Представление о функциональной системе (П.К. Анохин). Формирование функциональной системы на каком-либо примере.Стр 1 из 3Следующая ⇒
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Физиология»
выполнила: студентка группы СОФ- 21 Авдолова Е. С. проверил: кафедры ТМФВ Алешина Т. Е.
Калуга 2012 СОДЕРЖАНИЕ 1. Представление о функциональной системе (П.К. Анохин). Формирование функциональной системы на каком-либо примере. 2. Заполнение таблицы. 3. Описание регуляции дыхания. 4. Описание регуляции сердечной деятельности. 5. Описать динамику ЧСС и АД у одного человека в течении недели. 6. Список литературы.
Представление о функциональной системе (П.К. Анохин). Формирование функциональной системы на каком-либо примере. Объективные возможности для изучения физиологических функций организма создает общая теория систем. Система – целое, составленное из частей, их соединение. Функциональная система – совокупность взаимосвязанных органов и элементов управления физиологическими реакциями, обеспечивающих единую функцию с положительным конечным результатом. Понятие функциональной системы в современную физиологию ввел П. К. Анохин. Под функциональной системой он понимал такое объединение различных органов, структурных образований организма, благодаря которому достигается полезный приспособительный результат. В рамках функциональной системы выявляется вероятностный характер поведения организма. Выбор ответной реакции в ответ на действие внешнего раздражителя осуществляется в условиях неопределенности. Однако для биологической системы неопределенность выбора ограничивается реакциями, направленными на получение полезного приспособительного результата. По мнению П. К. Анохина, свойство добиваться положительного адаптивного результата возникло на самых ранних ступенях эволюции. Однако свое завершение оно получило только у высших животных. Появление устойчивых систем с чертами саморегуляции стало возможно потому, что возник первый полезный результат этой саморегуляции в виде устойчивости, способности к противодействию факторам внешней среды. Активное отражение действительности, представляющее новый этап развития системного управления, проявилось в так называемом опережающем его характере. Опережение, по П. К. Анохину, - это активное, без ожидания толчка извне, отражение. Способность опережать внешние воздействия – результат непрерывного накопления информации, отражения внешнего мира. Мозг высших животных и человека является идеальным инструментом отражения действительности. Это отражение носит активный характер. Животное, обладающее высокоорганизованным мозгом, вносит в это отражение свои коррективы в соответствии жизненными потребностями, что и позволяет формировать поведенческие реакции. Поведенческие реакции в конечном итоге являются лишь средством достижения полезного приспособительного результата. Взаимодействие различных структур в складывающейся функциональной системе обуславливает ее дальнейшее развитие на основе частных механизмов интеграции. В свою очередь, сложившая функциональная система детерминирует деятельность отдельных органов, поднимая их работу на новую качественную ступень. Внутреннее единство их функций является необходимым условием формирования функциональной системы управления жизнедеятельностью целостного организма. Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы ФС составляет афферентный синтез. Афферентный синтез – процесс отбора и синтеза различных сигналов об окружающей среде и степени успешности деятельности организма в ее условиях, на основе которого формируется цель деятельности, управление ею. Основные признаки ФС. П.К.Анохиным были сформулированы следующие признаки функциональной системы: Адаптация. Адаптация – это эффектная и экономная, адекватная приспособительная деятельность организма к воздействию факторов внешней среды. В адаптации можно выделить две противоборствующие тенденции: с одной стороны – отчетливые изменения, затрагивающие в той или иной мере все системы организма, с другой – сохранение гомеостаза, перевод организма на новый уровень функционирования, при непременном условии – поддержании динамического равновесия. Согласно представлениям П. К. Анохина, адаптацию следует рассматривать как формирование новой функциональной системы, в которой заложен приспособительный эффект. Сама функциональная система выступает как сложный физиологический механизм, сущностным содержанием которого является получение полезного приспособительного результата. Типичным примером адаптации с положительным результатом является приспособление к физическим нагрузкам. Системная организация адаптивных реакций предполагает возможность их осуществления как на уровне физиологически зрелого организма, так и задолго до наступления физиологической зрелости. Концепция системогенеза П. К. Анохина дает объяснение этому: в ходе индивидуального развития в первую очередь формируют системы, обеспечивающие выживание ребенка после рождения. При оценке адаптивных возможностей детей и подростков к физической нагрузке необходимо нестолько абсолютные сдвиги в работе отдельных систем и органов, сколько показатели их согласованности, интегративной функции, обеспечивающей сам адаптационный эффект. Чем выше уровень интеграции, координированности сложных регуляторных процессов, тем эффективнее адаптация. Совершенствование механизмов адаптации – это, прежде всего улучшение процессов регуляции и соотношений физиологических функций. Адаптация целостного организма не исключает, а предполагает, что функциональные и структурные изменения происходят как на органном, так и клеточном уровнях. Адаптация на клеточном уровне сопряжена с активацией энергетических и пластических процессов. Основным механизмом клеточной адаптации является поддержание постоянства основного энергетического содержания – АТФ. Это постоянство обеспечивается усилением жиромобилизующего действия гормонов надпочечников, а также повышением эффективности окислительного цикла (цикл трикарбоновых кислот Кребса).
Таблица.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|