечный эффект определяет то или иное распределение возбуждения и активности по функциональной системе в целом.
3) Наличие рецепторных аппаратов позволяет оценивать результаты действия функциональной системы. В ряде случаев они могут быть врожденными, а в других – выработанными в процессе жизни.
4) Каждый приспособительный эффект ФС (т.е. результат какого-либо действия, совершаемого организмом) формирует поток обратных афферентаций, достаточно подробно представляющий все наглядные признаки (параметры) полученных результатов. В том случае, когда при подборе наиболее эффективного результата эта обратная афферентация закрепляет наиболее успешное действие, она становится “санкционирующей” (определяющей) афферентацией.
5) Функциональные системы, на основе которых строится приспособительная деятельность новорожденных животных к характерным для них экологическим факторам, обладают всеми указанными выше чертами и архитектурно оказываются созревшими к моменту рождения.

Адаптация.

Адаптация – это эффектная и экономная, адекватная приспособительная деятельность организма к воздействию факторов внешней среды. В адаптации можно выделить две противоборствующие тенденции: с одной стороны – отчетливые изменения, затрагивающие в той или иной мере все системы организма, с другой – сохранение гомеостаза, перевод организма на новый уровень функционирования, при непременном условии – поддержании динамического равновесия.

Согласно представлениям П. К. Анохина, адаптацию следует рассматривать как формирование новой функциональной системы, в которой заложен приспособительный эффект. Сама функциональная система выступает как сложный физиологический механизм, сущностным содержанием которого является получение полезного приспособительного результата. Типичным примером адаптации с положительным результатом является приспособление к физическим нагрузкам.

Системная организация адаптивных реакций предполагает возможность их осуществления как на уровне физиологически зрелого организма, так и задолго до наступления физиологической зрелости. Концепция системогенеза П. К. Анохина дает объяснение этому: в ходе индивидуального развития в первую очередь формируют системы, обеспечивающие выживание ребенка после рождения. При оценке адаптивных возможностей детей и подростков к физической нагрузке необходимо нестолько абсолютные сдвиги в работе отдельных систем и органов, сколько показатели их согласованности, интегративной функции, обеспечивающей сам адаптационный эффект. Чем выше уровень интеграции, координированности сложных регуляторных процессов, тем эффективнее адаптация.

Совершенствование механизмов адаптации – это, прежде всего улучшение процессов регуляции и соотношений физиологических функций. Адаптация целостного организма не исключает, а предполагает, что функциональные и структурные изменения происходят как на органном, так и клеточном уровнях.

Адаптация на клеточном уровне сопряжена с активацией энергетических и пластических процессов. Основным механизмом клеточной адаптации является поддержание постоянства основного энергетического содержания – АТФ. Это постоянство обеспечивается усилением жиромобилизующего действия гормонов надпочечников, а также повышением эффективности окислительного цикла (цикл трикарбоновых кислот Кребса).

 

Таблица.

Эндокринная железа Топография железы Гормоны железы Функции гормонов
Железами внутренней секреции, или эндокринными железами, называют органы, которые не имеют выводных протоков и выделяют свой секрет (гормон) непосредственно во внутреннюю среду организма – кровь, лимфу и тканевую жидкость. К эндокринным железам относятся следующие органы: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, вилочковая железа, надпочечники и половые железы. Гипоталамус обеспечивает функциональное взаимодействие между нервной и эндокринной системами, координирует работу желез внутренней секреции. В основном железы внутренней секреции состоят из стромы и паренхимы. Железы внутренней секреции иннервируются вегетативной нервной системой. Нарушение работы желез внутренней секреции проявляется либо увеличением продукции ее гормонов – гиперфункцией, либо уменьшением – гипофункцией. Расположение желез внутренней секреции: 1 — гипофиз; 2 — эпифиз; 3 — щитовидная железа; 4 — околощитовидные железы; 5 —- зобная железа; 6 — надпочечники; 7 — поджелудочная железа; 8 — половые железы.   Гормоны – это высокоактивные биологические вещества, которые в небольших количествах осуществляют местную (локальную) и общую регуляцию функций организма. Гормоны могут действовать как на значительном отделении от места образования, так и непосредственно на окружающие клетки. Многие гормоны синтезируются в виде прогормонов и только в комплексе Гольджи клеток они превращаются в биологически активную форму. По химической структуре гормоны подразделяют на белковые, или полипептидные (инсулин, соматостатин), стероидные, или липидные (половые), и производные аминокислот (адреналин, норадреналин, тироксин). По физиологическому действию гормоны подразделяются на пусковые, или тропные , которые действуют на другие железы внутренней секреции, и исполнители – действующие на рецепторы клеток и тканей организма (например, инсулин). Всем гормонам свойственны: избирательность действия, строгая направленность действия, отсутствие видовой специфичности, высокая биологическая активность. Эндокринные железы принимают участие во всех процессах жизнедеятельности. Функция 1гормонов: дифференцировка. У развивающегося эмбриона гормоны играют существенную организующую роль, которая наиболее очевидно проявляется в дифференцировке полового тракта (тестостерон) и центральной нервной системы (тироксин). Функция 2 гормонов: размножение. Гормоны, как правило, необходимы для успешного становления репродуктивных функций. Оплодотворение, имплантация яйцеклетки, беременность и лактация - все эти процессы требуют участия многих гормонов, которые для особей мужского, пола не менее важны, чем для особей женского. Одни и те же гормоны у представителей обоих полов регулируют комплементарные функции, т. е. дифференцировку и развитие сперматозоидов и яйцеклеток. Функция 3 гормонов: рост и развитие. Гормоны необходимы для роста и развития созревающего организма. Оптимальный рост обусловливается совместным действием гормона роста, тиреоидных гормонов и инсулина, причем присутствие неадекватных количеств антагонистов инсулина или половых стероидов может тормозить рост. Функция 4 гормонов: адаптация. Гормоны принимают важнейшее участие как в кратковременной, так и в долговременной адаптации к количеству и качеству потребляемой пищи. Они необходимы и для успешной адаптации к изменениям поступления жидкости и электролитов из окружающей среды. Функция 5 гормонов: старение . Неумолимый процесс старения сопровождается снижением секреции половых гормонов у представителей обоих полов, хотя у особей женского пола это проявляется более отчетливо.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.